Характеристика конституционного статуса личности как ядра правовой свободы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность и содержание категории права, как меры свободы личности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
проанализировать понятия и соотношение права и свободы;
охарактеризовать права человека как государственно-правовое явление;
дать характеристику конституционного статуса личности, как ядра правовой свободы личности;
изучить проблематику понимания конституционных гарантий прав и свобод личности;
сформулировать категорию злоупотребления свободой личностью в российском праве.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы права как меры свободы 6
1.1 Понятие и соотношение права и свободы 6
1.2 Права человека как государственно-правовое явление 12
2 Характеристика конституционного статуса личности как ядра правовой свободы личности 17
2.1 Конституционный статус личности 17
2.2 Классификация прав и свобод человека и гражданина 20
2.3 Проблематика понимания конституционных гарантий прав и свобод личности 27
2.4 Категории ограничения и злоупотребления свободой личности в российском праве 33
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 85.69 Кб (Скачать файл)

Закон предусматривает право  граждан создавать религиозные  группы и религиозные организации  при условии, что их цели и действия не противоречат закону. Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер образования в государственных и муниципальных учебных заведениях. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право  свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Мысль не свободна, если она  не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий. Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Свобода слова означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием. Это обеспечивается не только гарантиями самой свободы слова, но и правом свободно передавать, производить и распространять информацию, запретом цензуры.

Закон РФ №2124-I «О средствах массовой информации» предусматривает, что учредителем средств массовой информации может быть любой гражданин России, достигший 18-летнего возраста, кроме лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда, и душевнобольных граждан, признанных судом недееспособными6. Это право подлежит судебной защите.

Таким образом, под «правами человека» понимаются такие права, которые не ограничиваются определенным кругом людей, а распространяются на любого человека.

Соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуются, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы. Однако термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата.

1.2 Права человека  как государственно-правовое явление

 

Институт прав человека представляет собой целостную систему в  политически организованном, демократическом обществе. Смысл такой системы – обеспечить нормальное, естественное развитие общества на основе экономических, социальных, духовных факторов. В соответствии с этим политическая власть должна быть «цивилизованной с человеческим лицом». Должно быть обеспечено такое функционирование института прав человека, когда бы оно, в полной мере сохраняя качества реализации норм права, не приводило бы к тоталитарным порядкам, раскрывался бы позитивный потенциал правового государства, происходило бы нормальное развитие общества. Мы считаем, что функционирование института прав человека должно способствовать нормальному развитию всего общества.

На современном этапе  общественного развития основные права  и свободы человека определяются как объективные условия, возможности жизнедеятельности человека, без которых не может существовать сам человек.

В комплексе эти свободы  и права характеризуют свободу  личности: независимость личности от государства и использование своих прав, свобод и законных интересов независимо от интересов других личностей. На протяжении всей своей истории человечество пытается сделать жизнь лучше. И оно добилось немалых результатов. Однако экономический и научно-технический потенциал часто используется, чтобы угнетать и убивать людей, способствовать их обнищанию.

С успехами мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и  ростом знаний людей, усложнением процессов  организации производства, идеи свободы личности, первичности прав человека приобретают все более важное значение. Уважение к человеку, признание его достоинства, самоценности, свободы мысли и поведения становится главной предпосылкой успешного развития общества. Свободный человек всегда дает обществу больше, чем несвободный, как бы оба понятия ни трансформировались с изменением конкретно-исторических условий. Специфика личных прав и свобод состоит не только в том, что они направлены на обеспечение автономии личности, ее защиту от внешнего вмешательства во внутренний мир человека, но и в том, что человек наилучшим образом защищен тогда, когда Конституция создает полный и исчерпывающий перечень прав и свобод7.

Право формируется одновременно и параллельно с государством (а в определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо – каждый новый шаг в развитии государства (и цивилизации в целом) приводит к дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот. Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. Но право обладает и собственной относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, т.е. право имеет самостоятельное значение по отношению к государству, хотя и формируется при непосредственном участии государства. Государство обеспечивает охрану прав человека и господствующих правовых отношений; государственное принуждение - постоянный гарант, подкрепляющий права человека. Гражданин вовлечен в устойчивую политико-правовую связь с государством, состоящую из взаимных прав и обязанностей, и государство может наиболее полно обеспечивать права и свободы граждан.

С развитием мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и  ростом знаний людей, усложнением процессов  организации производства, со становлением государства как истинно правового права человека становятся более разнообразными и приобретают все более важное значение.

Новое правосознание, адекватное реальностям современного мира, предполагает понимание значимости общечеловеческих ценностей.

Приоритетность международной  правовой системы определяется развитием современного мира, идущего от униформизма к плюрализму, наличием общесоциальных ценностей, их значимостью сравнительно с классовыми интересами. Решающей общесоциальной ценностью при этом является человеческая личность, ее права и свобода.

История показывает, что во всякой культуре существует некое согласие, своеобразный консенсус относительно того, что считать моральными, нравственными нормами. Этот этический консенсус может меняться или видоизменяться. Именно такое изменение переживает наше общество в настоящее время. В центре современного мировоззрения человек как высшая ценность и главное богатство общества. И главный вопрос сегодня заключается не только в том, какой человек нужен обществу, но и в том, какое общество нужно человеку, чтобы оно в полной мере соответствовало возможностям человека, его эстетическим и нравственным требованиям, комфортности, не наносило ущерб его достоинству, чести, чувству свободы и справедливости. Общечеловеческий разум ищет ответ на этот вопрос. Но для цивилизации данной эпохи важно, что он уже поставлен: сам человек нуждается в защите не меньше, чем окружающая его среда.

Формирование современного мышления в политической и правовой жизни общества имеет самое прямое отношение к проблеме прав человека в их практической реализации. Особое значение здесь имеет признание приоритета общечеловеческих ценностей, отход от конфронтации, учет опыта других государств в реализации прав человека, четкая позиция по вопросу об изначальном, главенствующем характере прав человека, что находит свое логическое развитие в принципе взаимной ответственности государства и личности.

На протяжении всей своей  истории человечество создавало  целые своды законов для руководства  социальным поведением людей, для наказания  преступных действий и поощрения поступков, соответствующих правовым нормам. Человеческие права обеспечивают каждому максимальную свободу его индивидуальности внутри собственного народа, защищают его жизнь и достоинство от всякого посягательства извне.

Права человека представляют собой единый комплекс прав и обязанностей. А по своей сути права человека – это воплощение в специфической форме высоких идей справедливости, человеческой свободы и равенства, что предполагает, в свою очередь, демократию, милосердие, гуманность.

Права человека в демократическом  обществе глубоко укоренились в  действующем законодательстве, в сознании людей и их повседневной жизни.

Всем странам конституционной  демократии присуща одна важная черта. Власть правительства в них ограничена законом, и люди обладают правами, которых их не может лишить никакое правительство. Основные права гражданам не даются правительством, они принадлежат людям и гарантированы конституцией. Каждый гражданин берет на себя ответственность за обладание теми человеческими качествами, которые обеспечивают ему необходимые основания определить лучший курс его жизни. Каждый гражданин обладает чувством собственного достоинства, потенциалом улучшить свое положение и совершенствовать свои знания, а также имеет желание и неотъемлемые права и, таким образом, имеет право на самоуправление.

Декларация прав и свобод человека и гражданина8, Конституция РФ исходят из того, что государство признает приоритете прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государства.

В соответствии с указанными положениями государство на конституционном уровне закрепило права, свободы человека и гражданина, определило систему их гарантий, методы и способы защиты, предусмотрело взаимную ответственность государства и личности.

Принцип взаимной ответственности  государства и личности выражает их связь, состоящую в том, что  государство выступает как носитель власти, а гражданин как субъект, подчиненный политическому авторитету (власти) государства.

Государство как носитель политической власти обладает особыми  полномочиями, направленными на упорядочение своих отношений с гражданами, на обеспечение прав и интересов личности. Прежде всего, государство на основе познания объективных потребностей общественного развития законодательно закрепляет объем прав и обязанностей, составляющих правовой статус личности. Основные параметры связей государства и личности обозначены в системе конституционных прав граждан. Однако набор прав и обязанностей личности не исчерпывается ее конституционным статусом, а развивается и конкретизируется в настоящем законодательстве.

Определение объема и характера  прав и свобод граждан – важное направление законотворческой деятельности государства.

Правильное отражение  в системе прав и свобод достигнутого уровня развития общества, законодательное обеспечение социальных возможностей личности – политическая, юридическая и социально-нравственная обязанность государства.

Провозглашая права и  свободы личности, государство берет  на себя и юридические обязательства  гарантировать эти права не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, социально-культурными  средствами.

Таким образом, институт прав человека призван обеспечить нормальное, естественное развитие государства  на основе правовых, экономических, социальных, духовных факторов.

 

 

2  Характеристика конституционного статуса личности как ядра правовой свободы личности

2.1  Конституционный статус личности

 

Конституционный статус личности – это правовое положение человека и гражданина в обществе и государстве.

Конституционный статус личности определяется нормативным актом, имеющим высшую юридическую силу Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием, и согласно ст. 135 Конституции может быть изменен либо Конституционным Собранием, либо путем всенародного голосования.

Конституционный статус личности в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

  • человек, его права и свободы – высшая ценность;
  • все граждане имеют права и свободы от рождения;
  • граждане имеют равные права;
  • основные права и свободы граждан не отчуждаемы;
  • осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц;
  • основные права и свободы гарантированы государством.

В структуре конституционного статуса личности выделяют три элемента:

  • конституционные права – это такие юридически признанные возможности человека избирать вид и меру своего поведения, которые могут быть реализованы только при условии исполнения соответствующей (корреспондирующей) юридической обязанности государства в лице государственных органов, должностных лиц, а также других субъектов права (право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование, право на обращение в государственные органы и др.). Так, осуществить свое право на жилище без участия других субъектов права человек не может. Но кто же должен в отношении него исполнить обязанность, чтобы у него появилось право на жилище? Здесь возможны два варианта.

Первый, если лицо (и его  семья) относится к категории  малообеспеченных, то необходимую ему (и его семье) жилую площадь он может получить, если жилищный отдел администрации соответствующего округа (города, района) выполнит свою обязанность и предоставит ему квартиру.

Второй, если лицо (и его семья) не относится к категории малообеспеченных, то при наличии у него необходимых денежных средств он приобретет жилую площадь, если строительная организация (или собственник жилья), с которой будет заключен договор купли-продажи квартиры, исполнит обязанность по предоставлению жилья нужного размера и качества;

  • конституционные свободы – это такие правомочия индивида, которые он может реализовывать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими органами государства, должностными лицами и другими субъектами права (право на жизнь, на достоинство, на свободу передвижения, слова, мысли, вероисповедания и т. п.). Реализация индивидом свобод, ему принадлежащих, предполагает лишь невмешательство со стороны других. Так, каждый может высказать свой взгляд на проводимую Президентом и Правительством политику, причем публично, в форме, не оскорбляющей чьи-либо честь и достоинство. Воспрепятствовать этому нельзя. Можно лишь при желании помочь, как сделало это Московское правительство, установив небольшое возвышение (трибуну) в начале пешеходной улицы Старый Арбат для желающих публично высказаться;
  • конституционные обязанности – это предписанные и закрепленные в Конституции определенные вид и мера необходимого (должного) поведения (обязанность платить налоги, сохранять окружающую среду, защищать Отечество). Обязанность в принципе не предлагает возможность выбора, но, однако, границы выбора, хотя и узкие, все же есть. Так, если гражданин не хочет платить большие налоги (20 или 30% от заработной платы), он может выбрать работу с меньшим заработком, отчисления от которого, согласно закону, всего 12%. Он вообще может не работать. Если мужчина не хочет служить в армии и его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, то он может быть занят на альтернативной гражданской службе.

Информация о работе Характеристика конституционного статуса личности как ядра правовой свободы личности