Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 08:33, курсовая работа

Краткое описание

Функции государства – это направления деятельности, но не сама деятельность.3 В функциях государства выражаются его сущность, цели и задачи. Функции государства сложное по своему содержанию явление.4
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.5

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 4
1.1. Понятие и признаки функций государства 4
1.2. Эволюция функций государства 5
1.3. Классификация функций государства 7
1.4. Формы и методы осуществления функций государства 9
2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ 11
2.1. Политическая функция 12
2.2. Экономическая функция 13
2.3. Социальная функция 15
2.4. Экологическая функция 17
2.5. Налогообложение 19
2.6. Защита прав и свобод граждан 19
3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ 22
3.1. Функция обороны 23
3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
ЛИТЕРАТУРА 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяпо ТГП Функции государства.docx

— 52.18 Кб (Скачать файл)

      Деятельность  по охране природы в рамках своей  компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его  органов.

      Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации27 говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории”.

      Многие  нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся  в основах  земельного законодательства, основах  законодательства о недрах, а также  в земельных и водных кодексах.

      В основе осуществления функции лежат  следующие принципы:

  • природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет;
  • использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства;
  • неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение;

      Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены  различные меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды.28

      Проведение  этих принципов обеспечивает целенаправленность природоохранительных функций на решение  задач, стоящих перед государством в области охраны и рационального  использования природных ресурсов.

      Кроме этого, в России действует Закон  “Об охране окружающей среды”29, которым определены обязательства государства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания. 

      2.5. Налогообложение

 
 

      Данная  функция обусловлена тем, что  бюджет государства, как и бюджет его структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Так, в бюджете  Москвы на 1992 год они составили 96, 6 % , в том числе налог на прибыль (52, 7%), подоходный налог с физических лиц (17, 3%), акцизы (косвенные налоги на отдельные виды товаров - 9,6%) и  налог на добавленную стоимость (19,8%). Аналогичные источники доходов  установлены в федеральном бюджете  РФ.

      Принят  Закон “Об основах налоговой  системы в Российской Федерации”30, где регламентируются права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов и других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды налогов и контроль за взиманием налогов на территории Российской Федерации. Созданная централизованная независимая Государственная налоговая служба, подчиненная Президенту и Правительству РФ, которая контролирует правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты. 

      2.6. Защита прав и  свобод граждан

 
 

      Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству возвел в  ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения  законности и правопорядка.

      Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов  граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего  мира и согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали возникновение государства.

      Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства  граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

      Под общественным порядком понимается система  общественных отношений, регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали, нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

      Общественный  порядок в более узком, специальном  смысле представляет собой систему  общественных отношений, которые складываются главным образом в общественных местах и по своему обеспечивают свободу  и неприкосновенность личности, общественное спокойствие, нормальные условия для  труда и отдыха граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений, организаций.

      Общественный  порядок охраняется государственными органами, общественными организациями  и гражданами. Особая роль в обеспечении  общественного порядка принадлежит  органам внутренних дел, милиции.

      За  все виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине нарушителя.

      Охрана  прав и свобод граждан гарантируется  Конституцией Российской Федерации  и другими нормативно-правовыми  актами.

      Так, в частности, в статье 17 Конституции  Российской Федерации  пункт 1 сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общеуказанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64 Конституции Российской Федерации

      В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться  им как единолично, так и совместно  с другими лицами. Право частной  собственности охраняется законом.

      Таким образом, любое посягательство на частную  собственность граждан, их имущество, а также и на государственное  имущество влечет за собой административные и уголовные наказания.

 

       3. ОСНОВНЫЕ  ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ

 

      Внешние функции - это основные направления  деятельности государства, проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях с другими организациями или государствами.

      В отличие от внутренних функций, перечень внешних функций сильно отличается по своему составу.

      В классификации В.В. Лазарева к внешним  функциям относятся:

  • поддержание мира и мирного сосуществования;
  • обеспечение делового партнерства и сотрудничества;
  • защита государственного суверенитета от внешних посягательств.

      По  классификации Л.А. Морозовой это:

  • интеграция в мировую экономику;
  • внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций;
  • оборона страны;
  • поддержка мирового правопорядка;
  • сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

      В любом случае, внешние функции  сводятся всего к двум:

  • оборона, защита государства от внешней угрозы (строительство вооруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т. д.);
  • функция взаимодействия с другими государствами и международными организациями (экономическое сотрудничество, участие в работе различных международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).31

      3.1. Функция обороны

 
 

      Данная  функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо она  нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности  государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы Российской Федерации.

      Согласно  Конституции Российской Федерации  “Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской  Федерации. Гражданин Российской Федерации  несет военную службу в соответствии с федеральным законом”.32

      Согласно  этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от происхождения, социального  и имущественного положения, места  жительства, обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных  Сил Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва  исполняется 18 лет.

      Согласно  Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской Федерации в  случае, если его убеждениям или  верованиям противоречит несение военной  службы, а также в иных установленных  федеральным законом случаях  имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.”33 Также граждане, достигшие 17-летнего возраста, имеют право учится в военно-учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

      Согласно  статье 87 Конституции Российской Федерации  “Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации  или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...”

      За  воинское преступление - преступления против установленного порядка несения  воинской службы, военнослужащие, а  также военнообязанные во время  прохождения ими учебных или  поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции за различные  виды воинских преступлений предусмотрены  в Уголовном Кодексе РСФСР34.

      Практическое  исполнение функции обороны так  же возложено на особые государственные  вооруженные организации. Они предназначены  для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения  от внешних посягательств и обеспечении  общественного порядка и безопасности граждан. Особые вооруженные организации  наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых  вооруженными государственными организациями  обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным  организациям относятся:

      Службы  внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения  военных действий.

      Служба  безопасности. Она предназначена  для защиты государственной безопасности и конституционного строя от внешних  посягательств.

      Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция  призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие  и безопасность граждан.

      В России принят специальный Закон  “Об обороне”35, в котором определены основы организации обороны страны и подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства.

      3.2. Функция взаимодействия  с другими государствами  и  
международными организациями

 

      Эта функция государства обеспечивает существование государства в  мировом сообществе и включает в  себя политические отношения, экономические  и культурные связи, а также борьбу с международными преступлениями и  участие в международной охране окружающей среды.

      Интеграция  России в мировое сообщество существенно  изменила ее внешнюю политику и побудила к признанию ряда гуманистических  и общедемократических норм и  принципов в межгосударственных отношениях.

      Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего государства с другими  государствами в таких сферах, как  борьба с организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом.

      Ни  одно государство не в силах в  одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной  преступностью.

      Конкретными действиями  государств в этой области  является создание международных организаций  по борьбе с преступлениями.

      Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет  более эффективно бороться с международной  преступностью.

      Каждое  государство связано с другими  государствами различными отношениями: политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо устанавливать, развивать и регулировать.

      Политические  отношения: Государство обязано  защищать своих граждан находящихся  на территории других государств и  оказывать им покровительство. Для  поддержания международных политических отношений государства обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и др.

Информация о работе Функции государства