Формы (источники) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 05:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в более подробном изучении форм (источников) права. Для этого необходимо достичь следующие задачи:
- дать определение понятиям «форма права» и «источник права»;
- определить соотношение этих понятий;
- рассмотреть виды источников права;

Содержание

Введение
1 Понятие формы (источника) прав
1.1 Основные формы (источники) права
1.2 Основные источники права и виды нормативно – правовых актов
2 Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
3 Сравнительный анализ как действует:
3.1 Правовой обычай
3.2 Судебный прецедент
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Каждая из названных  подсистем нормативных правовых актом взаимо-связана с двумя  другими установлением пределов и юридической силы феде-рального, республиканского и регионального, местного правового регулирования. Вместе с тем каждая подсистема названных актов имеет свои задачи и особенности в обеспечении полноты, рациональности и скоординированности нормативного правового регулирования в масштабах всей страны — Российской Федерации.

Федеральная система  нормативных правовых актов состоит  из следующих звеньев.

1. Конституция Российской  Федерации. Она является высшим  нормативным правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на территории всей страны. Ей должны соответствовать все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации (ч. 1 ст. 15).

Особенность действующей  Конституции заключается также  в том что она принята в результате всероссийского референдума 12 декабря 1993 г.

Основные положения  Конституции (гл. 1, 2 и 9) могут быть пересмотрены только в особом порядке созыва Конституционного Собрания, с выработкой проекта новой Конституции, подлежащего утверждению в особом порядке Конституционным Собранием или вынесений на всенародное голосование (ст. 135).

Поправки к другим главам Конституции тоже принимаются  в особом по-рядке (ст. 136).

Конституция устанавливает  основы конституционного строя права  и свободы человека и гражданина, федеративное устройство России, а так же систему и полномочия Президента Российской Федерации, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, отправные нормы местного само-управления. Ее назначение — обеспечить соблюдение прав и свобод граждан, стабильность государственного строя, экономического и социального развития страны, ее международных отношений.

А потому требование соблюдения Конституции Российской Федерации  в рав-ной степени необходимо как для России в целом, так и для отдельных субъек-тов Федерации и муниципальных образований. Именно эти цели обусловливают верховенство, высшую юридическую силу прямое действие норм Конституции, обязательных для издания актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

2. Законы Российской  Федерации. Они тоже имеют верховенство  на всей ее территории и  высшую юридическую силу по  отношении ко всем другим нормативным  правовым актам, издаваемым в  Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71—72 Конституции). Они также имеют прямое действие на территории России (ч. 1 ст. 76 Конституции). По предметам совместного ведения федеральные законы издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Конституции).

В случае противоречия между  федеральным законом, изданными  в соответ-ствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции, и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции). Это положение о приоритете федеральных законов обеспечивает единство основ правового регулирования в России.

Законы Российской Федерации  различаются на федеральные конституци-онные  и федеральные.

Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституци-онным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции). Иначе говоря, последние обладают более высокой юридической силой.

Федеральные конституционные  законы принимаются по вопросам, прямо  предусмотренным Конституцией Российской Федерации. К их числу отно-сятся законы: о референдуме (п. "в" ст. 84); о режиме военного и введении чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 87 и ст. 88); о порядке деятельности Правительства Российской Федерации ( ч. 2 ст. 114)и другие законы.

Для принятия федерального конституционного закона требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах Федерального Собрания. Принятый конституционный закон подлежит подписанию Президентом и не может им быть отклонен.

В Российской Федерации  закон должен обладать признаками присущими конституционному строю. Этот признак состоит в следующем. Законы принимаются только органами народного представительства или непосредственно народным голосованием.

Принятые в установленном  порядке федеральные законы имеют  верхо-венство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции). Они не должны противоречить федеральной Конституции, подлежат официальному опубликованию и без опубликования не при меняются (ч. 3 ст. 15 Конституции).

Вместе с тем законы Российской Федерации могут издаваться по предметам ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции) и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72).

3. Указы Президента  Российской Федерации. Они издаются  Президентом по широкому кругу  полномочий главы государства,  предусмотренных Конституцией (гл. 4 Конституции).

В отличие от законов  указы Президента могут быть как  нормативными, так и ненормативными правовыми актами. К числу последних  относятся, например, указы о награждении  граждан орденами и медалями, о  назначении и смещении высших должностных лиц, о присвоении воинских званий, о приеме в гражданство России.

Указы Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 90 Конституции). На этом основана обязательность указов Президента, изданных в пределах его компетенции и предметов ведения и полномочий Российской Федерации, по отношению к действиям и актам органов субъектов Российской Федерации.

Указы Президента России не должны противоречить Конституции  Рос-сийской Федерации и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции).

4. Постановления Правительства  Российской Федерации. Согласно  Конституции России они издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указок Президента. Они обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом (ст. 115 Конституции).

Из этой конституционной  формулы прямо вытекает подзаконность  и даже "подуказность" постановлений Правительства Российской Федерации.

Исполнение постановлений  Правительства обеспечивается в  пределах предметов ведения и  полномочий Российской Федерации и  совместного ведения Федерации с ее субъектами. В этих пределах "органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции). Поэтому каких-либо юридических коллизий, не предусмотренных Конституцией России, не возникает. Практические несоответствия и споры, конечно, имеют место, но они вполне разрешимы в рамках взаимодействия органов власти Российской Федерации и ее субъектов на основе действующих законов.

5. Акты федеральных  органов исполнительной власти. Такие акты изда-ются всеми  полномочными органами утверждаемой Президентом структуры этих органов в порядке ст. 112 Конституции.

К данным органам относятся  министерства, государственные , комитеты и федеральные службы (ФСБ, СВР, ФПС), входящие в состав Правительства, а  также ведомства различных наименований (федеральные службы, инспекции и т. п.).

Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные  правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений  для органов, должностных лиц  и работников учреждений и госпредприятий соответствующего ведомства.

В ряде случаев федеральные  органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству. Примером могут служить акты министерства финансов, министерства транспорта, санитарно-эпидемиологического надзора, налоговой службы и многих других органов.

акие акты именуются  приказами, инструкциями, положениями, "'• письмами, направляемыми подчиненным органам для срочного

Все акты федеральных  органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственнай характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции России и должны быть в установленном порядке опубликованы для всеобщего сведения. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы (ч. 3 ст. 15 Конституции)

Подсистема законодательства субъектов Российской Федерации  Она характе-ризуется прежде всего наличием конституций республик и уставов других субъектов Федерации (ч. 2 ст. 5 Конституции) принимаемых ими самостоятельно. Федеральные органы государственной власти не уполномочены издавать каких-либо предписаний на сей счет.

Конституции и уставы субъектов Федерации имеют, таким образом, значение первоначальных, исходных конституционно-правовых законов, реально за-крепляющих формирование государственного устройства, системы органов власти, порядка выборов и т. п. Единственным условием является соответствие конституций и уставов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Обеспечение такого соответствия находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "а" ч. 1 ст. 72 Конституции). Это означает, что в достижении такого соответствия должны принимать участие обе стороны — и Федерация, и ее субъекты, предпочтительно путем согласительных процедур (ст. 85 Конституции) и заключения договоров о дополнительном разграничении полномочий органов власти Федерации и субъекта Федерации. Однако при этом могут затрагиваться только предметы совместного ведения, а не те предметы, которые отнесены к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции), и не предметы, находящиеся полностью в ведении республик или других субъектов Федерации (ст. 73 Конституции).

Законодательство (законы) субъектов Федерации также устанавливается  их законодательными органами самостоятельно. Оно должно соответствовать Конституции  и законам Российской Федерации

Наряду с законами субъектов Федерации президенты республик; губернаторы, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения а также правительства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов Федерации издают указы, постановления, приказы и инструкции в соответствии с их полномочиями, определенными конституциями, уставами. Эти акты принимаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъекта Федерации, а также в соответствии с федеральными Конституцией и законами.

Нормативные правовые акты местного самоуправления. Они  являются самостоятельной, независимой от органов  государственной власти, но подчи-ненной Конституции и законам Российской Федерации и субъектов Федерации  системой. Эти акты издают муниципалитеты, советы и старосты самоуправляющихся территорий — городски и сельских поселений, а также непосредственно само население. К нормативным правовым актам относятся постановления глав муниципалитетов, районов, городов, сел и поселков, специальных территории закрытых городов и поселков.

Акты муниципальных  органов и глав администраций, поселковых и сельских сходов (собраний) граждан устанавливают обязательные нормы права для населения самоуправляемых территории, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в пределах этих территорий

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия государственных  органов при условии передачи вместе с ними материальных и финансовых средств из бюджета города, района (ст. 132 Конституции). Акты органов местного самоуправления устанавливают статус муниципальной территории и ее органов, порядок управления муниципальной собственностью, налоги и сборы, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

Исполнение актов органов  местного самоуправления обеспечивается мерами административного воздействия и защищается в судебном порядке.

Корпоративные нормативно правовые акты. В соответствии с  Конституцией и законами Федерации и ее субъектов на государственном и общественном уровне образуются различные учреждения, предприятия, общественные и хозяйственные обединения, в том числе коммерческие организации. Каждое учреждение, предприятие или организация имеют свой устав, положение и иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка для работников и администрации, правила участия членов данной организации в управлении ее деятельностью, правила учета хозяйственной и финансовой деятельности, правила взаимоотношений с клиентами и т.д.

Все подобные правила, если они установлены самой организацией,

Ее органами на основе законов и иных актов государственных  органов, носят название корпоративных  актов и норм, имеющих значение для внутренней деятельности учреждения, предприятия, акционерного общества или иной коммерческой организации. Ими определяются внутренний распорядок работы, права и обязанности членов или трудового коллектива, порядок управления.

Характерными примерами  сегодня могут быть уставы и правила  внутренней организации акционерного общества, некоммерческого фонда, общественной организации, государственного учреждения.

Все эти акты подлежат регистрации или утверждению  государственными или корпоративными органами (для общественных организаций - в том числе профсоюзами). Их действие имеет правовое значение, значительно возросшее в современных условиях свободного образования и деятельности общественных и коммерческих организаций.

Все вышеперечисленные  нормативно – правовые акты можно  классифицировать по различным основаниям.

Информация о работе Формы (источники) права