Формы (источники) права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 05:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в более подробном изучении форм (источников) права. Для этого необходимо достичь следующие задачи:
- дать определение понятиям «форма права» и «источник права»;
- определить соотношение этих понятий;
- рассмотреть виды источников права;

Содержание

Введение
1 Понятие формы (источника) прав
1.1 Основные формы (источники) права
1.2 Основные источники права и виды нормативно – правовых актов
2 Действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц
3 Сравнительный анализ как действует:
3.1 Правовой обычай
3.2 Судебный прецедент
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

В романо-германской семье  в правовой доктрине вплоть до XIX в. доминировали концепции, связанные с изучением, трактовкой и комментированием римского права, реципированного в европейских странах в XII-XVI вв. Это объясняется тем, что в европейских университетах той поры главным образом преподавалось римское право, которое считалось идеальным по своей структуре, понятийному аппарату и терминологии. Хотя рабство, правовой регламентации которого посвящены многие нормы, уже исчезло, а каноническое право распространило свою юрисдикцию на такую традиционную сферу классического римского права, как наследственные и брачно-семейные отношения, тем не менее, университеты успешно приспосабливали римское право к новым отношениям

В англосаксонской семье доктрине не придавали столь значительного веса при оценке ее в качестве источника права, как это имело место в романо-германской семье.

Мусульманская правовая доктрина складывалась с VIII в. Именно тогда  появились основные правовые школы. С XI в. мусульманские правители настаивали, чтобы в случае умолчания Корана или Сунны по данному казусу судьи руководствовались каким-либо толком и при вынесении решений и приговоров ссылались на комментарии той школы, на которую ориентировался халиф. С тех пор при отсутствии правового урегулирования какого-либо отношения судьи могли руководствоваться при вынесении приговора либо общими принципами мусульманского права, либо определенным доктринальным толком.

В настоящее время  правовая доктрина имеет распространение  в так называемых традиционалистских правовых системах (например, в мусульманском праве).

 

                               5. Священные книги

Священные книги - различные  сакральные тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога (например, Библия, Коран) и признаваемые государством в качестве общеобязательных.

В настоящее время  распространенным источником права  в арабских и некоторых других странах остаются мусульманские религиозные воззрения. Мусульманское право значительно отличается от всех других правовых систем. Оно представляет одну из сторон религии ислама.

В основе мусульманского права лежат четыре источника: 1. священная книга Коран, состоящая  из высказываний Аллаха, обращенных к  последнему из его пророков и посланцев  Магомету; 2. Сунна - сборник традиционных                              

С момента появления  первого государства прошло уже  около 5 тыс. лет, и можно сказать, что всё это время люди, подчиняясь государственной власти и являясь гражданами (или подданными) определенного государства, задумывались над вопросами о причинах и путях его происхождения. Подобный интерес к данной проблеме обусловлен не только познавательным, академическим, но и её политико-правовым характером. Изучение процесса возникновения государства позволяет глубже понять и социальную природу этого института, его особенности и черты, даёт возможность четче определить все свойственные ему функции – основные направления его деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

Следует отметить, что  среди теоретиков государства не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения вышеназванного института политической власти. «При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергает сомнению такие, например, общеизвестные факты, как то, что первыми государственными системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах было рабовладельческое государство. Никто не оспаривает факта, что на территории нынешней Росси, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государства. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства. Однако этого нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе, и характере этого процесса. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой».

На сегодняшний день известно множество различных теорий, по-разному трактующих причины появления государства. Это объясняется тем, что создавались они в разные исторические периоды времени, и их авторы придерживались различных философских и идеологических взглядов, обращая внимание лишь на те или иные исторические особенности развития общества, свойственные определенным регионам земного шара, определенным народам, которым впоследствии придавалось универсальное значение. Таким образом и делался общий вывод об образовании государства.

Десятки созданных теорий и доктрин, сотни самых различных предложений продолжают дискутироваться в обществе и по сей день. Целью этой главы настоящей работы является рассмотрение нескольких наиболее известных теорий происхождения государства, краткий обзор идей их создателей и, по возможности, объективная оценка их с позиций современности. Следует оговориться, что автор посчитал излишним упоминание о тех точках зрения, которые исходят из непознаваемости путей возникновения и сущности государства, а также о концепциях, отождествляющих государство и общество, полагающих, что государство – явление вечное, присущее любому социуму, поскольку возникает вместе с ним.

1.2 Основные источники права и виды нормативно – правовых    актов. 

В новой, демократической России весьма длительное время не удавалось преодолеть привычные для советских политиков и управленцев представления об иерархии законов и подзаконных актов, о всесилии законодательной власти Съезда Советов как высшего представительного органа власти и о других принципах советской правотворческой власти, руководимой КПСС.

После принятия новой  Конституции Российской Федерации 1993 г. многие из этих трудностей преодолены или, во всяком случае, не стоят так остро, как это было прежде.

Не возвращаясь к  первым годам самостоятельного развития России, остановимся на системе источников права в Российской Федерации после принятия ныне действующей Конституции.

Прежде всего, следует признать, что правовая система современной  России была и остается системой государства европейской континентальной семьи. Поэтому ей присущи особенности источников права государств континен-тальной Европы.

Вряд ли в современных условиях можно согласиться на столь радикальные перемены правовой системы, чтобы в России было "все как в США или Великобритании", в том числе и прецедентная по своим главным источникам правовая система общего права.

В то же время малоперспективны призывы  «идти своим путем», возвра-щаясь, в частности, к правовой системе  государств восточно - славянской культуры. Признавая справедливыми положения В. И. Синюкова о реально существовавшей самобытной для России правовой системе восточнославянского типа, об особенностях состояния правосознания населения России , трудно увидеть те самобытные формы законодательства или иных источников права , которые обеспечивали бы успешное развитие российской государственности в современных условиях. Россия вряд ли может избрать "самобытное", без ориентации на международный опыт, развитие права, не рискуя снова как это было совсем недавно) оказаться в международной изоляции.

Все это свидетельствует о том, что европейская континентальная система источников права в основном остается для России правильным выбором. Поэтому правомерно закрепление в Конституции Российской Федерации системы источников права, главное место в которой занимает сама Конституция России, законы и подзаконные нормативные правовые акты, которые составляют как бы главный "становой хребет" всей системы источников российского права.

Вместе с тем Конституция  Российской Федерации закрепляет определенные принципы системы источников права, позволяющие проводить в жизнь основополагающие положения демократического и правового государства и избежать, а зачастую прямо отвергнуть те искажения или "умолчания", которые в прошлом приводили к лицемерным нарушениям прав человека и демократического устройства государства Ни правовых началах

1.Первым и главным из этих  принципов является признание  и закрепление в Конституции (ст. 2) прав и свобод человека как высшей ценности, а защиты прав человека и гражданина как обязанности государства.

Именно права чернена «определяют  смысл, содержание и применение за-конов, деятельности законодательной и  исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18 Конституции России). Такая характеристика дана в Конституции для того, чтобы любой закон и любой иной акт государственной власти мог считаться правомерным только при условии соблюдения ими прав человека .

2. Второй фундаментальный принцип  системы источников современного  российского права состоит в  закреплении за Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством верховенства и высшей юридической силы на всей территории России (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15 Конституции). При этом все законы или иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции.

Этот принцип должен соблюдаться  неукоснительно. Однако его соблю-дение  обусловлено применительно к  федеративному устройству России двумя  главными положениями:

а) разграничением предметов ведения  и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71—73 Конституции);

б) прямым закреплением верховенства федеральных конституционных и  федеральных законов только по предметам  ведения Российской Федерации и  совместного ведения Федерации  и ее субъектов и их приоритета над законами субъектов Федерации (ст. 76 Конституции). Наряду с этим закреплено положение о приоритете законов субъектов Федерации, принятых по предметам их собственного ведения (ч. 6 ст. 76).

3. Наконец, впервые в Конституции  России закреплено, что законы  Рос-сийской Федерации уступают свой приоритет нормам международных договоров Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции). Такого положения не было закреплено ни в одной советской Конституций.

Таким образом, вопрос о верховенстве законов регулируется с учетом особенностей разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами и общего принципа приоритета международного права над правом внутригосударственным.

Из Числа известных истории  права и юридической практике современных государств источников (форм) права в Российской Федерации прочно сложи-лась главная подсистема источников континентального европейского права – нормативно правовые акты государственных органов , а так же акты, принимаемые в порядке всенародного голосования (референдума) либо органами местного самоуправления и негосударственными организациями в соответствии с законом.

Кроме нормативных правовых актов  в Российской Федерации имеют  опреде-ленное нормо установительное  значение правовой обычай, судебная практика и внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания, а также международные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Однако главную роль в системе  источников российского права играют именно нормативные правовые акты.

 Этим система российского  права отличается от правовых  систем общего, религиозного или  обычного права. Ведущее значение  нормативных актов в системе источников права досталось в наследство современной России от всех предшествующих эпох развития ее правовой системы, начиная с XII—XIV вв. Оно прошло через всю историю Российской империи и Советского государства. Вместе с тем система нормативных правовых актов Российской Федерации существенно отличаются от соответствующих систем источников русского права прошлых эпох.

Подобно многим другим современным  государствам к основным видам нормативных  актов в современной России относятся  Конституция Российской Федерации, законы как акты высшей, верховной  законодательной власти в государстве, указы главы государства - Президента России, а также подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти, имеющие свои разновидности: постановления Правительства как акты "верховного управления", обязательные к исполнению в Российской Федерации; акты федеральных органов исполни-тельной власти — министерств, государственных комитетов, федеральных служб и пр., являющиеся актами органов "подчиненного управления».

Однако система нормативных  правовых актов в Российской Федерации не исчерпывается федеральным уровнем. Свои подсистемы этих актов в соот-ветствии с Конституцией России создаются в субъектах Федерации: конститу-ция и законодательство — в республиках; уставы и законодательство — в других субьектах Федерации (ч. 2 ст. 5). л

Наконец, есть и третья самостоятельная подсистема нормативных  правовых актов в Российской Федерации — акты местного самоуправления. Самостоятельность данной подсистемы актов обусловливается и тем, что местное самоуправление, согласно Конституции России, не входит в систему государственных органов, а осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях, чтобы обеспечить, самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Население на местах самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления (ст. 130, 131 Конституции). Органы местного самоуправления принимают правовые акты, имеющие общеобязательное значение в пределах прав этих органов.

Выделение самостоятельных  подсистем нормативных правовых актов - федеральной, субъектов Федерации и местного самоуправления — при сохранении единых основ обеспечивает подлинную самостоятельность субъектов Федерации и местного самоуправления в издании нормативных правовых актов в пределах предметов ведения и полномочий, закрепленных за ними Конституцией Российском Федерации и определяемых также в некоторых случаях в договорном порядке (о договорах — см. далее).

Информация о работе Формы (источники) права