Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Понятие и общая характеристика функций государства.................4-13
1.1. Понятие и содержание функции государства............................................4-5
1.2. Признаки функций государства..................................................................5-7
1.3. Классификация функций государства.......................................................7-10
1.4. Формы и методы осуществления функций государства.......................10-13
Глава II. Внутренние функции государства..................................................14-18
2.1. Обеспечение народовластия..........................................................................14
2.2. Экономическая функция..........................................................................14-15
2.3. Социальная функция................................................................................15-16
2.4. Экологическая функция...........................................................................16-17
2.5. Налогообложение...........................................................................................17
2.6. Защита прав и свобод граждан.....................................................................18
Глава III. Внешние функции государства......................................................19-23
3.1. Интеграции в мировую экономику..........................................................19-20
3.2. Поддержки иностранных инвестиций.....................................................20-21
3.3. Функция обороны...........................................................................................21
3.4. Функция поддержки мирового порядка.......................................................22
35. Функция сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем.............................................................................................................22-23
Заключение.............................................................................................................24
Список использованной литературы...................................................................25

Вложенные файлы: 1 файл

функции государства.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

- внешние  (деятельность за ее пределами,  в которой проявляется роль  государства во взаимоотношениях с другими государствами).

       Внутренние функции государства  представляют собой основные  направления разнообразной внутренней  деятельности государства, обусловленные  необходимостью решения стоящих  перед ним внутренних задач,  сколь многочисленных, столь и многообразных.  Они затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др. Кроме этого, государство зачастую решает задачи, далеко выходящие за пределы одной отдельно взятой сферы.

       Внешние функции государства  представляют собой основные  направления деятельности государства,  непосредственно связанные с  решением стоящих перед ним  на международной арене целей.

       Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами, во многом зависит от внутренних условий существования данного государства.

       Современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция, налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка.

       К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддержки иностранных инвестиций, обороны страны, поддержки мирового правопорядка, сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.)

       Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным, поскольку деятельность государства внутри страны - в сферах экономики, политики, культуры и других – зависит от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество Независимых Государств и так далее.

       По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на: экономические; политические; социальные; осуществляемые в духовной сфере.

       К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей, на основе которого функции государства подразделяются на: законодательные (правотворческие); управленческие; правоохранительные (в том числе судебные); информационные.

       Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации государственной власти. Эту классификацию можно с назвать формальной, привязанной к совокупности ветвей государственной власти.

       Информационная функция характеризует деятельность четвертой власти - средств массовой информации и имеет свое собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество - целенаправленная информированность населения, а иногда и манипулирование общественным сознанием, другие способы передачи информации создают необходимые условия для существования и функционирования других ветвей власти, всего государства.

       В Конституции РФ разделение властей закреплено в качестве одного из основополагающих принципов конституционного строя страны. Таким образом, указанная классификация функций государства получает конституционное обоснование.

       Наряду с вышеназванными критериями  классификации функций государства,  широко распространенной является  их классификация по важности  в общественной жизни – на  основные и неосновные. Под основными  функциями государства понимаются наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы.

    Под неосновными функциями государства  подразумеваются относительно более  узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры. Основные функции выступают как группы однородных направлений деятельности государства – неосновных функций, в которых выражаются его социально-классовая сущность, содержание, стоящие перед ним цели и задачи, а также предназначение государства.

    1. Формы и методы осуществления функций государства.

      Функции государства отличаются формами и методами их осуществления. Под формами осуществления функций понимается их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления. Вопрос о формах является прежде всего вопросом о специфике видов государственной деятельности.1

       Функции государства подразделяются на правовые и неправовые. Под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов.

       В правовых формах отражаются неразрывная взаимосвязь и взаимозависимость государства и права, подчеркивается необходимость государства действовать при реализации своих функций строго в рамках закона. В правовых формах – в самом факте их существования и на уровне развития отражается степень стремления государства к использованию или, наоборот, к неиспользованию правовых средств в своей повседневной деятельности. В ним также проявляется уровень приемлемости или неприемлемости стоящих у власти социальных слоев и групп в силу различных причин, создаваемой с помощью права в стране социально-экономической и политической определенности, а следовательно, и приверженности к осуществлению своих властных полномочий только в рамках законности и конституционности.

       В научной и учебной юридической литературе обычно выделяют три правовые формы реализации функций государства – правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную.  Однако в последние годы, в связи с повсеместным развитием рыночных отношений, с распространением их не только на западные, но и на бывшие социалистические страны, некоторыми авторами стала выделяться и четвертая – договорная форма осуществления государственных функций.

       Правотворческая форма реализации функций государства выражается в подготовке и издании его соответствующими органами нормативно-правовых актов, имеющих своей целью законодательное обеспечение основных направлений его деятельности. Законодательное обеспечение в данном случае означает принятие целого комплекса нормативно-правовых актов, который обслуживал бы каждое из основных направлений государственной деятельности, а именно регулировал и тем самым закреплял сложившиеся в пределах того или иного направления деятельности государства общественные отношения, упорядочивал их, создавал бы благоприятные условия для возникновения  и развития новых, прогрессивных общественных отношений.

      Правоисполнительная деятельность как форма реализации функций государства заключается в принятии соответствующими государственными органами мер по проведению содержащихся в различных нормативно-правовых актах требований в жизнь. Необходимость данной формы обусловливается тем, что от неё в решающей мере зависит не только степень реализации правовых требований, но вместе с тем и уровень осуществления самих функций государства.

       От того, насколько полно и  эффективно выполняются правовые требования или веления, настолько же успешно или безуспешно осуществляются и государственные функции.

       Правоохранительная деятельность  как форма реализации функций  государства заключается в принятии  соответствующими государственными  органами мер по соблюдению законности и охране правопорядка в процессе осуществления основных направлений деятельности государства.

       Договорная форма реализации функций государства представляет собой деятельность государственных и негосударственных органов и организаций на договорной основе. По мере становления и развития рыночных отношений в той или иной стране договорная форма играет все более активную и значительную роль. Она органически сочетается с другими формами реализации функций государства, дополняет их и вместе с ними создает необходимые условия для более эффективной деятельности государства.

       Использование договорной формы дает возможность широкого привлечения к государственной деятельности не только многочисленных государственных органов и организаций, но и частных, коммерческих фирм и общественных организаций. Достигается это прежде всего благодаря тому, что договорная форма отношений предполагает в своей основе не принудительность, а добровольность. Договорные отношения возникают на основе управомочивающих, а не обязывающих или запрещающих совершение определенных действий норм. Договорные отношения всегда базируются на принципе свободы заключения, изменения и прекращения договора.

     Наряду с правовыми формами функции государства осуществляются также в неправовых формах. Они представляют собой фактическую – организационную и иную деятельность государственных и негосударственных органов и организаций, направленную на реализацию функций государства и проводимую вне правовых форм.

       Такого рода деятельность осуществляется в рамках закона, в строгом соответствии с требованиями принципа законности и конституционности, является жизненно необходимой и правомерной.

       Функции государства характеризуются  не только своими особыми формами, но и методами реализации. Под методами осуществления государственных функций понимаются способы или средства деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, направленные на решение стоящих перед государством  на том или ином этапе его развития задач.

       Методы деятельности государственных  органов, а, следовательно, и  реализации функций государства довольно многочисленны и разнообразны.  Так, в процессе осуществления правоохранительной деятельности государственных органов широко используются методы убеждения и принуждения. Они касаются прежде всего таких государственных функций, как установление и охрана правопорядка в обществе, охрана права собственности, прав и свобод граждан и др.

       При осуществлении функций государства,  непосредственно затрагивающих  сферы экономики и финансов, широко  применяются методы материального  и финансового стимулирования, планирования, прогнозирования и др.

        
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Внутренние функции  государства

2.1. Обеспечение народовластия

       Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя.

       Содержание данной функции составляют:

- реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества);

- обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управление ими;

- официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним;

- защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя. 

2.2. Экономическая функция

       Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни.

       В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства. Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

Информация о работе Функции государства