Цели, задачи и функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение целей, задач и функций государства с позиций теории государства и права.
В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
- исследовать понятия и признаки государства;
- определить цели и задачи государства;
- рассмотреть понятия и виды функций государства;
-дать анализ основных форм осуществления функций государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА
1.1.Понятие и признаки государства……………………………………..5
1.2.Сущность и содержание целей и задач государства………………..9
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
2.1.Функции государства: понятие и виды…………………………….12
2.2.Формы осуществления функций государства……………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Павел гос. право 28,05,13).docx

— 45.88 Кб (Скачать файл)

Научное и практическое значение данной классификации состоит в  том, что она способствует изучению и совершенствованию  разделения труда между отдельными звеньями механизма государства по выполнению его функций, тесно соотносится  с принципом разделения властей.

Наряду с изложенной в  науке получила распространение  имеющая не меньшую теоретико - практическую значимость классификация, критерием которой является однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по осуществлению его функций. Она служит выяснению того, как механизм государства осуществляет его функции, каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право. Сообразно этой классификации в работе всех звеньев механизма государства различается деятельность правовая и чисто фактическая или, как представляется более целесообразными ее называть - организационная.

«Деление форм осуществления функций государства на правовые и организационные не означает умаления или тем более отрицания первостепенной организующей роли права и общественной жизни. Правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы – правовые»15.

Под правовыми формами  осуществления функций государства  понимается «однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственное этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на оперативно - исполнительную и правоохранительную»16.

Правотворческая деятельность - это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

Правоприменительная деятельность - это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно - исполнительная и охранительная.

Оперативно - исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно- распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

«Правоохранительная деятельность - это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставляемых гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей»17.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях,- охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

От правовых форм осуществления  функционирования государства отличаются чисто фактические или организационные  формы реализации его функций, которые  заключаются в однородной по своим  внешним признакам деятельности государства, не влекущей за собой юридических  последствий. В то же время формы  организационной, фактической деятельности так или иначе реализуются  в пределах определенного правового  регулирования, на основе выполнения требований законности.

Выделяются следующие  организационные формы деятельности государственных органов по осуществлению  функций государства: а) организационно - регламентирующая; б) организационно - хозяйственная; в) организационно - идеологическая.

Организационно - регламентирующая деятельность - это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно- политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно - хозяйственная деятельность - это оперативно- техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснование, контрольно- ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций.

Организационно - идеологическая деятельность - это повествовательная оперативно - разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (например, разъяснение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и так далее)18.

Таким образом, функции государства - это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Выводы.

1.Порядок взаимоотношений  между членами общества и применения  власти определяется конституцией, законами и другими правовыми  документами государства, которые  являются частью устройства государства;  а также традициями, сформировавшимися  внутри государства, в исторической  действительности.

2.Цели и задачи государства  в решающей степени зависят  от его социально-классовой сущности  и содержания, его социально-классовой  предопределенности и направленности, а также в значительной мере  — от его идеологической обусловленности.

3.Задачи и функции государства  — явления соотносимые, тесно  взаимосвязанные, но несовпадающие.  Их нельзя ни противопоставлять,  ни отождествлять. В задачах  государства определяются его  социальное назначение, историческая  миссия в тот или иной исторический  период.

4.Органическое сочетание  решения реформаторских задач  и осуществления соответствующих  направлений деятельности государства  с традиционными для любого  государства задачами и направлениями  деятельности имеет принципиальное  значение, ибо перекос в сторону  традиционной для государства  повседневности и рутинности  чреват консерватизмом и застоем.

5.Функции государства  - это цельная, взаимосвязанная  деятельность всей системы государственных  органов, направленная на гармоничное  экономическое, социальное и духовное  развитие общества, при непременном  взаимодействии и сотрудничестве  с другими государствами.

6.Комплексный подход к  рассмотрению целей, задач и  функций государства позволил  выявить, что данные понятия  находятся в неразрывной связи,  взаимодополняют и взаимообуславливают  друг друга, не являясь, однако, при этом идентичными. Цели, задачи  и функции не могут реализовываться  по-отдельности, и именно их  адекватная совокупность составляет  основу существования государственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Конституция Российской Федерации (в последней действующей )

2.Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права. Учебник. СПб., 2009.

3.Большой Юридический  Словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Кругских.- М., 2006.

4.Борисенко А.В. Осуществление  функций государства в правоведческом  аспекте // Государство и право. 2012. №5. С. 21.

5.Венгеров А.Б. Теория  государства и права: Учебник.  М., 2008.

6.Габер В.А. Функции  государства. М., 2007.

7.Гойман-Червонюк В.И.  Очерк теории государства и  права: В 2 ч. М., 2010.

8.Диаконов В.В Учебное  пособие по теории государства  и права. М., 2004.

9.Жеругов Р.Т.. Теория государства  и права. М., 2003.

10.Жигуленков М. В.Функции  государства// Право и политика. 2013, №1.

11.Комаров С.А. Общая  теория государства и права.  М., 2007.

12. Левицкий А.Н. Актуальные  вопросы государства и права  // Теория права: новые идеи. М./ 2013. Вып.1. С.19.

13. Куликов С.Г.Современное  понимание признаков государства  // Политические проблемы теории  государства. М., 2012. С. 18.

14.Матузов Н.И., Малько  А.В. Теория государства и права:  Учебник. М., 2011.

15.Марченко М.Н. Теория  государства и права: Учебник.  М., 2009.

16.Морозова Л.А. Проблемы  современной российской государственности:  Учебное пособие. М., 2008.

17.Морозова Л.А. Функции  российского государства на современном  этапе // Государство и право. 2007. № 6.

18.Общая теория права  и государства: Учебник / Под  ред. В.В. Лазарева. М., 2011.

19.Общая теория государства  и права. Академический курс: В  3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006.

20.Общая теория права  /Под ред. Пиголкина А. С.  М.,  2005.

21.Просвирнин Ю.Г. Информационная  функция государства // Журнал  российского права, № 3, 2005.

22.Самощенко И.С. О правовых  формах осуществления функций   государства // Государство и право. 2007. №3.

23.Система государственного  управления / А.В. Пикулькин, под  ред. Т.Г. Морозовой.- М., 2007.

24.Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2008.

25.Сырых В.М. Теория государства и права / Отв. ред. Чибиряев. М., 2008.

26.Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - М., 2009.

27.Теория права и государства в схемах и определениях (учебное пособие) / В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик.- М., 2006.

28.Хропанюк В.Н. Теория государства и права/Под ред. Профессора В.Г. 29

29.Урсул А.Д. Государство в стратегии устойчивого развития. М., 2003.

30.Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2009.

 

 

 

1 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2008. С. 31.

2 Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2009. С. 122.

3 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2011. С. 98.

4 Куликов С.Г.Современное понимание признаков государства // Политические проблемы теории государства. М., 2012. С. 18.

5 Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2009. С. 112.

6 Жигуленков М. В.Функции государства// Право и политика. 2013, №1. С. 15.

7 Общая теория государства и права. Академический курс: В 3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006. С. 131.

8 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М., 2011. С. 197.

9 Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права: В 2 ч. М., 2010. С. 135.

10 Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности. М., 2008. С. 155.

11 Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2009. С. 181.

12 Левицкий А.Н. Актуальные вопросы государства и права // Теория права: новые идеи. М./ 2013. Вып.1. С.19.

13 Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права: В 2 ч. М., 2010. С. 207.

14 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2008. С. 203.

15 Борисенко А.В. Осуществление функций государства в правоведческом аспекте // Государство и право. 2012. №5. С. 21.

16 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2008. С. 130.

17 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2011. С. 216.

18 Чиркин В.Е. Государствоведение. М., 2009. С. 197.


Информация о работе Цели, задачи и функции государства