Функции государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 23:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции государства», с учетом специфики российского государства, и условий сложившихся к 2002 году. Достижение таковой цели возможно при выполнении следующих задач: - раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности, позиций различных ученых в определении функций государства;
- раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения самого государства в последние десятилетия;
- выделение формальных признаков функций государства;

Содержание

Введение. 3

Раздел I. Понятие функции государства. 5
Глава 1. Понятие и содержание функции государства. 5
Глава 2. Признаки функций государства. 12
Глава 3. Развитие функций государства. 12
Раздел II. Классификация функций государства. 15
Глава 1. Критерии классификации. 15
Глава 2. Внутренние и внешние функции государства. 19
А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций. 19
Б) Внутренние функции государства. 22
В) Внешние функции государства 25
Глава 3. Эволюция и особенности функций Российского государства. 27
Заключение. 33

Список использованной литературы. 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 52.44 Кб (Скачать файл)

Однако, не у всех ученых-юристов такая классификация вызывает признание. Многие считают, что это собственно не функции государства, а функции осуществления государственной власти или ветвей власти. То есть, происходит смешение функций государства и государственной власти.

Классификация функций  государства приводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они реализуются. В федеративном государстве –  это функция федерации в целом  и субъектов федерации. В унитарном  государстве – это функции, осуществляемые на территории единого, лишь в административно-территориальном  плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции  всего сообщества 
(союза) государств и функций, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.[33]

Западные теоретики  – приверженцы концепции «государства всеобщего благоденствия» (Г. Ласки, К. Корсланд, Дж. Мадэн и др.) считают, что современному государству свойственны следующие функции: в области политической жизни – обеспечение социальных служб, развитие системы социального страхования, обеспечения полной занятости; в области экономической жизни – курс на увеличение государственной собственности, на создание «смешаной» экономики, на осуществление ее планирования; в области социального обслуживания – обеспечение программ образования, медицинского обслуживания, профессионального, интеллектуального и морального «формирования» граждан.[34]

Глава 2. Внутренние и внешние функции государства.

 
А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций.

Наиболее распространена классификация функций государства  на внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства  по отношению к обществу, особой организации которого и является государство, и по отношению к  другим государствам.

Анализируя различную  юридическую литературу мне пришлось столкнуться с проблемой многовариантности выделения подфункций среди внутренних и внешних функций. Фактически работало правило: сколько людей – столько и мнений. Зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым от предложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция является составляющей другой подфункции, либо наоборот – подфункция разделена на более мелкие. Тем не менее общий смысл разделения функций на внешние и внутренние сохраняется у всех авторов.

Так, В.В.Лазарев  к внутренним функциям относит: 
- установление и охрана правового порядка; 
- охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан; 
- экономическая; 
- культурная; 
- социальная; 
- экологическая.

Внешние функции: 
- поддержание мира и мирного сосуществования; 
- обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 
- защита государственного суверенитета от внешних посягательств;[35]

Н.Т.Шестаев к внутренним функциям относит: 
- охранительная; 
- экономическая; 
- социальных услуг; 
- обеспечения и защиты граждан; 
- культурно-воспитательная; 
- природоохранная;

Внешние функции: 
- защита государства от вооруженных нападений других государств; 
- поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность); 
- экономических и культурных связей; 
- борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.[36]

Что характерно, все  авторы классификаций в целом  отмечают, что объектом воздействия  функций государства являются крупные  сферы жизни общества – экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества, сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей  классификации функции могут  быть экономическими, идеологическими, охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней деятельности государства.

Далее в курсовой работе за основу взята классификация  внутренних и внешних функций  государства, предложенная А.Ф.Черданцевым.[37]

В завершении рассмотрения подходов к классификации внутренних и внешних функций государства  хочу отметить, что в юридической  литературе есть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения функций.

Так, Б.П. Курашвили  категорически отвергает различие функций на внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической  взаимосвязи функций. Он спрашивает: разве хозяйственно-организаторская функция, объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем, организации экономического сотрудничества с другими странами; или функция обороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде, например, развития военно-экономического потенциала страны?

Трудно не согласиться  с данными доводами, так как  всякая внутренняя функция государства  имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция – внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга. Иными словами, деление государственных  функций на внутренние и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения науки, так и практики.[38]

А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение  глобальных функций, характеризующих  деятельность современного государства  в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других современных глобальных государственных  сферах деятельности, затрагивающих  всю цивилизацию.

Особую проблемы представляет решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций. А в условиях федеративного государства (в частности в России – 
А.Р.) возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности и полномочия между федеральными органами и органами власти субъектов федерации.[39]

 
Б) Внутренние функции государства.

К внутренним функциям государства относятся:

1) Функция охраны  правопорядка

Охрана господствующего  способа производства, а также  господствующей и иных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство  осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный порядок (правопорядок), перечень нарушений  правопорядка, определяет меры ответственности  за правонарушения, определяет порядок  расследования, рассмотрения дел, связанных  с правонарушениями, устанавливает  систему правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями, определяет их компетенцию.

2) Экономическая  функция.

Эта функция государства  сильно изменилась в ходе исторического  существования государства от полного  невмешательства в экономику (концепция 
“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни 
(тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились  хозяйственные связи, демократическое  государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает  и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство использует самые различные рычаги воздействия  на экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным  производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в  сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование заградительных пошлин и более жестоких мер –  установление государственной монополии  на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами, установление винной и табачной монополии, использование государственных заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство использует весьма широкий арсенал средств – от мягкого, косвенного воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.) до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства – установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их исполнение.

В периоды экономических  кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства  в экономику увеличивается. Это  характерно, например для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

3) Социальная функция.

Эта функция сопряжена  с экономической, в значительной мере зависит от экономической линии  государства. В целом она есть проявление патернализма государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин нуждается в поддержке со стороны государства.

Зачатки этой функции  в реформах Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и социальными, что закреплено в их конституциях.

Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1 
Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Российская Федерация 
– социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.[40]

В реализации социальной функции большое место принадлежит  проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной  и др. ) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Общество в целом  и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным.

4) Экологическая  функция

Функция появилась  в XXв.. Государство вынуждено уделять серьезное внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. 
Основным содержанием экологической функции является управление и координация деятельности природопользователей и переработчиков природных ресурсов в целях сохранения и охраны природной среды.

В основе осуществления  функции лежат следующие принципы:

> 1). Природные  богатства подлежат охране со  стороны государства независимо  от того, вовлечены ли они в  хозяйственный оборот или нет.

> 2). Использование  природных богатств должно быть  рациональным, соответствовать развитию  государства.

> 3). Неукоснительное  соблюдение природоохранительных  законодательств и строгая ответственность  за его нарушение.

Таков «классический» набор внутренних функций государства. Многие ученые, анализируя Российское государство, применительно к нему выделяют особые функции, которые будут  рассмотрены далее.

 
В) Внешние функции государства

Рассмотрим внешние  функции:

1) Функция обороны

Связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически первая внешняя функция государства. Вооруженные силы – необходимый институт государства, - создаются прежде всего для обороны от поползновений соседних государств. Эта функция выражает интересы всего общества, зачастую становится делом не только государства, но и всего народа как необходимое условие его существования. Согласно Конституции Российской Федерации 
“Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской 
Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.”.

Практическое исполнение функции обороны так же возложено  на особые государственные вооруженные  организации. Они предназначены  для обеспечения суверенитета, защиты территории, границы и населения  от внешних посягательств и обеспечении  общественного порядка и безопасности граждан. 
Особые вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности, управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям относятся:

> Службы внешней  разведки. Они осуществляют сбор  информации на случай ведения  военных действий.

> Служба безопасности. Она предназначена для защиты  государственной безопасности и  конституционного строя от внешних  посягательств.

> Полиция (милиция)  является основой и гарантом  общественного порядка. Полиция  призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие  и безопасность граждан.

2) С функцией  обороны тесно связана функция  захвата чужих территорий и  сфер влияния.

Действительно, всю  историю человечества можно образно  назвать историей войн. Богатства  одних народов привлекают взоры  других. На протяжении истории сильные государства вели захватническую политику, а слабые – оборонительную.

Информация о работе Функции государства