Формы государственного устройства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
- Изучение категории «форма государственного управления», как важнейшего составляющего формы государства.
Для реализации цели исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
Рассмотреть категорию «форма государственного устройства», понять ее сущность и значение.
Рассмотреть виды государственных устройств, выявить наиболее жизнеспособные.
Рассмотреть подробно федеративную форму государственного устройства на примере Российской Федерации. Для этого
Изучить становление Российской Федерации;
Рассмотреть юридическую природу российского федерализма;
Изучить особенности российского федерализма, его особенности, проблемы и тенденции развития.

Содержание

1. Введение.
2. Государственное устройство как составляющее формы
государства.
2.1 Понятие государственного устройства.
Виды государственного устройства.
2.3 Различия между унитарной и федеративной формами устройства.
3. Федеративное устройство РФ.
Федеративное устройство РФ.
Юридическая природа российского федеративного
государства.
Особенности и современные проблемы российского федерализма.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 81.08 Кб (Скачать файл)

Тенденции реформирования федеративных отношений:

1. Укрепление  целостности РФ как единого  федеративного государства, укрепление  единого правового пространства, координация правотворчества в  регионах.

2. Последовательная  реализация конституционного равенства  субъектов Федерации во взаимоотношениях  с федеральными органами государственной  власти, что должно способствовать  преодолению фактического политического  и социально-экономического неравенства  субъектов Федерации.

3. Оптимальное разграничение полномочий  Федерации и ее субъектов. Чтобы достичь этого, необходимо более четко определить границы компетенции Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. Имеются предложения о необходимости проведения такого разграничения в федеральном отраслевом законодательстве.26

 

 

 

 

Заключение.

Темой исследования была выбрана  тема: «Форма государственного устройства, понятия и виды». Цель исследования была достигнута в той мере, в  которой  позволяла сделать это  доступная правовая литература по данной проблеме.

Руководствуясь задачами исследования сформулированными в начале работы, можно сделать следующие выводы.

1. Форма государственного  устройства важная правовая категория,  которая характеризует форму  государства вместе с такими  категориями как форма правления  и политический режим. Форма  государственного устройства на  современном этапе является неотъемлемым  элементом современного демократического общества, отражающим его потребности для наиболее эффективного функционирования государственных институтов.

2. В настоящее время  распространенными являются две  формы: унитарная и федеративная. Кроме этого выделяют такие  формы, как конфедерацию и ассоциативную  форму гос. устройства. Все эти формы имеют свои отличительные признаки и путь становления. Например, при унитаризме все решения, как внутригосударственной, так и во внешней сфере являются прерогатива одной единой, центральной власти.

3.  Значение Федерации  как формы государственного устройства в настоящее время очень велико. Федеративная система существует в более чем двух десятках стран мира - это десятая часть всех стран мира, треть населения и больше половины территории всех стран мира. Но эти показатели, которые делают федеративную форму наиболее эффективной, в вопросе о делении государства, не главные. Главное то, что государства с федеративной формой устройства более динамичны в плане развития правовых отношений, по сравнению с унитарной формой

4. Российская Федерация – нетипичная, отклоняющаяся от классических образцов конституционная форма федерации; в ее состав входят субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку.

5. Еще одной особенностью российского  федерализма является фактическая (в разрез с принципами Конституции РФ) разностатусность субъектов РФ. Такие Федерации принято называть асимметричными.

6. Выбор формы государственного устройства должен быть связан со многими факторами: историческими, экономическими, культурными, религиозными, географическими и др. Так определяющим фактором выбора формы государственного устройства России является многонациональный состав ее населения (более 100 наций и народностей), Федерация, позволяющая избежать сверхцентрализации с одной стороны, и устанавливающая гарантии прав субъектов Федерации, является оптимальной формой национально-государственного устройства для России.

7. Россия находится только на  начальном этапе развития федеративных  отношений. За эти годы после  принятия Декларации о государственном  суверенитете много было и  негативного и позитивного. Проблемы  становления современного федеративного  государства являются насущными  и одними из важнейших для современной России. Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России: сохранение единства государства, успешное проведение экономической реформы, демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами, эффективное функционирование законов и многое другое.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2000
  2. Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, М.: Юрист, 1994.
  3. Государственный строй США: М.,1976.
  4. Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. - 2002. - №1.
  5. Карапетян Л.М. К вопросу о «моделях» федерализма (Критический обзор некоторых публикаций)// Государство и право. 1996. №12.
  6. Клименко С.В., А.Л. Чичерин А.Л. Основы государства и права.  – М., 2000.
  7. Козлов А.Е. Конституционное право. – М.,1996
  8. Комаров С.А., Малько А.В., Теория государства и права. Учебно-методологическое пособие. - М., 2000г.
  9. Комаров А.С. Общая теория государства и права: Курс лекций. – М.: Манускрипт, 1996.
  10. Конституционное право России. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М., 2000.
  11. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.
  12. Лазарев В.В. Липень С.В. Теория государства и права. Учебник./ В.В. Лазарев, С.В. Липень. М., 1999.
  13. Лысенко В.Н.. Развитие Федерации и Конституция России (конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений)// Государство и право. 1997. №8.
  14. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Правоведение. 2-е издание дополненное и переработанное. – М.:ПИТЕР, 2004.
  15. Общая теория права: Учебник для юридических вузов \\ Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под редакцией А.С. Пиколкина М., 1995г.
  16. Основы правовых знаний. Под ред. В.И. Шкатуллы. – М.: ACADEMIA, 2003.
  17. Теория государства и права /под редакцией Марченко М.Н. – М.: Зерцало, 1998.
  18. Теория государства и права./Под редакцией Матузова Н.И., Малько А.В. – М.: ЮРИСТЪ, 1997.
  19. Теория государства и права: учебник для вузов/ Под ред. Корельского В.М. и Перевалова В.Д. - М.: НОРМА, 2000г.
  20. Тепс Д. Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002.
  21. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 1998.
  22. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. – М., 1998.
  23. Черданцев А.Ф.  Теория государства и права: Учебник для вузов - М.: Юрайт, 1999г.
  24. Чиркин. В.Е. Государствоведение. – М., 1994.
  25. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство./ Чиркин В.Е. М.: Издательство МНИМП. 1997.

1 Венгеров А.Б.[2] “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с. 119

2 Хропанюк В.Н.[22] Теория государства и права.  С. 117-118

3  Венгеров А.Б.[2] “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с. 121

4 Государственный строй США[3]: М.,1976. С. 57.

5 Государственный строй США[3]: М.,1976. С. 57.

6 Иванов В.В.[4] Вопросы теории государственного устройства. // Журнал российского права. - 2002. - №1. - С. 92.

7 Лазарев В.В.[12] Липень С.В. Теория государства и права. Учебник./ В.В. Лазарев, С.В. Липень. М. – С.127

8 Чиркин. В.Е.[24] Государствоведение. – С. 159

9 Матузов Н.И. и Малько А.В.[18] Теория государства и права:Курс лекций./ Матузов Н.И. и Малько А.В. – 2-е изд.,перераб. И доп. М.: Юристъ, 2005.- С.86

10 Тепс Д.[20] Конституционные основы федерализма. /Д. Тепс. – СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. – С.18.

11 Чиркин В.Е.[25] Современное федеративное государство./ Чиркин В.Е. М.: Издательство МНИМП. 1997. – С.7.

12 Клименко С.В., А.Л. Чичерин А.Л.[6] Основы государства и права. – М., 2000. С. 27.

13 Клименко С.В., А.Л. Чичерин А.Л.[6] Основы государства и права. – М., 2000. С. 27.

14 Клименко С.В., А.Л. Чичерин А.Л.[6] Основы государства и права. – М., 2000. С. 27.

15 Баглай М.В.[1] Конституционное право Российской Федерации. М., 2000, стр. 294.

16 Теория государства и права./Под редакцией Матузова Н.И., Малько А.В.[18] – М.: ЮРИСТЪ, 1997,стр.89-90.

17 Теория государства и права./Под редакцией Матузова Н.И., Малько А.В.[18] – М.: ЮРИСТЪ, 1997,стр. 90.

18 Теория государства и права./Под редакцией Матузова Н.И., Малько А.В.[18] – М.: ЮРИСТЪ, 1997,стр.89-90.

19 Теория государства и права./Под редакцией Матузова Н.И., Малько А.В.[18] – М.: ЮРИСТЪ, 1997,стр.89-90-91.

20 Конституционное право России.[10] Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. М., 2000, стр. 249-251.

21 Умнова И.А.[21] Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 1998. С.5.

22 Умнова И.А.[21] Конституционные основы современного российского федерализма. – М., 1998. С.5.

23 Лысенко В.Н.[13]. Развитие Федерации и Конституция России (конституционные изменения как назревшая потребность развития федеративных отношений)// Государство и право. 1997. №8. С. 15.

24 Карапетян Л.М.[5] К вопросу о «моделях» федерализма (Критический обзор некоторых публикаций)// Государство и право. 1996. №12. С. 62.

25 Козлов А.Е. Конституционное право.[7] – М.,1996. с. 226.

26 Козлов А.Е. Конституционное право.[7] – М.,1996. с. 226.


Информация о работе Формы государственного устройства