Формы правления и их особенности в различных типах государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут затронуты следующие темы:
- Типология государств.Подходы и классификация.
- Формы государственного правления.Понятие,виды.
- Связь между типом государства и формой правления.
Хронологические рамки изучаемой темы очень широки – начало рассматриваемого периода - около 5 тыс. лет назад, когда произошло формирование рабовладельческих государств - до нашего времени, когда современные государства сочетают в себе черты различных исторических типов.

Содержание

Введение..............................................................................................................3
1. Типология государств....................................................................................5
1.1. Подходы к типологии государства………………………………………..9
1.2. Классификация……………………………………………………………..13
2. Формы государственного правления...........................................................15
2.1. Монархия.....................................................................................................18
2.2. Республика...................................................................................................22
3. Связь между типом государства и формой правления...............................26
Заключение.........................................................................................................30
Список литературы............................................................................................31

Вложенные файлы: 1 файл

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ГОСУДАРСТВ.docx

— 57.16 Кб (Скачать файл)

      Парламентарная  монархия  –  более  прогрессивный   вид  конституционной

монархии. Характеризуется  тем, что монарх чисто  номинально  выполняет  свои функции.  Даже  если  конституция   наделяет   его   большими   полномочиями (Нидерланды, Дания), он в силу  конституционно-правового обычая  не  может воспользоваться ими самостоятельно. Все исходящие от монарха акты  нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных  монархий  (Япония,Швеция)  монарх  по  конституции  даже  формально  не   имеет   значительных полномочий.  Правительство  же  ответственно  перед  парламентом,   которому принадлежит формальное верховенство среди других органов власти.

 

 

Республика

Второй формой правления  является республика (лат. res – дело, publicus

– общественный) – форма  государственного правления, при которой  все  высшие органы   государственной   власти   либо   избираются,   либо    формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а  граждане обладают  личными  и  политическими  правами.  В  настоящее  время  из   190 государств мира  более  140  являются  республиками.  Республиканская  форма правления является такой же древней формой правления,  как  и  монархия.  То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или  иные способы образования собраний (советов) определяют различные  республиканские формы правления. Но всегда при  этом  республика  характеризуется  выборными высшими органами власти, в которые входят  избранные  представители  народа.

Для республики  характерны  и  различные  полномочия,  которыми  эти  органы наделяются.

      Разумеется, республиканские, точно так же, как и монархические,  формы

правления определяются не только соотношением  классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, но и историческими  традициями, национальной  психологией,  экономическими  и   географическими   факторами, различными контактами с окружающими их государствами (фактор  заимствования,подражания).  Например,  древнегреческие  республиканские  формы   правления вырастали из внутреннего социально-классового развития  античного  общества,

островного положения  многих полисов, роли морской торговли  в  экономической жизни. Победы демоса и его функции как коллективного рабовладельца и т.д.

      Республиканское  правление – это  коллективное  правление.  Все  высшие

органы  государственной   власти   имеют   сложную   структуру,   наделяются

определенными, только им свойственными  полномочиями и несут  ответственность за их неисполнение или ненадлежащие  исполнение  согласно  закону.  Решения, принимаемые  высшими  органами  власти,  в  большинстве  случаев   длительно готовятся, обсуждаются по соответствующей  процедуре,  проходят  экспертизу. Принятие  решений  осуществляется,  как  правило,  путем  голосования.   Оно считается  принятым,  если  за  него  проголосовало  квалифицированное   или простое большинство. Республиканское правление основано подчас  на  принципе разделения единой государственной власти на  ряд  властей:  законодательную,исполнительную, судебную.

      В  республиканской   форме  правления  принято   различать   республику

президентскую, парламентскую  и смешанного типа.

      Юридически  отличительными  чертами  президентской   республики   (США, Мексика, Казахстан и др.) служит то, что избираемых на  всенародных  выборах президент является одновременно главой государства и исполнительной  власти. Он  формирует  исполнительную  администрацию  или   правительство,   которые ответственны перед ним. В правительстве, как правило, отсутствует  должность премьер-министра. Президент не  может  распустить  парламент,  парламент  не может отправить в отставку администрацию (правительство).

      Парламентская   республика  (Италия,  ФРГ,  Венгрия,  Латвия   и   др.)

юридически  характеризуется  тем,  что  парламент   является   полновластным

органом, который формирует  политически ответственное пред ним правительство и избирает президента, являющегося главой государства, но не  исполнительной власти. Президент осуществляет  свои  полномочия,  как  правило,  только  по предложению  правительства,  возглавляемого   премьер-министром.   Парламент может  уволить  в  отставку  правительство,  выразив  ему  вотум  недоверия, который  должно  поддержать  парламентское  большинство.   В   этом   случае президент имеет право по предложению правительства  распустить  парламент  и объявить досрочные выборы.

      Третьей   разновидностью  республиканской   формы   правления   является

республика смешанного типа (полупрезидентская  республика).  Ей  характерно, что элементы президентской республики сочетаются с элементами  парламентской республики.  Президент  является  главой  государства  и   избирается,   как правило, на  всеобщих  выборах  и  наделен  юридически  и  реально  большими полномочиями.  Однако  правительство  формируется  парламентским   путем  и ответственно  политически  не  только  перед   президентом,   но   и   перед парламентом.  Президент  осуществляет  общее   руководство   правительством, которое  возглавляет  премьер-министр.  Президент   имеет   право   роспуска парламента  при  наступлении  определенных  обстоятельств.   Для   республик смешанного  типа  характерен  дуализм  исполнительной  власти.  Классическим образцом республики смешанного типа является  Франция  по  Конституции  1958 года.  Также  к  этому  типу  относятся  Португалия,  Ирландия,   Финляндия Особенно  широкое  распространение  такая   форма   правления   получила   в

постсоциалистических  государствах  (Польша,  Румыния,  Болгария,   Украина,

Литва, Молдова).

 

      По ряду  формально-юридических признаков  к республике  смешанного  типа можно отнести и Российскую Федерацию.  Особенностью  формы  правления  в  РФ является то, что в силу своего федеративного характера  она  имеет  в  своем составе 21 республику в качестве  субъектов  федерации.  Согласно  пункту  2 статьи 5  Конституции  РФ  1993  года,  республика  в  составе  РФ  является государством, имеющим  свою  конституцию  и  законодательство.  Федеративный договор,   за   которым   Конституция   РФ   признает   качество   источника конституционного права Российской федерации, называет республики  в  составе РФ   суверенными.   Они   имеют   собственное    гражданство,    собственную государственную символику, а также имеют право свободного выхода из  состава РФ. Если РФ относят к республике смешанного типа, то среди  республик  в  ее составе  имеются  как  республики  смешанного  типа,  так  и  республики   с президентской формой правления.

      В Российской  Федерации  большую  роль  играет  власть  президента.  Ее

трудно отнести к  исполнительной  или  законодательной  власти.  Это  особая

форма, самостоятельная власть, вытекающая из статуса главы  государства  как

гаранта Конституции. Эта  власть  обеспечивается  не  только  распределением

полномочий между президентом, правительством и парламентом, но  и  созданием при  президенте  специальных  органов  (администраций,  управлений   делами, комиссий,  комитетов,  аналитических  центров,  аппарата  представителей   и т.д.), содействующий президенту РФ  в  осуществлении  его  полномочий  главы государства,  гаранта  Конституции,   в   реализации   его   законодательной инициативы.

 

 

Связь между типом  государства и формой правления

Как уже отмечалось, тип государства - это совокупность основных черт, свойственных государствам определенной общественно-экономической  формации, а форма государства - это  структурный, территориальный и  политический способ организации государства, охватывающий форму правления, форму  государственного устройства и политический режим. Эти два понятия взаимосвязаны, соотносятся между собой как  содержание и форма, где определяющую роль играет содержание, т.е. тип государства. Однако и форма государства оказывает  немалое влияние на существование  и развитие типа государства, на процесс  замены одного исторического типа государства  другим. 
От типа государства в конечном счете зависит характер формы правления. В государствах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством сильной централизованной власти, естественной формой правления является монархия; для обществ, основанных на рыночных отношениях между свободными, политически равными собственниками, характерна республиканская форма правления. 
Вместе с тем, государства каждого исторического типа могут облекаться во множество форм, которые зависят от следующих факторов: 
- уровня экономического развития общества; 
- соотношения классовых сил;

- международной обстановки; 
- национальных и культурных традиций; 
- географических, климатических и иных условий существования того или иного государства. 
Так, история свидетельствует, что основными формами правления рабовладельческого государства были монархии и республики. 
Монархии, в свою очередь, подразделялись на следующие виды: 
- деспотические (древние Вавилон, Египет, Индия), основанные на азиатском способе производства, обусловливающем практически неограничен¬ную власть монарха и его обожествление; 
- античные (древнеримская империя I в. до н.э. - V в. н.э.), на первых стадиях которых наряду с монархическими существовали республиканские институты, а на более поздних стадиях монарх опирался на военную бюрократию. 
Рабовладельческими республиками были: 
- аристократическая республика (Римская республика VI - I вв. до н.э.), в которой органами государственной власти формально считались народные собрания, однако они не обладали правом законодательной инициативы, а могли лишь принимать или отклонять предложения особых должностных лиц, именуемых магистратами; кроме того, решения народных собраний должны были утверждаться Сенатом, избираемым недемократическим путем; 
- демократическая республика (Афинское государство), высшим органом государственной власти которой было Народное собрание, принимавшее законы, решавшее вопросы войны и мира, выступавшее в качестве судебной инстанции. Высший орган управления - Совет пятисот избирался демократическим путем на один год. Вместе с тем из общественно-политической жизни исключались женщины, лица, не достигшие двадцатилетнего возраста и вольноотпущенники. 
Характерными формами правления в феодальных государствах были монархии и городские республики. 
Феодальные монархии подразделялись на следующие виды: 
- раннефеодальные, отличавшиеся слабостью центральной государствен¬ной власти, большой степенью децентрализованности и существованием множества самостоятельных княжеств; 
- сословно-представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством (во Франции - Генеральными штатами, в Англии - парламентом, в России - земскими соборами); 
- абсолютные, которые характеризовались ослаблением или полной утратой роли сословно-представительных органов, усилением власти монарха, который сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. 
Своеобразной формой феодального государства были городские республики (Венеция, Генуя, Великий Новгород, Псков), высшими органами власти в которых были городские советы, состоящие в основном из городской знати. В некоторых республиках существовали вече - собрания всех свободных горожан, на которых решались многие вопросы внутренней жизни города-республики. Однако решающая роль принадлежала все-таки Советам феодальной аристократии. 
Буржуазному государству свойственны две основные формы правления: конституционная монархия и республика (парламентская, президентская и смешанная). 
Формами правления социалистических государств являются такие виды республик, как Парижская Коммуна, советская республика и республика народной демократии. 
Таким образом, конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Вместе с тем государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Например, сословно-представительная монархия может быть только в феодальном государстве на определенном этапе его развития, а конституционная монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства. 
Необходимо также отметить, что разнообразие форм правления и политических режимов не беспредельно и имеет свои логические и исторические границы. Так, цивилизованному государству присущ лишь демократический режим и для него неприемлемы фашистский, тоталитарный или авторитарный режимы. Точно также в демократическом государстве не может быть такой формы правления, как абсолютная монархия с ее произволом и беззаконием.

 

 

Заключение

Изучив теоретические аспекты  данной проблемы, можно сказать, что типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.Нет четкого соотношения между типом и формой государства. С одной стороны, в пределах одного и того же типа государства могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой — государства различного типа могут облекаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общественной и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Серьезное влияние на форму государства  оказывают культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных воззрений, национальные особенности, природные условия  проживания и другие факторы. Специфику  формы государства определяет также  характер взаимоотношений государства  и его органов с негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями).

 

Список используемой литературы: 

      1. Теория государства и права. Учебник / Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др.; под ред. Алексеева С.С.. - М., 2004.Малько, А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2004.
      2. Теория государства и права : учебник / Г. А. Борисов. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2007. - 292 с.
      3. Теория государства и права : учебное пособие /И.В. Григорьева. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. Ун-та, 2009. - 304 с.
      4. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - .528 с.
      5. Теория государства и права : учеб.пособие / В.П. Кузьмин. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2005. – 243 с.
      6. Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В.М. -Юрист - 2004-с.116
      7. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие/В. Я. Драпезо, Е. Л. Комиссарова, Б. Я. Бляхман; Кузбассвузиздат, 2007 - 42с.
      8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько.  М.: Юристъ,2001
      9. Кудинов Л.Д. Основы теории государства (в схемах): Учебное пособие.   М.:СГУ, 2000
      10. Теория государства и права. Учебник / Под ред. М.Н.Марченко.  М.: «Зерцало», 2001
      11. Теория государства и права. А.В. Малько. – М., 2008.
      12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006. – С.100
      13. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. – М., 2002.
      14. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2004.

 


Информация о работе Формы правления и их особенности в различных типах государств