Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Типология государств тесно связана с понятием формы государства. Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной власти.
Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.

Содержание

Вступление. Срт.3
2 Формы государства. Стр.4
а) Формы правления. Стр.5
б) Форма государственного режима. Стр.6
3 Государственная власть в РФ. Стр.7
а) Президент. Стр.8
б) Законодательная власть. Стр.11
в) Исполнительная власть. Стр.11
г) Судебная власть. Стр.12
4 Заключение. (Государственная Дума РФ). Стр.15

Вложенные файлы: 1 файл

ref.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

Важнейшей конституционно-правовой гарантией  обеспечения разделения властей  и предупреждения злоупотреблений  со стороны исполнительной власти остается механизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФ подконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.

 ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ  ВЛАСТЬ. Парламент Российской Федерации — Федеральное собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта). Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

Государственная Дума единственный законодательный орган страны. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

В ст. 102 и 103 Конституции перечислены  основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях  проявляется принцип сдержек  и противовесов президенту и правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает все вопросы  связанные с основной экономической  деятельностью правительства: федеральный  бюджет;  федеральный сбор налогов  и т.д.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления  исполнительной власти и Президента.

 ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ВЛАСТЬ. «Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации», — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.

Председатель  Правительства РФ назначается Президентом  России с согласия Думы. Этот принцип  является примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. при  назначение Президенту придется считаться  с парламентским большинством. Председатель Правительства предлагает кандидатуры  Президенту на должности его заместителей и федеральных министров.

Правительство Российской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочия Правительства.

Правительством  Российской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета, проведение финансовой, социальной и  экономической политики. Осуществляет меры по обороне страны и защите прав населения.

Механизм парламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.

Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержек и противовесов. Многие  называют исполнительную власть доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем мире.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ. К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается в России судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставлении судье в течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)

По  Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными  органами являются Верховный суд  РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.

Верховный суд является высшим судебным органом  по гражданским, уголовным, административным и иным делам (ст. 126).

Высший  Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических  споров (ст. 127).

Конституционный Суд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. О соответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемых международных договоров. Также Конституционный Суд решает споры между федеральными органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 125).

В связи с принятием России в  Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Суда распространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган для России и ее граждан.

Принцип разделения  властей в  сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и  функционировании государственных  институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов — одна из важных задач России.

По  общему правилу, вытекающему из разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга  и не должны вторгаться в осуществление  функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям. Именно так произошло, например, с Четвертой Республикой во Франции (1946-1958 гг.).

Принцип разделения властей в каждой стране свой. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральное собрание - парламент  Российской  Федерации является представительным и  законодательным  органом Российской Федерации.   Он состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной  Думы. Формально Совет Федерации  не является верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней (это не установлено Конституцией).

Государственная Дума и Совет Федерации  имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной  Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов.

     В  Государственной Думе через депутатов  представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

     Государственная  Дума состоит из 450   депутатов.  В соответствии со статьей  101  Конституции Российской Федерации  Государственная  Дума в начале первой сессии образует из числа

депутатов палаты комитеты. В обязательном порядке Государственная  Дума образует: Комитет по  конституционному законодательству судебно-правовой реформе  и правам человека; Комитет по социальной политике; Комитет по бюджету, налогам и финансам; Комитет по вопросам собственности и  предпринимательской деятельности; Комитет по аграрной политике; Комитет по вопросам экологии и природопользования; Комитет по международным  делам и обороне; Комитет по вопросам безопасности; Комитет по образованию, науке и

культуре; Комитет  по делам общественных объединений, религиозных организаций и средств  массовой информации; Комитет по внутренней

организации деятельности палаты.

     Но  общее количество комитетов не  должно превышать 15, а в случае необходимости могут образовываться и другие комитеты.

     В настоящее  время в Государственной Думе  дополнительно созданы: Комитет  по экономической  политике, Комитет  по делам женщин, семьи и молодежи, Комитет по делам СНГ и связям  с

соотечественниками, Комитет по делам национальностей, Комитет по делам Федерации  и  региональной политике, Комитет по вопросам

местного самоуправления, Комитет по организации    работы Государственной Думы, Комитет по информационной политике и связи, Комитет  по  вопросам геополитики, Комитет по промышленности,

строительству, транспорту и энергетике.

     Государственная  Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена  определенным сроком или конкретной  задачей.

     По истечении  установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу.

     Государственная  Дума формирует комитеты на  основе принципа пропорционального  представительства фракций и  групп депутатов.

     Численный  состав каждого комитета определяется  Государственной  Думой, но не может  быть менее 25 депутатов палаты.

     Комитет может  для более детального рассмотрения  вопросов, а также по основным  направлениям своей деятельности  образовывать

подкомитеты.

     В соответствии  со ст.18 Регламента комитеты  Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты;

организуют и проводят парламентские слушания;   способствуют проведению в жизнь положений  Конституции Российской Федерации  и

федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы,  относящиеся к ведению Государственной Думы.

     Порядок деятельности  комитетов определяется  Конституцией  Российской Федерации, Регламентом  и Законом Российской Федерации  о комитетах палат Федерального  Собрания.

     В соответствии  со ст.  28 Регламента депутатское  объединение в Государственной  Думе,  сформированное на основе  избирательного

объединения, прошедшего в  Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и    одномандатным  избирательным округам именуется фракцией. Депутаты, не вошедшие во фракции,  вправе образовать депутатские группы, которые

обладают равными правами. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие ни в одно из депутатских  объединений при их регистрации,

в дальнейшем могут войти в любое из них с согласия его членов.

     Депутат Государственной  Думы вправе состоять только  в  одном депутатском объединении.  В настоящее время в Государственной  Думе

существуют  следующие  фракции и депутатские  группы: Фракция аграрной партии России, Фракция «Выбор  России», Фракция демократической партии  России, Фракция политического движения «Женщины  России», Фракция коммунистической партии Российской Федерации, Фракция либерально-демократической партии России, Фракция партии Российского единства и согласия, Фракция «ЯБЛоко», Депутатская группа «Новая региональная  политика», Депутатская группа либерально-демократический союз «12  декабря» (данное

перечисление по понятным причинам является достаточно условным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1 Конституция Российской Федерации. 1997г.

2 Алексеев С.С.  Государство и право. Москва 1993 год.

3 КоваленкоА.И.  Теория государства и права.  Москва 1994 год.


Информация о работе Формы государства