Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 19:26, реферат

Краткое описание

Со второй половины прошлого столетия социальное государство стало осознаваться как важный фактор политического развития. От концептуального понимания его природы и сущности, проводимой социальной политики зависят ответы на вопросы о критериях прогресса в развитии общества, о состоянии демократии и роли институтов гражданского общества, о понимании целей и механизмов социально-экономического и политического развития, об отношении государства и общества к человеку как высшей ценности. При этом амортизатором накопившихся проблем всегда выступала социальная политика, придавая определенную устойчивость общественной политической системе.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по соц. гос-ву.docx

— 71.05 Кб (Скачать файл)

Второе положение, связанное с концепцией социального государства, - социальное партнерство. Определение его дает ст. 23 Трудового кодекса РФ: это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Следующий постулат - социально-экономическое равноправие индивидов и их общностей. Социальные и экономические права человека также неотчуждаемы и естественны, как личные, принадлежащие каждому от рождения. Уравнять всех и во всем - это утопическая мысль, но вполне реально предоставить индивидам равные социально-экономические возможности в соответствии с их статусом в обществе. Это одна из целей социального государства.

Социальная справедливость - важнейший теоретический аспект концепции. Около трети рассматриваемых в Конституционном Суде жалоб относится, по существу, к вопросам ее обеспечения. Практически это связано с решением вопросов инфраструктуры, установлением минимального размера оплаты труда, потребительской корзины.

При осуществлении этих позиций главным остается финансовый вопрос, поскольку без капиталовложений даже самая продуманная программа реформ начнет "буксовать". Реализация концепции должна базироваться на формировании стабильной рыночной экономики, при которой граждане будут опираться на помощь государства не столько в смысле социальной поддержки в классическом ее понимании, сколько в создании условий для самостоятельного обеспечения гражданином своих потребностей.

Следующий правовой индикатор социального государства - социальная ответственность. Такой прямой формулировки нет в конституциях, да и социальная ответственность понимается неодинаково. В России она толкуется прежде всего как моральная обязанность бизнеса помогать экономическому и культурному развитию страны, различных ее регионов, создавать благоприятные условия жизни для своих работников, помогать низкооплачиваемым и обездоленным людям и т.д. Но социальная ответственность может и должна распространяться на все стороны, участвующие в общественных отношениях. Забастовка, парализующая жизнь всей страны, может причинить несопоставимо большой ущерб обществу, поэтому, в частности, закон запрещает всеобщие забастовки и требует обеспечения минимума работ на производствах с непрерывным циклом, запрещает забастовки не только государственным служащим, но и обыкновенным рабочим, занятым, например, в области водо- и электроснабжения. Есть множество других сторон жизни, связанных в том числе с профессиональной ответственностью, ответственностью различных групп (например, государственных служащих). Все это элементы социальной ответственности перед обществом, установленные законами государства. Социальная ответственность распространяется не только на группы людей, но и на индивидов. Она связана с конституционными обязанностями социального характера (иногда в зарубежных конституциях говорится об обязанности трудиться, служить обществу, народу, "самоусовершенствоваться"). Это ответственность перед обществом, народом. Отдельные из таких норм имеют, скорее, моральный характер, их трудно, а то и невозможно, обеспечить юридическими средствами. Тем не менее они имеют важное значение для формирования социального государства, для целей развития личности. Важнейший конституционный индикатор современного государства - идеальная демократия. Такого положения пока что нет в конституциях, но, как говорится, оно уже появляется в некоторых зарубежных законах.

Современное социальное государство так, как оно формируется, - это технократическое и технологическое государство, а теперь во все большей степени и модернизирующееся инновационное государство. Влияние, власть профессионалов (технических и иных специалистов) связана с тем, что государству, его органам в результате возросшей регуляционной активности приходится решать такие технические, социальные и иные задачи, с которыми не сталкивались государства прежних эпох. Решение этих задач нужно просчитывать, прогнозировать возможные последствия, а для этого нужны специалисты. Их экспертная роль, влияние на принятие властных решений государственных органов, государства возрастает. Отсюда возникает необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных) "управленцев", развития технологичности государственного аппарата, хотя последнее слово при принятии решений остается и должно оставаться за парламентами и правительствами. Только выполняя свою новую роль, социальное государство может успешно реагировать на растущие социальные вызовы современности.

К другим признакам социального государства могут быть причислены следующие признаки:

  1. Социальное государство должно быть правовым государством, где право определяет не только бытие общества и личности, но и функционирование государства, его внутреннюю организацию и устройство.
  2. Стержнем внутренней политики социального государства являются его социальные функции, механизм реализации которых должен быть эффективным.
  3. Современная теория социального государства исходит из того, что в экономике основная роль должна отводиться государству как гаранту справедливого распределения национального продукта и материальных благ.
  4. Социальное государство должно иметь эффективное социальное законодательство в качестве нормативной основы проведения социальной политики (по сути, характеристика национального законодательства и результатов его применения позволяет судить о степени «социальности» государства и проводимой им политики).

В качестве количественных показателей эффективности социального государства часто используются:  уровень бедности; относительный эффект социальных программ на уровень бедности;  доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами; детская смертность;  уровень безработицы.

Таким образом, деятели науки по-разному расставляют акценты, но все-таки все они определяют социальное государство посредством указания на такие его признаки, как равенство, социальная справедливость, солидарность, социальная защита, благосостояние, достойная жизнь, гарантия социально-экономических прав человека. Государство может считаться по-настоящему «социальным», если в нем на должном уровне признаны, закреплены и гарантированно обеспечены: социальная ориентация экономики, политики, права; основные социальные права и свободы человека; механизмы социальной солидарности и социальной справедливости; достойный уровень жизни и свободное развитие человека; меры для недопущения резкого социального неравенства; меры по «выравниванию» возникшего «социального неравенства»; достаточный уровень социальной поддержки, помощи и защиты человека; специальные меры поддержки социально уязвимых слоев общества.

 

    1.   Модели социального государства. Опыт зарубежных стран

Безусловно, наиболее распространенной классификацией является подразделение на социал-демократическую (Швеция, Финляндия), либеральную (США, Великобритания) и консервативную (Германия, Франция. Австрия) концепции социального государства, но при более детальном изучении оказывается, что провести четкую границу между указанными видами невозможно.

На практике существуют три основных модели социального государства – либеральная, консервативная и социал-демократическая. Типичным представителем либеральной модели являются США и другие англоязычные страны, социал-демократической модели – Швеция и другие Скандинавские страны, консервативной модели – Германия и другие страны Западной Европы. При этом можно выделить только в Европе три основных модели социального государства:

  •  «скандинавскую», или «шведскую», или (как называет ее сам И. Фогель) североевропейскую модель (Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания);
  • «католическую», или южно-европейскую модель (сюда входит и православная Греция, наряду с Италией, Испанией, Португалией и Ирландией);
  • центрально-европейскую (Германия, Франция, Бельгия, Австрия, Нидерланды). При этом четвертой моделью современного социального государства, вероятно можно считать  «американская» или собственно либеральную (США, Канада, Австралия и отчасти Япония).

Если расположить все основные четыре показателя по линии от наименее выраженных социальных функций в государстве к наиболее выраженным, то на крайних полюсах у нас окажутся «американская» (с минимальной степенью социальной защиты населения) и «шведская» (с максимальной степенью защиты) модели. При этом «католическая» (южно-европейская) модель сразу следует за «американской» (степень социальной защиты здесь минимальная, по европейским меркам), а «германская» (центрально-европейская) модель окажется перед «шведской» (степень социальной защиты приближается к скандинавскому уровню). Россия в настоящее время по трем основным показателям находится на последнем месте южно-европейской группы, приближаясь во многом к «американской» модели, но по уровню налогового обложения находится вверху центрально-европейской группы, приближаясь даже к «шведской модели».

Концепция социального государства Российской Федерации, разработанная учеными Академии труда и социальных отношений, является современной и четко проработанной концептуальной основой для выработки соответствующих конкретных программ социального развития России на среднесрочную и отдаленную перспективу. Однако можно утверждать, что стратегия построения российского социального государства и российская социальная политика только тогда обретут необходимую четкость и определенность, когда в правительственных программах будут не только качественно, но и количественно определяться основные перспективные индикаторы конкретной модели социального государства. Именно подобные индикаторы помогают придать контролю за социальным развитием страны более строгий и объективный характер.

Думаю, что наибольшего внимания заслуживают следующие принципы и элементы практики социального государства: в либеральной модели - развитые системы частного страхования, высокий уровень индивидуальной ответственности человека при обеспечении максимальных условий для развития предпринимательской деятельности и равных стартовых возможностей; в консервативной - активное и четко выстроенное (без лишних звеньев) участие государства в перераспределительной политике и мотивация личности к социально-полезному поведению; в социал-демократической - универсальность социальной поддержки, достижение высочайшего уровня солидарности в обществе.

После Второй мировой войны многие европейские страны не только закрепили в своих конституциях положения о социальном характере своих государств, но и предприняли ряд законодательных и правоприменительных действий, направленных на осуществление той или иной концепции социально-ориентированной политики.

Еще в ХIХ веке в Европе предметом обсуждения стал так называемый социальный вопрос. Он был порожден переходным характером раннего капитализма, когда рушился традиционный уклад нижних слоев общества, что сопровождалось их массовым обнищанием и социальной деградацией. В постановке «социального вопроса», в поисках путей его решения отразилось понимание катастрофических для всего общества последствий этих явлений.

Социальная проблематика была переведена в правовую плоскость в немецком законодательстве конца XIX в. Социальные проблемы еще более обострились в начале эпохи индустриализации, когда стал формироваться рабочий класс, главным средством существования которого была продажа своей рабочей силы. Болезнь, инвалидность, потеря рабочего места – все это становилось причиной скатывания на дно жизни. Кроме того, не было никакого обеспечения по старости, что также усугубляло положение рабочих. Следствием стало то, что возникли партии социалистического толка, бурно развивались профсоюзы, и эти силы требовали социальных реформ.

Те или иные социальные положения содержатся теперь, хотя и в неодинаковом объеме, почти во всех конституциях, принятых после Второй мировой войны.

Словосочетание "социальное государство" впервые появилось в Конституции (Основном Законе) ФРГ 1949 г. Позже оно вошло в Конституции Франции 1958 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г., Украины 1996 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Эквадора 1998 г., Венесуэлы 1999 г., ряда других стран. Но во многих новейших европейских конституциях (например, Польши 1997 г., Финляндии 1999 г., Швейцарии 1999 г.) его нет. Содержание этого термина, как правило, не раскрывается. Обычно лишь констатируется, что данное государство – социальное.

Среди стран, освободившихся в тот период от колониальной зависимости, наиболее отчетливо они выражены в Конституции Индии 1949 г. Она говорит о "праве на защиту от эксплуатации", о том, что "государство должно обеспечить социальный порядок, способствующий благосостоянию народа" (ст. 38), что государство стремится свести к минимуму неравенство в доходах, а собственность и минеральные ресурсы должны служить общественным интересам. Говорилось об обязанности государства поднять уровень питания и уровень жизни, о том, что не должно быть концентрации богатства во вред общественным интересам и т.д. В наше время социальные положения есть в конституциях стран Европы (Польши 1997 г., Румынии 1991 г., Швейцарии 1999 г. и др.), Азии (Сирии 1973 г., Йемена 1995 г., в ред. 2002 г., Афганистана 2004 г. и др., в некоторых из этих стран они сопровождаются тезисами об арабском социализме), Африки (Египта 1971 г., в ред. 1980 и 2007 гг., Гвинеи 1990 г., Эфиопии 1994 г. и др.), Латинской Америки (Бразилии 1988 г., Колумбии 1991 г., Чили 1980 г. и др.). Правда, в ряде конституций стран Востока такие положения сформулированы как руководящие принципы политики для правительства. Их ценность бесспорна, но такие положения не рассматриваются как гарантии социальных прав индивида и не защищаются судами (защищаются производные от них положения, содержащиеся в законах). Социальные положения есть и в основных законах (основных низамах) мусульманских стран, приверженных исламскому фундаментализму (низамы - это октроированные монархами акты, они имеют форму и содержание конституций, но все же подлинной конституцией считается Коран). В них говорится о социальной справедливости (ст. 14 Основного низама ОАЭ 1996 г.).

Нет необходимости цитировать другие конституционные нормы. Из сказанного видно, что те или иные социальные положения - составная часть действующих конституций в самых различных регионах мира. В разной степени современные конституции - социальные конституции, а социальные меры общего характера (в виде социальных услуг всему населению) или некоторые социально адресные меры (по социальной защите некоторых слоев населения - престарелых, детей, инвалидов, безработных и т.д.) в какой-то мере присущи, видимо, почти всем государствам. Однако возникают вопросы: являются такие основные законы конституциями социального государства, насколько они соответствуют этой концепции и какова существующая практика их применения?

 

 

  1. Конституционные нормы о социальном государстве и их реализация в Российской Федерации

 

2.1 Конституционно-правовые основы социального государства

В последнее время для Российской Федерации проблема построения социального государства становится одним из главных приоритетов развития национальной государственности. В стране активно осуществляются меры по реформированию системы социальной защиты населения, происходит смена модели социальной политики, что требует обращения к конституционным основам социального государства. Так, например, в 2010 г. более половины Послания Президента Федеральному Собранию было посвящено решению социальных вопросов, а проблема модернизации связана не только с техническим перевооружением отечественной экономики, но прежде всего с решением накопившихся социальных проблем.

В соответствии со ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Положение о социальном государстве ввиду его общественной важности отнесено к основам конституционного строя страны и находит своё развитие в других конституционных нормах. К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантированных в следующих статьях второй главы Основного закона. Вторая глава Конституции конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Это право на жизнь (ст. 20), на труд и его оплату (ч. 1 – 4 ст. 37), на отдых (ч. 5 ст. 37), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на экологическую безопасность (ст. 42), на образование (ст. 43), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44), и главное: «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства» (п. 2 ст. 19).

Информация о работе Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния