Функции норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью работы является, изучение современных концепций функций норм права.
В юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли государства и права.
Теория государства и права - это изучение государства и права, их взаимосвязи и содержания. С помощью выяснения функций права, можно выяснить социальное назначение права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ФУНКЦИИ НОРМ ПРАВА 4
1.1Понятие функций норм права 4
1.2 Юридическая природа функций норм права 6
1.3 Виды функций норм российского права 9
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ НОРМ ПРАВА 20
2.1. Формы реализации функций норм права 20
2.2Соотношение функций норм права и функций права 28
2.3Проблемы осуществления функций норм права: вопросы их эффективности и качества 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

функции норм права2 (1).docx

— 90.68 Кб (Скачать файл)

С другой стороны, это позитивная, целенаправленная, инициативная, сознательная, зачастую творческая интенсивная деятельность личности, превосходящая обычные требования к возможному и должному поведению, как предусмотренному, так и не предусмотренному нормами права, направленная на укрепление демократии, законности и правопорядка (внешнее ее проявление).28 Значимость поощрительных норм в психологическом аспекте определяется тем, что, воздействуя на сознание и поведение людей, они формируют побудительные мотивы правомерного поведения.

Меры правового поощрения, закрепленные . в поощрительных нормах, выступают не только как стимул, но и как мера одобрения и поддержания особо полезного правомерного поведения публичной властью и.

Для того чтобы поощрительные нормы, воздействуя    на субъекты права, приводили к социально активному  правомерному поведению, необходимо руководствоваться следующими положениями:

-в поощрительных нормах, в которых заинтересованы государство и общество, должно быть четко сформулировано фактическое основание для поощрения;

-мера поощрения должна соответствовать характеру достигаемого ею результата;

-закрепленное в норме поощрение должно быть соразмерно тем усилиям, которые затрачиваются на выполнение поставленных целей;

-должна быть четко определена компетенция субъектов, применяющих поощрения;

-необходимо закрепление мер юридической ответственности компетентных органов, в случае если последние не применяют поощрение к тем субъектам, которые совершили действия, указанные в поощрительной норме, и должны получить соответствующие преимущества;

-поощрительные нормы должны быть известными для того круга лиц, в отношении которых данные нормы будут применяться;

-поощрительные меры должны в установленном законом порядке применяться в отношении субъектов права, которые данное поощрение заслужили;

-следует осуществлять контроль над компетентными органами, которые применяют поощрительные нормы, чтобы избежать с их стороны различных злоупотреблений и субъективизма;

-важно предусмотреть в законодательстве возможность отмены поощрения в случае незаконного его назначения.29

В ходе правоприменения накапливается информация, передаваемая законодателю, который ее оценивает и вносит необходимые изменения в правовую систему. В этом смысле применение права является наиболее эффективным и оперативным средством выявления общественных потребностей в правовом регулировании или его изменении.

Правоприменитель первым сталкивается в процессе осуществления своей деятельности с изменением общественных отношений и на себе ощущает последствия социальной эволюции.30

Поэтому в современных условиях при обшей тенденции усиления роли применения права в обществе важное значение приобретает его информационная функция.

Проблемы применения норм права в контексте социальной деятельности отличаются многообразием и комплексностью.

 Думается, что эта проблематика становится все более актуальной в связи с развитием государственных функций, совершенствованием форм общественного контроля над правоприменительной деятельностью.

В дальнейшее исследование вопросов применения права способно оказать существенное влияние на теоретические представления о направлениях правовой политики современного российского государства.31

           2.2Соотношение функций норм права и функций права

 Зачастую функции норм  права отождествляют с функциями  права.

 В юридической литературе  категория «функции права» исследована  достаточно полно, а среди ученых  царит редкостное единодушие  относительно ее определения. Под функциями права, как правило, понимаются основные направления воздействия права на общественные отношения, в которых проявляется его сущность и основные свойства.

О.В. Пискунова утверждает, что связь между функциями права и функциями правовых норм носит двусторонний характер. Функции норм находят выражение в функциях права, конкретизируют, детализируют его, а последние отражаются в функциях правовых норм. Несмотря на свою обширность, право не может отражать все богатство и разнообразие правовой действительности.

Нормы выступают составляющими компонентами права, но вместе с тем тождественное название функций некоторых из них не означает тождества их содержания. Сравнительный анализ способов осуществления, объектов воздействия и результатов такого воздействия позволяет автору придти к выводу о схожести, тесной взаимосвязи, но не тождественности данных категорий. 32

Взаимосвязь и взаимодополняемость различных функций правовых норм не вызывает сомнений, так как зачастую существование одной функции нормы немыслимо без действия другой. С одной стороны, эти функции имеют схожие способы осуществления, объекты воздействия, результаты такого воздействия, а с другой – эти элементы позволяют выявлять как взаимосвязи функций, так и их отличительные характеристики.

Сформулированы следующие основные выводы о соотношении функций правовых норм и функций права:

1. Диалектическое единство  и сходство функций норм права  и функций права заключается  в том, что это не любые, а  только основные направления  воздействия на общественные  отношения, обладающие единым социальным  назначением, определяемым интересами  и потребностями исторического  развития.

2. Связь функций норм  права и функций права носит  двусторонний характер. Функции  норм находят выражение в функциях  права, а последние проявляются  в функциях правовых предписаний.

3. Каждая из функций  норм известным образом характеризует  право в целом и способствует  достижению его целей. Функции  правовых норм – проявление  функций права, их детализация, конкретизация.

4. В функциях права  отражаются системообразующие связи  различных видов правовых норм, а функции отдельно взятой  нормы права, выражая направление  ее воздействия, отражают и объединяют  функциональные связи составляющих ее элементов

5. Тождество названия  функций права и функций правовых  норм не означает тождества  их содержания.

6. Разнородное влияние  функций норм и функций права  на состояние правоприменительной  практики.

Соответственно, функции норм права и функции права – это две самостоятельные, но тесно взаимосвязанные категории, оказывающие разностороннее влияние друг на друга.33

          2.3Проблемы осуществления функций норм права: вопросы их эффективности и качества

Анализируя категорию «эффективность правовых норм», необходимо отметить, что она определяется постановкой целей, выбором средств их достижения и результатом, поскольку оценить эффективность нормы можно лишь в действии, в процессе реализации своих функций.

Эффективность функционирования правовых норм зависит от нескольких факторов, как внутренних, определяемых структурой правовой нормы, так и внешних, проявляющихся во взаимодействии правовых предписаний с социальной средой. 34

Среди этих факторов следует назвать следующие: нерешенность вопроса о необходимости создания и принятия той или иной правовой нормы; декларативность некоторых правовых предписаний; отсутствие отлаженного регламентированного механизма реализации правовых норм и специальных правовых средств обеспечения их применения; недостаточную информированность населения, низкий уровень правовой культуры и правовой нигилизм; пробельность в регламентации общественных отношений; наличие в действующей системе правовых предписаний огромного количества коллизий; чрезмерную урегулированность отношений, ведущую к дублированию правовых норм; несогласованность и конкуренция норм; нарушение лингвистических правил и требований закрепления норм в законодательстве; временной фактор, приводящий к «устареванию» правовых предписаний; нарушение лингвистических правил и требований закрепления норм в законодательстве; использование в текстах правовых предписаний значительного числа технических терминов; несоответствие текстуальной и смысловой составляющих; неиспользование правотворческого опыта и достижений науки.

 Эффективность осуществления  функций правовой нормы определяется  как показатель ее способности  достигнуть результата, предусмотренного  определенной системой целей. В  свою очередь эффективность осуществления  конкретной функции есть показатель  способности нормы достигать  результатов, предусмотренных какой-то  одной целью из системы его целей.

 Проблемы эффективного  функционирования правовых норм  напрямую связаны с вопросами  их качества. Низкое качество  установлений неминуемо влечет  за собой их неэффективность. Качество норм определяется автором  как совокупность свойств, признаков, обусловливающих ее способность  оказывать в соответствии со  своим предназначением положительное  воздействие на подлежащие урегулированию  общественные отношения.

Критериями качества норм выступают определенность, последовательность, непротиворечивость, точность и ясность правовых предписаний, доступность для понимания.

Особое внимание Пискунова О.В уделяет проблемам соблюдения правил законодательной техники, правотворческого опыта, достижениям правовой науки, согласованности целей и задач правовых предписаний.

Качественный критерий является необходимым условием и залогом эффективности функционирования правовых норм. Только грамотно составленная, четкая, логичная, согласованная, непротиворечивая норма будет эффективной. 35

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе изучения темы целесообразно сделать определенные выводы.

Под функцией норм права понимают либо социальное назначение права, либо направления правового воздействия на общественные отношения, либо и то и другое вместе взятое.

Социальное назначение норм права состоит в урегулировании, упорядочении общественных отношений, придании им должной стабильности, создании необходимых условий: для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества в целом. Итак, функция выражает наиболее существенные, главные черты норм права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

Функция норм права представляет, как правило, направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции норм права является ее динамизм.

 Чтобы познать общество  и управлять им, необходимо знать  не только нормы права, регулирующие  ту или иную сферу общественной  жизни, но и понимать, как они  функционируют и как могут  быть реализованы. Именно функции  определяют сущность, структуру, содержание  и целенаправленность нормы права.

В целом, соглашаясь с Пискуновой О.В, хотелось бы выделить следующие  характерные черты рассматриваемого понятия как:

 содержание функции  правовых норм предопределяется  их сущностью, социальным назначением  и задачами, стоящими перед обществом;

функции правовых норм – это исторически меняющиеся направления воздействия, вызванные социальной необходимостью урегулирования определенных отношений в конкретный исторический период развития;

функции правовых норм имеют определенную направленность на достижение конкретных целей, для решения которых они были созданы;

 совокупность функций  правовых норм – это не просто  их сумма, это система, означающая  не механическую совокупность  юридических предписаний, а внутренне  согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое  место и играет функциональную  роль.

К общим функциям правовых норм О.В. Пискунова относит: системообразующую, суть которой состоит в том, что нормы, осуществляя ее, служат основным организующим звеном, стержнем всей системы права, обеспечивают ее единство и сбалансированность; регулятивную, выражающуюся в регламентации общественных отношений с целью их упорядочения.

К специальным функциям относятся: учредительная, направленная на установление, закрепление прав, обязанностей, мер ответственности; компенсационно-восполнительная, заключающаяся в восстановлении прежнего правового положения субъектов права при помощи правовых средств.

Итак, именно система функций дает целостное представление о месте и роли норм в правовой системе общества и их назначении, указывая при этом, что некоторые виды правовых предписаний выполняют более сложную роль и занимают отдельную нишу в механизме правового регулирования. Представленная классификация достаточно условна, примером этого являются работы Баранова А.В, Кожевникова В.В , Поповой В.В,  Краснослободцевой Н. К , Куксина И.Н, Матвеева П.А , Макагон Б В.

В общетеоретических исследованиях применение права нередко рассматривается как самостоятельное явление концепции социального управления и теории правонарушений.

Анализируя проблемы осуществления функций норм права, хотелось бы выделить следующие: нерешенность вопроса о необходимости создания и принятия той или иной правовой нормы; декларативность некоторых правовых предписаний; отсутствие отлаженного регламентированного механизма реализации правовых норм и специальных правовых средств обеспечения их применения; недостаточную информированность населения, низкий уровень правовой культуры и правовой нигилизм; пробельность в регламентации общественных отношений; наличие в действующей системе правовых предписаний огромного количества коллизий; чрезмерную урегулированность отношений, ведущую к дублированию правовых норм; несогласованность и конкуренция норм; нарушение лингвистических правил и требований закрепления норм в законодательстве; временной фактор, приводящий к «устареванию» правовых предписаний; нарушение лингвистических правил и требований закрепления норм в законодательстве; использование в текстах правовых предписаний значительного числа технических терминов; несоответствие текстуальной и смысловой составляющих; неиспользование правотворческого опыта и достижений науки.

Информация о работе Функции норм права