Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 17:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – охарактеризовать формы государства через анализ их основных элементов.
Задачи курсовой:
 установить, какие формы правления существуют;
 кратко охарактеризовать основные формы государственного устройства;
 дать характеристику различным государственно-правовым режимам.
Объектом исследования являются формы государства, предмет исследования – признаки, определяющие различные формы государства.
При подготовке курсовой работы была использована литература разных лет издания, статьи из периодических и справочных изданий

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 4
1.1. Понятие формы правления 5
1.2. Классификация форм правления 7
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 16
2.1. Понятие и разнообразие форм государственного устройства 16
2.2. Варианты государственно-правовых режимов и их особенности 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Вложенные файлы: 1 файл

формы государства [1].docx

— 72.46 Кб (Скачать файл)

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы32.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати.

Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, хотя формально все эти структуры власти могут существовать.

При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти33.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.).

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими, как социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, чтобы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям.

Важнейшими признаками демократии являются:

  • юридическое признание верховной власти народа;
  • периодическая выборность основных органов власти;
  • всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;
  • равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;
  • принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;
  • контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
  • подотчетность выборных органов своим избирателям.

В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

 

Под политическим режимом понимаются приемы и способы осуществления государственной власти. Данный аспект формы государства связан не столько с его структурой, сколько с соотношением политических сил и уровнем демократии в обществе. Поэтому категория «политический режим» более всего связана с социально-классовой природой государства.

Существует несколько оснований для классификации политических режимов. Чаще всего политические режимы разделяются на демократические и антидемократические.

Демократия - понятие исторически изменчивое, и поэтому не существует универсальной ее модели. Сегодня демократический политический режим предполагает верховенство конституции, идеологический и политический плюрализм, гарантированность прав человека, демократические выборы, разделение властей и т.д. Такой режим называется либерально-демократическим. Однако в современном мире существуют другие типы демократии, например исламская, не знающая большинства из перечисленных элементов.

Антидемократические режимы обычно разделяют на тоталитарные, авторитарные, диктаторские и т.д.34

Тоталитарные режимы отличает, прежде всего, отсутствие идеологического и политического плюрализма. Здесь допускаются лишь единственная политическая партия, одна (официальная) политическая идеология, отсутствует легальная оппозиция, а государство осуществляет жесткий контроль за всеми сферами общественной жизни. Такой политический режим существовал, в частности, в СССР.

Авторитарный режим характеризуют антидемократические методы осуществления власти, сосредоточение ее в руках главы государства или главы правительства, ограничение прав и свобод граждан35. Такой режим обычно существует в странах с недостаточно развитым гражданским обществом.

При диктаторском режиме доминируют методы прямого насилия, не связанного никакими законами и т.д.36

Классификация политических режимов может проводиться по критерию количества партий, участвующих в политической жизни общества. С этой точки зрения, политические режимы могут быть многопартийными, двухпартийными, однопартийными и, наконец, «беспартийными», т.е. действующими при отсутствии легальных политических партий (например, Саудовская Аравия, Эмираты Персидского залива)37.

Возможно также деление политических режимов на гражданские и военные, на светские и теократические. Военные режимы устанавливаются путем военного переворота и обычно свидетельствуют о глубоком кризисе в обществе. Такие режимы существовали в ряде стран Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока в 50-70-х гг. ХХ в. Примером теократических режимов могут быть Ватикан, Саудовская Аравия, Иран по Конституции 1978 г. и т.д.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Признаки государства, первоначально выраженные в его предпосылках, в ходе исторического процесса развиваются в форму государства.

Форма государства - это его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими (политический режим), в способах организации высших органов государственной власти (форма правления) и в административно-территориальном делении государства (форма территориального устройства).

Как было установлено, понятие «форма правления» используется в современной литературе в двух основных значениях. С одной стороны, это обозначение основополагающего принципа формирования высшего органа (высших органов) власти. С другой стороны, это конкретная конфигурация высших органов власти, с учетом их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к государству, даже к обществу в целом.

В рамках первого подхода традиционно различают такие формы правления, как монархия и республика. Однако сегодня различия между монархией и республикой не имеют самостоятельного значения для практики государственного управления.

Второй подход детализирует первый. Среди монархических форм правления (в рамках монархической формы правления) выделяют абсолютную и конституционную монархии; последняя распадается на дуалистические и парламентские монархии. Республиканская форма правления существует в виде президентских (дуалистических), парламентских и полупрезидентских (смешанных) республик.

Под политическим режимом понимаются приемы и способы осуществления государственной власти. Данный аспект формы государства связан не столько с его структурой, сколько с соотношением политических сил и уровнем демократии в обществе. Поэтому категория «политический режим» более всего связана с социально-классовой природой государства.

Существует несколько оснований для классификации политических режимов. Чаще всего политические режимы разделяются на демократические и антидемократические.

В настоящее время нет возможности говорить о том, что та или иная форма государства является предпочтительной и более эффективной. На нее оказывают влияние соотношение социальных сил внутри каждой страны, уровень культуры (прежде всего правовой), традиции страны, зарубежный опыт, субъективные факторы, определяющие индивидуальный путь развития каждого государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

Книги, монографии

  1. Баскакова М.А. Толковый юридический словарь. М.: ЮристЪ, 2013. – 617 с.
  2. Власов В.И. Теория государства и права: Учебное пособие/ В.И.Власов, Г.Б.Власова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.- 331 с.
  3. Еллинек Г. Общее учение о государстве. - М., Наука, 2012
  4. Кистяковский. Лекции по общему государственному праву. - М.: Наука, 2012. – 672 с.
  5. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - М.: Знание, 2010. – 570 с.
  6. Кузнецов И.Н. История государства и права России: Учебное пособие/ И.Н.Кузнецов.- 4-е изд..- М.: Дашков и К, 2012.- 696 с.
  7. Лазарев В.В. Теория государства и права: Учебник/ В.В.Лазарева, С.В.Липень.- 4-е изд., перераб. и доп..- М.: Юрайт, 2011.- 634 с.
  8. Малышев А. Ю. Российская Федерация: становление и развитие государственности. Новосибирск, 2010. – 390 с.
  9. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие/ МГУ им.М.В.Ломоносова.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: Проспект, 2010.- 240 с.
  10. Перевалов В.Д.  Теория государства и права: Учебник.- М.: ЮРАЙТ, 2010.- 379 с.
  11. Рассолов М.М. История отечественного государства и права: Учебник для бакалавров/ М.М.Рассолов, П.В.Никитин; Российская правовая академия Мин.Юст.РФ.- М.: Юрайт, 2012.- 750 с..
  12. Рубаник В.Е. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2011.- 544 с.
  13. Теория государства и права [Электронный ресурс]: Электронный учебник/ Под ред. А.В.Малько.- М.: Кнорус, 2010.- 1 электронный оптический диск.

Информация о работе Формы государства