Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 10:06, контрольная работа

Краткое описание

Форма государственного устройства - правовое понятие, характеризующее законодательное или конституционное оформление отношений между центром (высшими органами государственной власти и управления) и периферией (территориальными органами власти и управления).
Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными.

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение_контрольное задание.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

1.     Правоспособность.

2.     Дееспособность.

3.     Деликтоспособность — способность отвечать за совершенные правонарушения.

Деликтоспособность  иногда включают в состав дееспособности.

4. Вменяемость  - условие уголовной ответственности.  В целом правосубъектность является  одной из обязательных юридических  предпосылок правоотношений.

 

6. Гражданство: понятие и принципы.

Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона о гражданстве. Гражданство - есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Устойчивая  связь заключается в том, что  отношения гражданства носят  бессрочный характер. Как правило, они  длятся с момента рождения человека и сохраняются на протяжении всей его жизни, если только сам человек  не пожелает выйти из гражданства своего государства.

Правовая связь  означает юридическое оформление отношений  гражданства. Документами, подтверждающими  гражданство Российской Федерации, являются паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении; иной документ, содержащий указание на гражданство.

Принципы гражданства  в  Российской Федерации:

1. В Российской  Федерации каждый человек имеет  право на гражданство. Суть  этого принципа сводится к  тому, что иностранные граждане, лица без гражданства в установленном законом порядке могут приобрести гражданство Российской Федерации.

2. Гражданство  Российской Федерации является  равным независимо от оснований  приобретения. Раскрывая содержание  данного принципа, необходимо указать  на то, что законодательство Российской Федерации, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран (например, США, где согласно Конституции Президентом может быть избран только прирожденный гражданин США),  *   не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по разным основаниям: в результате приема в гражданство, в результате восстановления в гражданстве, по рождению, в порядке регистрации гражданства и др.

 

*   Конституция Соединенных Штатов Америки. М., 1993.



3. Гражданство  Российской Федерации является единым. Этот принцип обусловлен федеративным характером государственного устройства России, где наряду с общефедеральным гражданством существует гражданство республик в составе Российской Федерации. Принцип единства гражданства означает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе Российской Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Конституции соответствующих республик (Калмыкии, Кабардино-Балкарии и др.) также закрепляют свое республиканское гражданство, существующее в единстве с гражданством Российской Федерации. Статья 22 Закона о гражданстве в развитии принципа единого гражданства закрепляет, что прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республик в составе Российской Федерации.

4. Сокращение  безгражданства. Статья 7 Закона о  гражданстве устанавливает, что  Российская Федерация поощряет  приобретение гражданства Российской  Федерации лицами без гражданства.  Кроме того, содержание смысла  ст. 17 Закона демонстрирует реализацию данного принципа применительно к детям, родившимся на территории Российской Федерации от лиц без гражданства, - они являются гражданами Российской Федерации.

5. Гражданин  Российской Федерации не может  быть лишен своего гражданства или права его изменить. Данный принцип является сравнительно новым в законодательстве о гражданстве. В бывшем СССР существовал институт лишения гражданства, причем до 1978 года в законодательстве отсутствовали какие-либо указания на основания, по которым осуществлялось лишение гражданства. Закон «О гражданстве СССР» 1978 г. установил такие основания. К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР».

6. Принцип двойного гражданства. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).

В настоящее  время получила распространение практика заключения между государствами договоров о двойном гражданстве,  *    которые обязывают стороны учитывать наличие у своих граждан также гражданства другой стороны и не требовать от них выполнения определенных гражданских обязанностей, если эти обязанности были выполнены по отношению к другой стороне (например, воинская обязанность).

 
   

 

*  Например, Договор между Российской Федерацией и республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (подписан в г. Москве 7 сентября 1995 г.) // Дипломатический вестник. 1995. № 10.



7. Гражданство  Российской Федерации сохраняется  за лицами, проживающими за пределами  Российской Федерации (ст. 4 Закона  о гражданстве).

8. Российская  Федерация гарантирует своим  гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ).  Статья  5  Закона  содержит положение о том, что государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать гражданам Российской Федерации в обеспечении им возможности пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами России, в защите их прав и охраняемых законом интересов, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав граждан Российской Федерации.

9. Сохранение  гражданства Российской Федерации  при заключении и расторжении  брака. Данный принцип получил  свое закрепление в ст. 6 Закона о гражданстве, где сказано, что заключение и расторжение брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, не влечет за собой автоматического изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов также не влечет за собой изменения гражданства другого супруга.

10. К числу  принципов гражданства Российской  федерации может быть отнесен  такой институт, как почетное  гражданство, которое предоставляется  Президентом РФ лицу, не являющемуся  гражданином Российской Федерации, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом.

 

    1. Юридическая ответственность: понятие и виды.

Юридическая ответственность — это важная мера защиты интересов личности, общества и государства. Она наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Важнейшим признаком юридической ответственности является то, что она определяется государством и применяется его компетентными органами.

Для правонарушителя  юридическая ответственность означает применение к нему санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности. Это его  обязанность претерпевать меры государственного принуждения, применяемые на основе норм права.

Основанием юридической  ответственности является правонарушение. Если поведение субъекта не подпадает  под признаки правонарушения, то данное лицо не подлежит юридической ответственности.

Юридическая ответственность  — это сложное социально-правовое явление. В него включаются как минимум две стороны: государство и правонарушитель. Между ними складывается правоохранительное отношение, в котором государство в лице его компетентных органов выступает как управомоченная сторона, а правонарушитель — как обязанная. При этом и управомоченная, и обязанная стороны действуют в рамках закона и реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.

Виды юридической ответственности. В зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную, материальную, гражданскую и уголовную ответственность. Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения.

Дисциплинарная  ответственность заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя (начальника). Основными дисциплинарными мерами являются выговор, замечание, увольнение с работы; в условиях вооруженных сил — назначение вне очереди в наряд по службе, снижение в воинском звании или в должности.

Административная  ответственность выражается в применении органами исполнительной власти мер административного воздействия к виновным лицам (например, предупреждения, штрафа, административного ареста).

Возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных  обязанностей, составляет содержание материальной ответственности.

Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Результатом ее наступления будет возмещение вреда в формах, предусмотренных санкциями гражданского права.

Наиболее жесткими мерами государственного воздействия характеризуется уголовная ответственность, которая применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.

Юридическая ответственность в  современном обществе направлена на охрану правопорядка, воспитание граждан  в духе добросовестного соблюдения законов, понимания ими необходимости и полезности правомерного поведения. Существенным методом, с помощью которого в государстве обеспечивается законность и правопорядок, является убеждение, основанное на реальной социальной защищенности граждан, обеспеченности их основных прав и обязанностей.

Важной предпосылкой эффективности  воспитательного воздействия юридической  ответственности выступает осуждение  правонарушителя со стороны общества, коллектива. Только правильное сочетание  методов убеждения и принуждения обеспечивает высокую действенность юридической ответственности.

Юридическая ответственность, применяемая  к военнослужащим, осуществляется на общих принципах и основаниях. Однако в ряде случаев она характеризуется  повышенной строгостью и большим разнообразием санкций. Более строгая ответственность за нарушение военно-правовых норм обусловлена спецификой деятельности вооруженных сия, сложностью и ответственностью решаемых ими задач, требующих от военнослужащих высшей степени организованности и дисциплины.

Юридическая ответственность —  важное и необходимое средство охраны воинского правопорядка, одна из гарантий его стабильности и эффективности. Она в известной мере способствует строгому и точному соблюдению военнослужащими  требований законов, военной присяги, воинских уставов, приказов командиров и начальников.


Информация о работе Формы государственного устройства