Функции государства, механизм (аппарат) государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 17:32, курсовая работа

Краткое описание

цель курсовой работы является изучение функции государства, механизм (аппарат) государства, а также принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Предмет исследования: функции и аппарат государства.
В соответствии с предметом и целью можно выделить следующие задачи:
1) раскрыть основные функции и формы российского государства;
2) раскрыть механизм и принципы организации и деятельности государственного аппарата;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 57.59 Кб (Скачать файл)

    Аппарат государства - это система всех, наделенных властными полномочиями органов  государства, созданных для решения  стоящих перед ним задач и осуществления функций.

      В более узком смысле механизм  государства нередко отождествляют  с аппаратом государства, представляющего  собой совокупность государственных  органов, наделенных властными  полномочиями для реализации  государственной власти. В свою  очередь орган государства является  первичным элементом государственного  аппарата.

    Каждый  государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства

       Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

    Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная  совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его  имени и в пределах предоставленных  полномочий. Такие коллективы действуют  постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом.  Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства. Следовательно, механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.6

    В юридической науке понятие «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями.

    Изучая  аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства – непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства

      Характерные черты механизма государства:

    а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы, все вместе они составляют единую ему властвования;

    б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

    в) его основным элементом выступают  государственные органы, обладающие властными полномочиями;

    г) он является той организационной  и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

    Механизм  современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, систем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.7

    Структура механизма государства включает:

    1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, речами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

    2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

    3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

    4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо 
обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

    5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по 
своему правовому положению в механизме государства. В зависимости 
от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, 
занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (президент, глава правительства, депутаты, министры и др.); б) лица, занимающие должности дня помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

    6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

    B частности, если государство имеет большую территорию (например, Российская, Федерация), то и система управления им будет соответствующей, включающей сложную структуру механизма государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федерации). 8 

    2.2. Принципы организации и деятельности  государственного аппарата 

    Аппарат государства есть система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами организации и деятельности. Подобные принципы – это исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов. .

    Такими  принципами могут выступать:

    • принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина – предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их;
    • принцип демократизма – выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов большинства населения;
    • принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) – создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
    • принцип законности – означает обязательность соблюдения всеми органами государства, государственными служащими, гражданами конституции, законов и подзаконных актов;
    • принцип гласности – обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса функционирования чиновников;
    • принцип федерализма – учет интересов регионов (в федеративных государствах).9

Заключение 

    Механизм  государства, как система органов  и учреждений, посредством которых  обеспечивается выполнение внешних  и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно  развивающийся организм. Эволюция его  в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления  государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления, степенью интеграции государства в мировое сообщество. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции.

    Весь  огромный разветвленный горизонтально  и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая  все стороны жизни общества. Общество делегирует государству в лице его органов основные властные функции и полномочия. В руках государства сосредоточены основные рычаги воздействия на общество (экономические, политические, военные и другие) , оно обладает всей полнотой власти на определенной территории. Государству принадлежит исключительное право издания законов и других нормативных актов, обязательных для выполнения всеми гражданами и другими субъектами на его территории. Только государству дается право на легальное применение силы, в том числе право физического принуждения.

    Государство занимает центральное, ведущее положение  в политической системе общества, так как оно:

    1) выступает в качестве единственного  официального представителем народа, объединяемого в пределах его  территориальных границ по признаку  гражданства;

    2) является единственным носителем  суверенитета;

    3) обладаает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, милицию, службу безопасности и т.п.); 

    4) обладает, как правило, монополией  на правотворчество; 

    5) владеет специфическим набором  материальных ценностей (государственная  собственность, бюджет, валюта и  т.д.);

    6) определяет главные направления  развития общества.

    Так, разделение властей между государственными органами происходит вследствие разнообразия стоящих перед государством социально-политических, экономических и прочих задач, решаемых в рамках единой государственной  власти. При этом за каждым органом  закрепляются определенный круг задач  государственной власти, соответствующих  его компетенции. Одностороннее  ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.

    Таким образом, любое государство при  помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с  усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция более детальной юридической регламентации их деятельности.

       Закончить хочется бессмертными словами из «Законов» Платона: «…я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги…».  
 
 
 

    Задание 

    а) Норма – Это общие правила  поведения, действующее непрерывно во времени в отношении неопределенного  круга лиц и неограниченного  количества случаев («неисчерпаемость»  правило).

Информация о работе Функции государства, механизм (аппарат) государства