Формы (источники) российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть понятие и сущность форм российского права.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- дать понятие форм (источников) права; - рассмотреть формы российского права.
Характеристика источников для написания курсовой работы. В основу работы положены, во-первых, Конституция Российской Федерации и другие законодательные акты; во-вторых, специальная юридическая литература.

Содержание

Введение 2
Понятие формы(источник) права 3
Формы российского права 6
Правовой обычай 7
Правовой прецедент 8
Договоры нормативного содержания 12
Нормативно-правовой акт как ведущая форма 15
российского права
3.1. Действие нормативно- правовых актов во времени, в 25 пространстве и по кругу лиц
Заключение 29
Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

В юридическом энциклопедическом  словаре прецедент (от лат. praecedentis – предшествующий) определяется как поведение в конкретной ситуации, которое рассматривается как образец при аналогичных обстоятельствах.7

Правовой прецедент  – решение судебных органов  по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Таким образом, данное решение судебных органов приобретает значение своеобразного образца для последующих решений, т.е. играет роль нормы права. С течением времени прецедент не утрачивает своей силы, а переходит из поколения в поколение.

Судебному прецеденту присущи  следующие черты:

    • Обладает общеобязательной юридической силой;
    • Результат правотворческой деятельности судов;
    • Находится в подчиненном по отношении к закону положении, так как:

А) законом может быть отменено действие судебного прецедента;

Б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;

В) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

Важно отметить, что для нижестоящих судов обязательно не все судебное решение или приговор, но лишь правовая позиция судьи, на основе которой выносится решение. Иначе говоря, главной частью судебного решения, которая составляет собственно судебный прецедент, является мотивировочная часть, где излагаются правовые принципы, применяемые к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств.

Остальная часть судебного  решения составляет так называемое «попутно сказанное», которая не обладает обязательной силой, но служит убеждающим прецедентом.

Прецедент может быть как судебным, так и административным.  Он предоставляет судье или должностному лицу непростую возможность личного  усмотрения, поскольку при отсутствии полной аналогии жизненных ситуаций именно эти люди обладают правом оценивать степень аналогичности рассматриваемых обстоятельств. Причем в прецеденте не обязательно все предшествующее решение, а лишь суть правовой позиции суда, вынесшего первоначальное решение или приговор. Степень обязательности прецедента зависит также от положения в судебной системе как суда, разрешающего конкретную жизненную ситуацию, так и суда, чьё решение борется за образец по аналогичным делам. Чем выше положение суда, тем меньше он связан с прецедентами.

Результатом правоприменительной деятельности нередко является выработка правоположений, для которых характерна известная степень обобщенности и обязательности.

Правоположения –  это концентрированное выражение  юридической практики. В силу этого  они в состоянии компенсировать естественное отставание норм права от динамики общественных отношений, могут устранять противоречия между относительным «консерватизмом» права и изменчивостью общественной жизни. Разумное использование правоположений обеспечивает стабильность правопорядка, укрепляет законность, придает устойчивость проводимой государством политике.8

Для Российской Федерации  признание судебной практики судов  общей юрисдикции по-прежнему остается на уровне половинчатого решения  о роли «разъяснений» Высшего  Суда, а также Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.9 Однако, и в теории, и на практике признано, что суды вправе и обязаны решать конкретные дела, применяя эти разъяснения. Опираясь на толкование, данное в решениях высших судов, все больше утверждается мнение о том, что если Верховный или Высший Арбитражный Суд защитил те или иные интересы, требования или поведение как законные или отверг как незаконные, то тем самым дал основания к новому пониманию данных правовых норм. И как это было показано на примерах признания значения судебной практики в дореволюционном российском праве и в других странах континентальной «правовой семьи», именно в этом, а не в противопоставлении закону судебного прецедента, состоит роль судебной практики как особого источника права в странах континентальной системы права. То понимание, которое укрепится в судебной практике и будет обобщено и подтверждено Высшим судом, выступает как бы вторичным, углубляющим и дополняющим закон и другие нормативные правовые акты источником права.

Принципиально новую  роль в воздействии на законодательство играет деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, разрешающего дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов высших органов Российской Федерации, Конституций, Уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, а также дающего толкование Конституции. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению (ст. 125 Конституции РФ).10 В результате законодатель приводит нормы закона в соответствие с постановлениями Конституционного Суда.11 И тем самым можно сказать, что решения Конституционного Суда Российской Федерации для остальных судов РФ являются прецедентными, но не обязательными.

2.3 Договоры нормативного содержания.

 

Договоры нормативного содержания – это совместные юридические акты, выражающие взаимное изъявление воли правотворческих органов, встречное принятие на себя каждым из них юридических обязанностей. Это такие документы, в которых содержится волеизъявление сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливается их круг и последовательность, а также закрепляется добровольное согласие выполнять принятые обязательства. Имеют широкое распространение в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве.12

По мнению Кулапова В. Л., нормативно-правовой договор – это соглашение между субъектами по поводу совместной деятельности, представляющее их общий интерес и содержащее нормы права.13

В п. 4 ст. 15 Конституции  Российской Федерации говорится  о том, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».14

Выделим следующие признаки нормативного договора.

Во-первых, правовая база нормативных договоров содержится в Конституции и действующем  законодательстве РФ. Эти договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство РФ.

Во-вторых, в нормативном  договоре в качестве хотя бы одной  из сторон предполагается участие органа государственной власти, причем, чем  более высокое место в управленческой иерархии занимает государственный контрагент, тем выше юридическая сила договора.

В-третьих, нормативные  договоры заключаются в публичных  интересах, их целевая направленность – это достижение общего блага, т. е. общественные цели здесь преобладают.

В-четвертых, нормативные  договоры содержат правила поведения, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, сколько иных коллективных и индивидуальных субъектов. Нормативный договор, таким образом, не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, но имеет и внешне юридическое воздействие.

В-пятых, многочисленность и неопределенность адресатов договорных норм, т. е. тех субъектов, на которых  направляется юридическое воздействие  договора.

В-шестых, договорные нормы  всегда рассчитаны на длительное воздействие и неоднократное применение.

В-седьмых, нужно отметить особую, строго формальную процедуру  заключения нормативных договоров  и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных и  с их исполнением.

В-восьмых, недопустимость в любых обстоятельствах изменения или отказа от исполнения договорных условий в одностороннем порядке. Нормы форс-мажор здесь не применимы.

В-девятых, в отличие  от индивидуальных договоров, содержание которых, как правило, составляет коммерческую тайну, для нормативного договора характерно его официальное опубликование, неопубликованный нормативный договор по общему правилу не порождает правовых последствий.

Перечисленные признаки нужно рассматривать системно. Скажем, коллективные договоры не обладают некоторыми из вышеуказанных свойств, что не лишает их нормативных качеств. На практике встречаются правовые акты смешанного характера, содержащие как нормы права, так и индивидуальные предписания.15 «Один и тот же договор в одной части может устанавливать юридические нормы, а в другой – конкретные субъективные правомочия и обязанности сторон».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. . Нормативно-правовой акт как ведущая форма российского права. 

 

Нормативный правовой акт  является одним из самых распространенных и основных источников права в  различных правовых системах мира, в том числе и в Российской Федерации.

Нормативный правовой акт - это официальный документ компетентного  органа власти, направленный на установление новых, изменение действующих или отмену устаревших правовых норм.

Признаки нормативного правового  акта следующие:

Во-первых, нормативный правовой акт  образуется в результате правотворческой  деятельности компетентных государственных  органов, органов местного самоуправления, в особых случаях - в результате прямого народного волеизъявления (референдума). Полномочия правотворческих органов на издание нормативных актов заранее определены, они устанавливаются в Конституции, законе и других нормативных актах. Таким образом, компетенция, установленная для органов издающих нормативные акты, обуславливает юридическую силу издаваемых властным органом нормативных правовых актов. От юридической силы нормативного правового акта зависит его место в правовой системе.

Второй признак состоит в  том, что в нем формулируются  и соответственно содержатся нормы  права, который представляют собой  общеобязательные, формально-определенные веления, государственно-властные предписания, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение. Правовые нормы распространяют свое действие на всех участников правоотношений или на определенную категорию лиц, действуют постоянно и непрерывно, применяются многократно до тех пор, пока не будут отменены органом, их издавшим, вышестоящим органом или в судебном порядке.

Третий признак нормативного правового  акта как источника права состоит  в том, что он имеет официально-документальную форму и особую структуру. В нормативно-правовом акте должны содержаться обязательные признаки. В частности, указание на наименование органа, лица (лиц) его принявшего, вид (форма) акта, название (тематика), место и дата принятия, соответствующая структура акта (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты и т.д.), подпись уполномоченного лица.

Четвертая особенность заключается  в особом порядке его подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу. Существует "технология" создания нормативного правового акта. Она состоит из "последовательных операций, в результате осуществления которых в правовую систему вливается новый официально действующий акт"16. Такой порядок (на примере Российской Федерации) содержится в Конституции Российской Федерации, федеральных законах или иных нормативных правовых актах.

Таким образом, нормативный правовой акт - это один из наиболее совершенных источников права. Его использование позволяет государству своевременно реагировать на потребности развивающихся общественных отношений путем быстрого принятия правовых норм, обеспечивать нормативные правовые акты эффективным государственно-правовым механизмом в целях его реализации.

В самом общем  виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция  (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Рассмотрим  эти виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется, следующим: 1) Конституция принята на референдуме в результате свободного волеизъявления всего народа; 2) Конституция устанавливает основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя; 3) Конституция содержит перечень основных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органов государственной власти и управления; 4) Конституция принимается, изменяется в результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа федеральных законов - конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

Информация о работе Формы (источники) российского права