Формирование правового государства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. Правовое государство - многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Содержание

Введение 4
1Понятие и принципы правового государства 6
2 Развитие идеи правового государства в России 19
3Условия формирования правового государства 36
в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории.docx

— 86.51 Кб (Скачать файл)

Значительный шаг в  развитии идей правового государства  в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так  называемой перестройки и постперестройки.

Именно в этот период были расширены политические права и  свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все  ограничения с так называемых запретных тем. В Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, принцип верховенства закона, принцип разделения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, и др.

Наконец, нельзя не упомянуть  о том, что в Конституции 1993 года впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе, как социальное, правовое государство.

Разумеется, такое представление  о Российском государстве, где бурно  процветают криминал и мздоимство, сочетающиеся с обнищанием и социально-экономическим  бесправием трудовых масс, выглядит явным  преувеличением. Для Конституции  России 1993 г. "правовое государство", не имеющее под собой реальной основы, это такой же политико-идеологический штамп, как никогда не существовавшее "государство диктатуры пролетариата" - для Конституции СССР 1936 г. или "общенародное государство" - для Конституции  РСФСР 1978 г.

К тому же следует учитывать  тот осознанный еще в дореволюционной  России факт, что любое государство, включая Российское, никогда в  силу объективных и субъективных причин не сможет стать правовым "до конца".

Как отмечал С. Котляревский, "приходится считаться со слабостью  и неотчетливостью правовых запросов, предъявляемых в данном обществе к государственной власти", а  также с тем, что здесь действует  еще и простой инстинкт политического  самосохранения, присущий "всякому  жизнеспособному государству при  самых различных формах правления".40

Дело в том, что "правовой запрос", т.е. необходимость строгого соблюдения действующего законодательства, иногда сталкивается, по мнению автора, с исключительно важными для  выживания государства обстоятельствами, когда первое подвергается сомнению и испытанию со стороны второго. Это, конечно, не значит, что в таких  обстоятельствах право становится "чем-то второстепенным для государства, чуть ли не предметом роскоши для  его сочленов". Это лишь означает, что "в известные исключительные моменты государственной жизни  потребность дать возможно полное осуществление  господству права встречает преграду в еще более сильной потребности, неустранимой, как объективный мир".

Вопрос о том, может  ли государство последовательно  соблюдать издаваемые им же самим  правовые акты и должно ли оно это  делать при любых, даже самых чрезвычайных для его выживания обстоятельствах, иными словами - может ли государство "стать правовым до конца", является весьма спорным в научной литературе. Вполне справедливо и обоснованно, как представляется, доминирует точка зрения, согласно которой государство не может себе позволить в одних случаях соблюдать действующее законодательство, а в других - не соблюдать. Оно должно в любых обстоятельствах строго следовать правовым предписаниям.

Однако, тем не менее, такая  проблема существует, споры вокруг нее ведутся, и это нельзя не учитывать  при решении вопроса о том, что такое правовое государство и может ли становящееся на путь демократических преобразований "обычное" государство до конца стать правовым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В           РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

В конституции Российской Федерации Россия провозглашается правовым государством, для которого характерны политический плюрализм, разделение властей, признание высшей ценностью человека, его прав и свобод. Вместе с тем следует признать, что такое провозглашение констатирует не реально сложившиеся отношения, а лишь стремление к созданию правового государства. Сложившиеся экономические и социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс. 

В сфере теории государства  и права произошла довольно значительная смена политических и идеологических ориентиров, однако в практической жизни, касающейся равенства прав и свобод человека, принципа разделения властей, политического плюрализма и др., за последние годы не произошло каких - либо существенных изменений.

Успешное решение формирования правового государства невозможно без создания реальных условий для  данного процесса. К таким условиям относятся: 1.Достижение высокого уровня политического и правового сознания людей. Выработка у них необходимой для активного участия в политической и общественной жизни общечеловеческой культуры. Важным представляется выработка у населения навыков, потребностей и достаточно высокого уровня компетенции для сознательного участия их в управлении государственными и общественными делами; утверждение плюрализма мнений и суждений во всех сферах жизни общества и государства; развитие системы самоуправления народа в центре и на местах; последовательное расширение и углубление в сфере экономики, политики, культуры, науки, в социальной сфере жизни общества принципов реальной демократии. 41

Под правовой культурой принято  понимать совокупность знаний, правопредписаний, умений и навыков их правомерного использования в своей повседневной жизни и деятельности и убеждённость, стремление, желание действовать  так,  как  того требуют законы и подзаконные акты. Из данного  определения видно, что держателем правовой культуры, культурным с позиции  закона, может быть признан только тот член общества, который знает  законодательство, умеет им воспользоваться  не в ущерб государству, обществу, народу. Правовая культура  есть средство достижения  должного уровня правосознания, важное направление в борьбе за государство во главе с законом, который не будет делить граждан на важных,  главных и второстепенных. Законы, законопредписания могут и должны делить членов общества лишь на две категории : законопослушных и правонарушителей.

Необходимо расширить  правовое воспитание российских граждан, постоянно информируя их о правах, возможностях защиты, утвердить в  них веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой жизни. Сложность становления правовой культуры в России состоит в том, что в настоящее время не сформировано правовое мировоззрение, соответствующее  нынешнему состоянию российского  общества.  Правовое мировоззрение, господствующее в государствах с  развитой правовой культурой и базирующееся на понимании права как важнейшего средства защиты прав личности от возможного произвола со стороны государства, к сожалению, не может быть в полной мере воспринято россиянами в исторически  короткий отрезок времени. Концепция  переходного периода в формировании правовой культуры должна учитывать  разность, даже полярность мировоззренческих  взглядов российских граждан, оказавшихся  в тяжелейших условиях революционного обновления общества.

Новолодский Ю.М. предлагает проведение кропотливой работы по формированию общегосударственной программы  правового обучения населения и  становления основ российской правовой культуры. Важнейшим звеном такой  программы должно, по его мнению, стать правовое обучение детей, начиная с дошкольного возраста. Необходимо растить такое поколение россиян, для которых личность, её права станут важнейшей и неотъемлемой частью их мировоззрения.42

2.Создание единиго, внутренне  не противоречивого законодательства. В настоящее время многие законы  еще не приведены в соответствие  с Конституцией. Время то времени  возникает конкуренция федеральных  законов и местных законодательных  актов. Все это отрицательно  сказывается на состоянии законности, экономики, приводит к межнациональным  конфликтам, имущественным и территориальным  спорам. Кроме того, в настоящее  время закон, будучи формально  основным, главенствующим  юридическим  актом, на деле фактически растворяется  в многочисленных подзаконных,  а точнее – ведомственных нормативных  актов. 

Конституционная модель российской правовой государственности остаётся ещё не сформированной до конца. Поэтому  первоочередной является задача доведения  до  конца процесса формирования всех конституционных институтов и принятие всех предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов. Существенное значение имеет формирование авторитетной и независимой судебной власти – мощной защитницы конституциализма,  конституционной законности и правопорядка в стране.

3.Одним из существенных  условий формирования и функционирования  правового государства является  наличие в стране гражданского  общества. Гражданское общество  рассматривается не только как  гарант последовательного и непрерывного  развития цивилизации, но и  как важнейшее условие, гарант  существования и развития самого правового демократического государства, поскольку оно имеет своим главным назначением не только внимательно наблюдать за действиями государства с тем, чтобы они не выходили за рамки законности и конституционности, но одновременно и принимать все дозволенные законом меры для того, чтобы заставить государство и его органы, в случае нарушения ими действующих правовых актов, вернуться на стезю закона. 43

4.Ограничение вмешательства  государства в сферу экономики.  Развитие частного предпринимательства  в России не должно сковываться  государством. Прямое вмешательство  государства в экономику посягает  на экономическую свободу, служит тормозом ее развития, а значит, и создания социальных условий для формирования правового государства. Однако у нас еще сильны традиции государственного регулирования экономикой, до сих пор производятся дотационные вложения в нерентабельные предприятия, сдерживается процедура банкротства. Для успешного формирования правового государства воздействие на экономику должно сводиться только к налоговому и кредитно – финансовому регулированию, к юридическому обеспечению неприкосновенности частной собственности.

5.Разработка продуманной  национальной политики и эффективных  средств ее реализации. В условиях  федеративного устройства государство  призвано обеспечить сохранение  исторически сложившегося единства  народов,  территориальной целостности  страны. С межнациональными отношениями  связаны вопросы суверенитета, способа  организации и деятельности федеральных  органов государственной власти  и органов власти субъектов  федерации, обеспечения прав и  свобод национальных сообществ.  Однако сегодня в России в  сфере межнациональных отношений  существует много негативных  явлений. Подобная ситуация не  мыслима в правовом государстве. 

Поэтому особое значение в  России приобретает правовое воздействие  государства на межнациональные  отношения путем сбалансированного  распределения полномочий между федеральными и национальными органами власти, выработки действенных согласительных процедур. Государство должно разработать и осуществить комплекс мер по выравниванию уровня развития народов, обеспечить их фактическое равенство.

 

                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении необходимо отметить, что идея правового государства  возникла и была сформирована несколько  столетий назад. В течение продолжительного времени шлифовались теоретическая  и практическая сторона формирования правового государства. Наибольшего  успеха в строительстве правового  государства добились страны, где  наряду с равноправным существованием форм собственности сформировалось развитое гражданское общество.

С точки зрения теории государства  и права правовое государство  имеет четко сформулированное определение, признаки, общие черты, основы и факторы  существования. Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

В настоящее время в  России заложены и развиваются основы формирования правового государства. Но при практической реализации продекламированной идеи возникает множество объективных  и субъективных причин, тормозящих формирование правового государства  в РФ. Объективные причины, прежде всего, обусловлены исторически  сложившейся правовой культурой, чертами  русского менталитета и национального  характера. Субъективные причины определяются политическим безволием и коррумпированностью  руководства страны всех уровней.

Однако, построение правового  государства в России возможно. Этот процесс займет много лет, но только при консолидации всех созидательных  сил общества и при ответственной  гражданской позиции каждого  человека.

 

 

                        БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

Правовые акты

1Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом изменений статьи 65, внесенных Указами Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841, Федеральными конституционными законами от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 № 5-ФКЗ; Законами РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 152; № 7. Ст. 676; 2001. № 24. Ст. 2421; 2003. № 30. Ст. 3051; 2004. № 13. Ст. 1110; 2005. № 42. Ст. 4212; 2006. № 29. Ст. 3119; 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 1; 2007. № 30. Ст. 3745; 2009. № 1 ст. 1, № 1 ст. 2.

Информация о работе Формирование правового государства в России