Формы (источники) российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть понятие и сущность форм российского права.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие форм (источников) права; - рассмотреть формы российского права.
Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Российской Федерации и другие законодательные акты; во-вторых, специальная юридическая литература.

Содержание

Введение 2
Понятие формы(источник) права 3
Формы российского права 6
Правовой обычай 7
Правовой прецедент 8
Договоры нормативного содержания 12
Нормативно-правовой акт как ведущая форма 15
российского права
3.1. Действие нормативно- правовых актов во времени, в 25 пространстве и по кругу лиц
Заключение 29
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Действие нормативно-правовых актов во времени ограничено моментом приобретения ими юридической силы и моментом ее утраты.

Нормативно-правовые акты вступают в силу:

а) с момента, указанного в самом нормативном акте, согласно которому этот нормативно-правовой акт  вступает в силу;

б) с момента принятия или подписания, указанных, как правило, в самом нормативно-правовом акте;

в) с момента опубликования нормативно-правового акта;

г) нормативно-правовые акты, в которых в той или иной форме не указан момент вступления в силу, приобретают ее после окончания 10-дневного срока с момента опубликования, причем нормативно-правовые акты должны быть опубликованы не позднее 7-дневного срока после их принятия;

д) с момента, когда  они дошли до адресата, что присуще  ведомственным нормативным актам.

Нормативно-правовые акты теряют юридическую силу:

а) вследствие окончания  обусловленного периода действия;

б) вследствие изменения  обстоятельств, для урегулирования которых они были предназначены;

в) вследствие отмены данного  акта иным или специально предназначенным  актом.

Действие новопринятых нормативно-правовых актов распространяется на отношения, которые возникают после приобретения ими юридической силы. Только в отдельных случаях под влияние нормативно-правовых актов попадают отношения, которые возникли до вступления в законную силу. Это касается:

а) уголовного закона, если он смягчает или отменяет наказание;

б) прямых указаний субъекта правотворчества, которые находятся  в самом нормативно-правовом акте;

Подобное действие нормативно-правовых актов называется “обратной силой  Закона”.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве - это распространение их влияния на определенную территорию (государства в целом или отдельного региона). К ней относятся земная территория, недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над земной и водной территорией, территории посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море, кабины летательных аппаратов над территорией, не входящей в состав другого государства. Территориальные пределы действия нормативных актов проявляют суверенитет государства и его юрисдикцию. Иностранное законодательство применяется на территории конкретного государства лишь постольку, поскольку оно само это допускает в общей форме или конкретных соглашениях с зарубежными государствами. Международными договорами регулируется и так называемое экстерриториальное действие правовых актов, когда законодательство данного государства распространяется за пределами его территории (действует в отношении граждан и организаций, находящихся на территории других государств).

Действие по кругу  лиц означает по общему правилу распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Но из данного правила есть три исключения.

Во-первых, главы государств и правительств, сотрудники дипломатических  и консульских представительств и некоторые другие иностранные граждане пользуются правом экстерриториальности (наделены дипломатическим иммунитетом), и, следовательно, к ним не могут быть применены меры ответственности и меры государственного принуждения за нарушение уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Во-вторых, проживающие  на территории государства иностранные  лица и лица без гражданства, хотя и пользуются широким кругом прав и свобод наряду с гражданами, в  некоторых правонарушениях не могут выступать носителями прав. Они не могут, например, избирать и быть избранными в органы государственной власти, в судьи; не могут состоять на службе в вооруженных силах и органах внутренних дел.

В-третьих, некоторые  нормативные акты, например, предусматривающие уголовную ответственность, распространяются на граждан независимо от места их нахождения и независимо от того, понесли они уже наказание по нормам иностранного законодательства или нет.

Адресатами нормативных  актов могут быть все граждане или определенные группы населения, все должностные лица или отдельные их категории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В свете вышеизложенного  можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно  большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно подготавливать пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовывать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Что касается основных путей усовершенствования форм (источников) права в современной России, то:

Во-первых, при улучшении  форм права надо полнее учесть юридические  традиции страны, взять лучшее из дореволюционной  правовой системы.

Во-вторых, назрела потребность в подготовке и издании специального закона об основных формах права. В этом акте надлежит подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному, обычному и договорному праву.

В-третьих, в нем полезно  нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы государства, главную форму права. Так  В.М. Баранов полагает, что в правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.

Список литературы:

 

Использованные нормативно-правовые акты:

 

  1. Конституция Российской Федерации.  – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.

 

  1. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная юридическая  литература:

 

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб.[для юрид.вузов]/А.Б.Венгеров. – 4-е изд.,стер. – Москва: Омега-Л, 2007.-608с.
  2. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: Учебник, - М.: Юристъ, 1996.
  3. Лифшиц Р.З. Теория права. - М., 1995.
  4. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А.Морозова. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М: Эксмо,2008.-408с. – (Российское юридическое образование).
  5. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.Н.И.Матузова и А.В.Малько. - 2-е изд.,перераб. и доп. М.: Юристъ,2006. -768с.
  6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К.Бабаева. – М.: Юристъ,1999. – 592с.

1 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999.

2 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999.

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб.[для юрид.вузов]/А.Б.Венгеров. – 4-е изд.,стер. – Москва: Омега-Л, 2007.

4 Российская газета. 1999. 1-5 мая.

5 Лившиц Р. З. Судебная практика как источник права. Журнал российского права. 1997, № 6.

6 И. Ю. Богдановская. Судебный прецедент – источник права? Государство и право, 2002, № 12.

7 Юридический энциклопедический словарь. М., 1984,

 

9 Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.

 

10 Конституция Российской Федерации.  – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.

 

11Закон: создание и толкование / Пиголкин А. С., Мицкевич А. В., Чернобель Г. Т. и др.; Под ред. А. С. Пиголкина; Ин-т законодат. и сравнит. Правоведения. – М.: Спарк, 1998.

 

12 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. – М.: Юристъ, 1999.

 

13 В. Л. Кулапов. Юридический словарь общетеоретических категорий и терминов / Саратов. юрид. ин-т им. Д. И. Курского. Ред. – издат. отдел. Саратов. – 1993.

 

14 Конституция Российской Федерации.  – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004.

 

15 А. В. Демин. Нормативный договор как источник административного права. Государство и право, 1998, № 2.

 

16 Пиголкин А.С. Теоретические проблемы правотворческой деятельности в СССР. Автореф. …д. ю. н. М., 1972. С.6.

 


Информация о работе Формы (источники) российского права