Характеристика конституционного статуса личности как ядра правовой свободы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть сущность и содержание категории права, как меры свободы личности.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
проанализировать понятия и соотношение права и свободы;
охарактеризовать права человека как государственно-правовое явление;
дать характеристику конституционного статуса личности, как ядра правовой свободы личности;
изучить проблематику понимания конституционных гарантий прав и свобод личности;
сформулировать категорию злоупотребления свободой личностью в российском праве.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы права как меры свободы 6
1.1 Понятие и соотношение права и свободы 6
1.2 Права человека как государственно-правовое явление 12
2 Характеристика конституционного статуса личности как ядра правовой свободы личности 17
2.1 Конституционный статус личности 17
2.2 Классификация прав и свобод человека и гражданина 20
2.3 Проблематика понимания конституционных гарантий прав и свобод личности 27
2.4 Категории ограничения и злоупотребления свободой личности в российском праве 33
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП.docx

— 85.69 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1 Теоретические основы  права как меры свободы 6

1.1 Понятие и соотношение  права и свободы 6

1.2 Права человека как государственно-правовое явление 12

2  Характеристика конституционного статуса личности как ядра правовой свободы личности 17

2.1  Конституционный статус личности 17

2.2 Классификация прав и свобод человека и гражданина 20

2.3 Проблематика понимания конституционных гарантий прав и свобод личности 27

2.4 Категории ограничения и злоупотребления свободой личности         в российском праве 33

Заключение 39

Список использованных источников и литературы 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изменения, происходящие в нашем обществе, закономерно сопровождаются переосмыслением многих понятий, переоценкой ценностей. В современный период, как, впрочем, и в иные времена реформ и исканий, проблемы человека, его свободы, отношения с государством вновь выдвигаются на первый план.

Действующая Конституция  России провозглашает высшей ценностью  человека его права и свободы1. Кстати, это положение нашло свое отражение в Конституции впервые в истории нашего конституционного законодательства. Основной Закон также возлагает на государство, его органы и должностных лиц обязанность уважать, защищать и гарантировать неотъемлемые права личности без различия национальности, языка, религии, пола, политических убеждений, общественного положения и т.д. Этим государственная власть признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу демократического развития общества, на которую она не может покушаться.

Основная практическая ценность прав и свобод личности состоит в их реальности, в том, в какой степени провозглашенные государством права и свободы осуществимы в их практической повседневной жизни. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Государство тем самым берет на себя обязательство создавать все условия и возможности для реального осуществления их на практике. Иными словами, с правами и свободами личности корреспондируют соответствующие обязанности государства. Государство, таким образом, предоставляет и средства для их охраны, а в случае необходимости и для их защиты.

Поскольку приемы и правила  юридической техники в большинстве  своем формулируются стихийно, как  деловые обыкновения, эффективное  совершенствование применения норм права посредством юридико-технической регламентации может быть обеспечено только при условии гарантирования реализации нормативно закрепляемых требований – использовании таких специфических средств, как государственно-правовое убеждение, поощрение и (или) принуждение.

В отечественной юридической  науке усилиями нескольких поколений  талантливых ученых фундаментально разработана общая теория конституционного статуса личности. Но в то же время еще недостаточно полно исследованы новаторские идеи и юридические конструкции правовой свободы личности, содержащиеся в федеральной Конституции 1993г.

Основы современной концепции  прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, а также конституционных  гарантий прав и свобод были заложены в многочисленных трудах выдающихся российских и зарубежных ученых: сторонниками теории естественных прав Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, а также российскими сторонниками этой теории В.С. Соловьевым, Б.Н. Чичериным, И.А. Кистяковским.

Вместе с тем, до сих  пор в российской юридической  науке отсутствует комплексное  теоретико-правовое исследование понятия, классификации и механизма реализации конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Объект исследования включает в себя систему и практику применения отечественного законодательства в  целом, а также отдельные его  отрасли: гражданское, государственно-правовое в области правового пространства свободы личности.

Предмет исследования составляет комплекс правовых проблем, связанных с характером настоящего исследования. Сформулированные выводы и рекомендации могут стать полезными для совершенствования действующего законодательства, практики его применения. 

Цель работы – раскрыть сущность и содержание категории  права, как меры свободы личности.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: 

  • проанализировать понятия и соотношение права и свободы;
  • охарактеризовать права человека как государственно-правовое явление;
  • дать характеристику конституционного статуса личности, как ядра правовой свободы личности;
  • изучить проблематику понимания конституционных гарантий прав и свобод личности;
  • сформулировать категорию злоупотребления свободой личностью в российском праве. 

Методологическую основу исследования составляет теория познания, ее всеобщий метод материалистической диалектики. В качестве общенаучных  методов исследования применялись: формально-логический, исторический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез. 

Теоретической базой разработки понятия гарантий и механизма  реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в России явились работы А.А. Баландина, В.В. Бородина, Е.А. Лукашевой, Ю.И. Гревцова, Л.А. Нудненко, В.С. Нерсесянца и др. Различные аспекты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина отражены также в работах таких авторов как: Ю.В. Фокеевой, В.Д. Хилинского, В.И. Червонюк. Однако утверждать, что тема исследована достаточно полно, нельзя, поскольку все имеющиеся по данной теме научные разработки носят далеко не исчерпывающий характер.

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка использованных источников и литературы.

1 Теоретические  основы  права как меры свободы

1.1 Понятие и  соотношение  права и свободы

 

Предметом гл. 2 Конституции РФ являются права и свободы человека и гражданина. В ней изложены права и свободы, которые должны соблюдаться в любое время и на любом уровне государственной власти. Такие права и свободы называются «основными правами». Под «правами человека» понимаются такие права, которые не ограничиваются определенным кругом людей, а распространяются на любого человека. Государство обязано их соблюдать, во многих случаях это вменяется в обязанность нормами международного права. А под «правами гражданина» следует понимать права, основу которых составляет их связь с гражданством РФ.

 Соотношение понятий «право» и «свобода» характеризуются, прежде всего, тем, что в значительной степени это синонимы то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина РФ.

Но иногда между этими  понятиями проводится различие. Анализ конституционного законодательства показывает, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата: «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…». В то время как термин «право» определяет конкретные действия человека. При этом «право» может самой Конституцией включаться в состав «свободы»2.

Однако разграничение  между правами и свободами  провести трудно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями так же именуют «свободами».

Различие между человеком  и гражданином, как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции РФ. Конституционные  права и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица являющиеся гражданами РФ, статьи Конституции указывают на это.

Права человека органично  вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы  бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их поступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, конфликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.

Не отрицая большой  новизны, специфики и богатства  содержания современных развитых представлений о правах человека, следует вместе с тем иметь в виду и момент исторической преемственности этих представлений с предшествующими правовыми воззрениями на человека как участника социальной жизни. Как реально, так и теоретически каждая исторически данная система права включала и включает в себя определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе.

В действующей Конституции  личные права и свободы не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности  личных прав и свобод заключаются  в следующем:

  • эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
  • эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
  • это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью3.

Основным личным правом человека является право на жизнь. Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это – естественное право человека, защита которого «охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни». К такого рода факторам относятся, прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.

Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и многие другие.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности. Уважение достоинства личности – неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства.

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому  или унижающему человеческое достоинство  обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Уважение личности, ее достоинства  должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность.

Закрепление этого права  конституционно вытекает из отрицания  правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная  норма о том, что никто не может  быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности. Как известно, в прошлом печально знаменитая графа пятая в анкетах выполняла далеко не просто познавательную функцию.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность. При этом оговаривается запрещение вносить в паспорт сведения, не предусмотренные Положением4.

Важное место в системе  личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Основополагающей гарантией  указанных свобод является светский характер государства, закрепляемый в качестве основы конституционного строя Российской Федерации. Как отмечалось выше, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наличие в многонациональной России различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой для человека. Она обеспечивает свободу выбора религиозных верований или атеистических убеждений, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами.

В Федеральном законе №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотрена широкая система гарантий реализации принадлежащей каждому свободы совести5. Закон дополнительно включил право менять религиозные и иные убеждения, что является правовой гарантией от преследования единоверцами лица, вышедшего из состава религиозного объединения. Правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории России. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации человека в зависимости от отношения к религии не допускается. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах.

Информация о работе Характеристика конституционного статуса личности как ядра правовой свободы личности