Функции государства: понятие и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – наиболее полно охарактеризовать функции государства с учетом специфики российского государства в условиях, сложившихся к 2008 году.
Цель исследования обусловила следующие конкретные задачи:
-выделить основные признаки функций государства,
-сформулировать определение понятия функции государства

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА КАК ГЛАВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………...9
1.1. Понятие и признаки функций государства………………………….. .9
1.2. Соотношение функций государства и типа государства……………15
1.3. Факторы, влияющие на изменение функций государства………......20

2. ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА……………………………………...24
2.1. Критерии классификации и классификация функций государства..24
2.2. Содержание функций современного государства………………… 29

3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………………35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..45

Вложенные файлы: 1 файл

Кусовая.doc

— 212.00 Кб (Скачать файл)

На наш взгляд, нельзя абсолютизировать ни первую, ни вторую стороны ориентации государственной деятельности, поскольку ей присуще как одно, так и другое, важно то, в каком соотношении между собой находятся потребности государства прибегать к насилию или заботиться о процветании всего общества.

Термин «функция» в общесоциологическом плане рассматривается как деятельность, обязанность, работа; назначение.4 Применительно к государству трактовка термина функции становится еще более многогранной.

В трудах значительной части правоведов стран ближнего и дальнего зарубежья функции государства рассматриваются как основные направления его деятельности, как стороны их социального назначения, виды социальной деятельност и. Подобную точку зрения высказывает и И.С. Самощенко. Онсчитает, что функции государства – это его социальное назначение внутри и вне страны.5

Широкое признание имеет определение функций государства как направлений и сторон его деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая сущность, служебная роль, задачи и цели, закономерности развития.6 М.И. Байтин подчеркивает, что в связи с многообразием государственной деятельности  и общественных отношений перед теорией государства встает проблема определения основных направлений его внутренней и внешней деятельности, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.7

Н.В. Черноголовкин, ссылаясь на двойственный характер природы всякой функции, применительно к функции государства  определяет ее не как способность, свойство,  а как реализацию способности – сторону деятельности.8 По его мнению, в понятийном аппарате теории государства и права функция государства занимает место между сущностью государства и его деятельностью.

В ряде работ функции государства рассматриваются  как сущность (содержание) деятельности государства во внутренней и  внешней сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным классам и политическим группам и др. Сторонники первого тезиса по существу ставят знак равенства между сущностью и функциями государства, второго – допускают элемент смешения понятия функций государства с известным ленинским определением политики как области отношений всех классов и слоев к государству.9 

В.М. Манохин под функциями государства понимает не направление, а части его деятельности, из которых слагается вся государственная работа, и подчеркивает, что представление о функциях государства дает практическая деятельность государственного аппарата.10

Совершенно обособленно выглядит толкование функции государства Л.И. Каском и Л.В. Николаевой, которое основывается на философской трактовке категории функции как цели деятельности конкретного субъекта, как системообразующего фактора такой деятельности. Иными словами, под функцией государства эти авторы понимают его конечные цели, которые остаются неизменными на всем протяжении существования государственности или, во всяком случае, на протяжении существования государства определенного исторического типа.11

Некоторые авторы исходят из отождествления функций государства с его деятельностью. При определении функции они используют такие категории, как управление, воздействие и т.п. Например, такой точки зрения придерживается В.Н. Хропанюк. « Функции государства, - пишет В.Н. Хропанюк, - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом». 12

Л.А. Морозова предлагает трактовку функций не только как направлений деятельности государства, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы, ссылаясь на то, что, выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует  на состояние общественных процессов.13 

А.С. Комаров рассматривает функции государства в логической связи «цель- задачи- функции» и на этом основании дает следующее их определение: «Функции государства – это основные (главные) направления(стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением».14

Видный ученый В.Н. Карташов определяет функции государства как относительно обособленные направления предметной деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.15

Зарубежные юридические и политические теории сводят проблему функций государства к деятельности его отдельных органов и обсуждают законодательную, судебную, налоговую и тому подобные функции государства. Некоторые западные авторы выделяют функции государства как организации защиты «общего блага», « всеобщего благоденствия», «охраны справедливости». В целом для западного учения о государстве характерно понимание функций государства, основанное на отрицании закономерной зависимости сущности государства и реального содержания его деятельности от материальных и экономических условий  существования господствующих классов.16

Ученые выделяют следующие признаки функций государства:

1.Функция государства  не любое, а именно основное  главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе, либо на протяжении своего существования обойтись не можем. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере. 2. В функциях выражается сущность государства. 3.Выполняя свои функции, государство решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность. 4.Функции государства – понятие управленческое. Они концентрируют цели государственного управления на каждом историческом  этапе развития общества. 5.Реализуются функции в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами.17 

Опираясь на данные признаки, можно определить функции государства, как главные направления его деятельности в той или иной сфере для решения задач по управлению обществом, в которых выражается сущность государства и которые реализуются в определенных формах и особыми, характерными для государственной власти методами.

 

 

 

 

 

1.2 СООТНОШЕНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И ТИПА ГОСУДАРСТВА

Функциональный подход позволяет более глубоко изучать длительный исторический процесс возникновения, развития, смены, разрушения, появления государств различных типов, видов, форм у разных народов, т.е. процесс формирования и эволюции государственности. Понятие государственности характеризуют наличие государственной организации общества, различные этапы, которые это общество проходит в своем историческом государственном бытии, и различные функции, которые государство выполняет.

Так, государство раннеклассового общества обеспечивало трудовую деятельность земледельцев – общинников, ремесленников, а также жизнедеятельность города – государства и прилегающих к нему сельских общин, ирригационные работы, создание и распределение общественных фондов, охрана разных форм собственности. К функциональной деятельности государства относилась и защита населения, завоевательные походы,  взимание налогов, дани, захват чужих территорий, организация внутренней и особенно внешней торговли, духовная жизнь общества: строительство храмов подержание религиозных верований, обычаев, а также регламентация семейно-брачных отношений – это и многое другое было предметом, направлением, содержанием деятельности раннеклассового государства, его функциональной характеристикой.

С развитием, изменением раннеклассового государства, переходом к другим типам государства («азиатского способа производства», рабовладельческому, феодальному) одни функции утрачивают свое значение, другие, наоборот, разрастаясь, наполняясь новым содержанием, становятся основными. Например, основными функциями государства «азиатского способа производства» становятся функции захвата чужих территорий, жесткой защиты государственной собственности при допущении частной собственности, организация земледельческих работ (выдача семенных ссуд, сбор и распределение урожаев, кадастровая оценка земельных угодий на всей подчас весьма обширной территории государства). На этом этапе государственности у многих обществ   основной функцией государства становится поддержание социального расслоения общества, обеспечение господства различных классов, социальных групп, кланов. Государство «азиатского способа производства» охраняет господствующую идеологию, как правило, религиозную, осуществляет строительство грандиозных храмовых сооружений, гробниц, создает разветвленную судебную систему, поддерживает нормативную правовую регламентацию, в экономике формирует и обеспечивает главным образом распределительные отношения.

Уникальные государства иного типа, возникающие на рабовладельческой основе, - государства Древней Греции и Древнего Рима – наряду с другими функциями обеспечивают насильственные захваты иностранцев, обращение и использование их в качестве рабов, а потом и обращение в рабство собственных граждан. В этих государства развиваются не распределительные, а товарно - денежные отношения, включающие в экономический оборот и раба как товар, происходят формирование и защита правовых систем, опосредствующих рыночные товарно - денежные отношения. В основе этих отношений лежит частная собственность, которая становится особым предметом заботы и защиты государства.

В государствах Европы и Азии, опирающихся на феодальный строй, функции государства также изменяются: защита, поддержание крепостнических отношений  становятся важной деятельной стороной государства. В эти отношения входит внеэкономическое прикрепление крестьян к земле, развитие феодальной собственности, сохранение различных отношений между сеньорами и вассалами, князьями и городскими общинами, сословного состояния общества и т.п.

Наконец, многоплановое изменение функций происходит  при переходе обществ к капиталистическим и социалистическим типам государственной организации. Изменяются характеристики, в том числе устройство государства, и вне зависимости от этого изменяются и их функции. Например, в экономической области происходят переходы от невмешательства государства в экономическую жизнь (функция «ночного сторожа» - первоначально у буржуазного государства) до тотального регулирования производства, распределения у социалистического государства, а в социальной жизни – от защиты прав и свобод человека до полного фактического попрания этих прав и свобод под лозунгами диктатуры, подавления классовых противников, ликвидации эксплуатации (у социалистического тоталитарного государства).

Такое изложение зависимости между содержательными и формальными характеристиками государства и его функциями свидетельствует о том, что исторический опыт действительно дает  основание утверждать: с эволюцией государства меняется и деятельная сторона государства, эта деятельность наполняется новым содержанием, возникают новые структуры государства, иные средства и способы, обеспечивающие функции государства.

Характер функций определяется не только типом государства, его социально – классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним на том или ином этапе развития целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей  и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих целей и задач. В разные исторические периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется  реализации функций государственной власти.18 В условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению.19  

Функции государства не следует отождествлять с функциями его отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних обладают по сравнению с функциями всего государства более узким характером. Если функции государства охватывают собой всю его деятельность в целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции отдельных органов распространяются лишь на его часть или на отдельные его части.

Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.

Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций может вызвать негативную реакцию в общественной жизни.

В то же время, объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества, а соответственно и людей. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм их осуществления.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект – определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено  государственное воздействие. Объекты служат одним из критериев разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его органы.    

 

 

 

 

 

 

 

1.3 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Функции государства подвержены постоянному изменению.

Наименее изменчивы и наиболее стабильны общесоциальные функции государства, те, которые формируются для решения основных социальных, политических, в том числе, геополитических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности.

Информация о работе Функции государства: понятие и классификация