Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 11:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства». Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач:
- раскрытие понятия функции государства, позиций
различных ученых в определении функций государства;
- раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций их изменения;
- выделение формальных признаков функций государства;
- характеристика различных классификаций функций государства;
- рассмотрение форм и методов осуществления функций государства.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Понятие функций государства……………………………
1.1. Понятие и содержание функции государства……………...
1. 2. Признаки и развитие функций государства……………….
2. Классификация функций государства…………………….
2.1. Критерии классификации……………………………………
2.2. Внутренние и внешние функции государства……………..
3. Формы и методы осуществления функций государства…….
3.1. Формы осуществления функций государства………………….
3.2. Методы осуществления функций государства………………....
Заключение……………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

курсач - на сдачу.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

3)   Социальная функция.

Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от экономической линии государства. В целом она есть проявление патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства. Зачатки этой функции в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях. Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1 Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.29

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой,  материальной, программной и др. ) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

4)   Экологическая функция

Функция появилась в XXв.. Государство вынуждено уделять серьезное внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды. В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

1). Природные богатства  подлежат охране со стороны  государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет.

2). Использование природных  богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства.

3). Неукоснительное соблюдение  природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение. Таков «классический» набор внутренних функций государства. Многие ученые, анализируя Российское государство, применительно к нему выделяют особые функции, которые будут рассмотрены далее.     

В) Внешние функции государства

Рассмотрим внешние функции:

      1)  Функция обороны

Связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически первая внешняя функция государства. Вооруженные силы – необходимый институт государства, - создаются прежде всего для обороны от поползновений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастую становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.”. Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

 Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации  на случай ведения военных действий.

Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

 Полиция (милиция) является  основой и гарантом общественного порядка. Полиция призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и безопасность граждан.

2)  С функцией обороны  тесно связана функция захвата чужих территорий и сфер влияния.

Действительно, всю историю человечества можно образно назвать историей войн. Богатства одних народов привлекают взоры других. На протяжении истории сильные государства вели захватническую политику, а слабые – оборонительную.

3)  В современных условиях  у государства возникает новая  функция –  функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка, основанного на международном праве. В эту функцию также входит борьба с международным терроризмом, международной преступностью, в том числе с распространением наркотиков.

4)  Поддержанию мира  и междуна родного правопорядка способствует осуществление такой функции, как функция сотрудничества государств в сфере экономики, экологии, культуры, науки, здравоохранения и.т.д.. В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В Конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. В современных условиях развитие государств определяется процессом интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни. Этот процесс углубляется в программе совершенствования сотрудничества. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются различные организации деятельность которых направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.) Как уже было сказано выше, каждое государство связано с другими государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать. Следует отметить, что перечень внешних функций государства, приведенный в этой части является, как мне кажется, наиболее емким и кратким. Многие авторы выделяют большее количество функций, видимо полагая, что на современном этапе жизни России они являются наиболее актуальными и требуется их выделение в отдельные функции. Эта проблема будет рассмотрена далее, применительно к российскому государству.     

   Таким образом, государство выполняет огромное количество функций, содержание которых является разнообразным. Для того чтобы точнее их изучить, а также обеспечить их реализацию, применяется классификация, значение которой в науке сложно переоценить. В современный период существует множество классификаций функций государства. Это связано с тем, какой классификационный признак брать за основание классификации, а также что исследователи понимают под самими функциями государства. Исходя из этого, некоторые авторы подвергают критике отдельные основания классификации, так как считают, что  в подобных случаях происходит смешение функций государства со смежными категориями. Например, такими как функции отдельных органов, функции отдельных субъектов в федеративном государстве и другие. Однако, каждая из точек зрения на классификацию функций государства имеет право на существование, и не следует безосновательно отвергать возможность такого деления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы и методы  осуществления функций государства

3.1. Формы осуществления функций государства

     Существуют  два основных подхода к определению  форм осуществления функций государства: 1) деятельность основных звеньев  механизма государства, специфические  виды государственной деятельности  в отличие от деятельности  негосударственных организаций; 2) однородная  о своим внешним признакам  деятельность органов государства, посредством которой реализуются  его функции.30

     Исходя из  первого определения, к формам  осуществления функции государства  относят законодательную, управленческую, судебную и контрольно-надзорную. Законодательная деятельность проявляется  в издании специально уполномоченными  на то органами законов, которые  будут являться обязательными  для исполнения лицами, на которых  он распространяется. Исполнительная  деятельность направлена на реализацию  функций государства во всех  сферах при обязательном соблюдении  законов. Судебная деятельность  направлена на осуществлении  правосудия. Контрольно-надзорная деятельность направлена на осуществление контроля за соблюдением законности.

     Среди тех  авторов, которые берут в качестве  определения вторую точку зрения, формы осуществлению функции  государства делят на правовые  и неправовые. Однако существуют  некоторые расхождения между  авторами, относительно того, что  к ним относить.

     Так, согласно  одной точке зрения, к правовым  формам относятся правотворческая ( форма осуществления функций  государства, связанная с изданием  нормативно-правовых актов, а также  изменением или отменой уже  существующих правовых норм) и  правоприменительная( форма осуществления  функций государства, связанная  с деятельностью специально уполномоченных  органов по выполнению законов  и подзаконных нормативных актов). Правоприменительная форма осуществления  функции государства делится  на оперативно-исполнительную и  правоохранительную. Под оперативно-исполнительной  понимают такую деятельность, которая  связана с повседневным разрешением  вопросов по управлению общественными  делами, а правоохранительной –  деятельность государственных органом  по охране правовых норм от  нарушении и защите прав граждан. Неправовыми формами осуществления  права являются те, которые не  связанны с изданием нормативных  актов. К таковым относятся организационно-регламентирующая, организационно-хозяйственная и  организационно-идеологическая.

    Организационно-регламентирующая  деятельность государства связана  с организацией решения тех  или иных задач и обеспечению  функционирования различных звеньев  государственного механизма.

     Организационно-хозяйственная  деятельность связана с материальным  обеспечением выполнения разнообразных  функций государства.

     Организационно-идеологическая  деятельность государства связана  с повседневной оперативно-разъяснительной, воспитательной работой по обеспечению  выполнения функций государства.

     Существует  несколько иная позиция относительно  того, что относить к правовым  и неправовым формам осуществления  функций государства. Согласно ей, к правовым формам относятся: правотворческая, правоисполнительная, правоохранительную, правосудие и  контроль.

     К правотворческой  относится деятельность по созданию, изменению и отмене правовых  норм, которые служат основой  деятельность государственных органов  по выполнению функций государства.

     К правоисполнительной  деятельности относят деятельность, которая направлена на исполнение  законов и иных нормативно-правовых  актов конкретного государства.  Данная деятельность играет очень  важную роль, так как от ее  эффективности во многом зависит, будет ли конкретные нормативно-правовые  акты реализованы или же так  и останутся простым текстом.

     Правоохранительная  деятельность направлена на защиту  правопорядка и охрану прав  и свобод граждан. Она включает  в себя  предупреждение преступлений  и правонарушений, привлечение к  юридической ответственности и  иные.

     Еще одной  формой осуществлению функции  государства является правосудие. Правосудие осуществляется судом. Именно на суд ложится обязанность  по разрешению споров о праве, различных конфликтов и по  рассмотрению разнообразных дел. Приговоры суда являются обязательными  для лиц, которым они адресованы.

     Контрольная  деятельность осуществляется в  форме проверки соответствия  действий государственных органов, должностных лиц, а также принимаемых  ими решении, Конституции, действующим законам и иным нормативно-правовым актам. Такую деятельность осуществляют конституционные суды, в некоторых странах прокуратура и специальные ведомства.

     Те исследователи, которые придерживаются данной  позиции,  к неправовым формам  осуществления функции государства  относят те, которые не связаны  с юридически значимыми действиями  и, следовательно, не приводящими  к правовым последствиям. К таковым  относятся: работа по сбору, оформлению  и изучению информации, которую  необходимо учитывать при принятии  решения, ознакомления с письмами  и жалобами граждан, с целью  выявления их отношения к сложившийся  ситуации в стране, а также  бухгалтерский учет, организацию  снабжения, сбыта и многое другое.

     Также существует  подход к формам осуществления  функций государства, который соединяет  несколько точек зрения одновременно. Так к правовым формам относят  правотворческую, правоприменительную  и правоохранительную, а к не  правовым - организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную и  организационно-идеологическую.31

 

3.2. Методы осуществления функций государства

     Методы осуществления  функций государства – способы  и приемы, с помощью которых  органы государства реализуют  свои функции.32

     Существует  большое количество методов осуществления  функций государства, и они напрямую  зависят от вида функций, которые  они осуществляют.

     Методы бывают:

     1)Убеждения  – поощрения субъектов к определенной  деятельности без оказания силового  воздействия, предоставляя свободу  выбора. Данный метод основывается  на обоснованности целесообразности  выбора определенного поведения.

     2)Принуждение  – склонение субъектов к определенным  действиям при помощи силового  воздействия, не предоставляя при  этом свободу выбора модели  поведения. Метод принуждения обеспечивается  существованием системы санкции, которые применяются в случае  отказа от определенного поведения.

     3)Рекомендация  – ориентирование субъектов на  поведение, желательных с точки  зрения общества и государства.

     4)Поощрение  – побуждение следованию определенным  действиям с помощью системы  вознаграждений.

     Помимо перечисленных  выделяют метод дозволения ( разрешение  совершать определенные действия) и метод запрета ( требование воздержаться  от определенных действий).

     Существует  и иная классификация методов  осуществления функции государства.33 Согласно ей выделяют:  

     1)Централизованный  метод – установления государством  правил поведения, распространяющихся  на его территории, обязательных  для исполнения. При данном методе субъекту не предоставляется возможность выбора варианта поведения.

     2)Децентрализованный  метод – предоставление определенной  самостоятельности субъектам. Для  данного метода характерно то, что государство не вмешивается  во все сферы жизни общества.

     3)Рекомендательный  метод – разработка примерных  правил поведение и ориентирование  субъектов на следование им. Для  него характерно то, что эти  правила поведения не являются  обязательными для исполнения, но  обязательными для ознакомления  субъектами.

Информация о работе Функции государства