Формирование и развитие сословно-представительной монархии в России (сер. XVI-сер. XVII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 19:22, контрольная работа

Краткое описание

Период с середины ХVI в. до второй половины ХVII в. в истории нашей страны отмечен расширением государственного аппарата и превращением его в многофункциональную и разветвленную систему. Меняется тип государства, которое из раннефеодальной монархии превращается в сословно-представительную монархию.
Сословно-представительная монархия по уровню централизации является более высокой формой феодального государства.

Содержание

1.Введение
2.Формирование сословного строя XVI-XVII вв
3.Государственный строй
4.Заключение
5.Список используемой литературы
6.Тесты

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по ИГиПР.docx

— 69.44 Кб (Скачать файл)

 

Во II половине XVI - I половине XVII вв. происходил дальнейший процесс  закрепощения крестьян. В законодательном  порядке крепостное право было закреплено судебниками 1497г. и 1550г., но вместе с  тем установив двухнедельный  срок выхода крестьян за определенную плату.

 
С 1581г. практически отменяется положение  о "Юрьеве дне" и вводятся "заповедные лета" (т.е. выход крестьян запрещался впредь до государева указа).

В 1597г. издается указ об "урочных  летах", устанавливающий 5-летний срок сыска крестьян.

В 1607 году "урочные лета" были увеличены до 15 лет. (Всякий, кто  принимал беглого крестьянина, должен был платить штраф 10 руб. и 3 руб. владельцу  беглого крестьянина).

В 1581-1592 годах была проведена  перепись крестьян и составлены писцовые книги, явившиеся основанием закрепощения крестьян.

 

И, наконец, Соборное Уложение 1649 г. зафиксировало завершение процесса полного и окончательного закрепощения крестьян. Были отменены «урочные лета», беглых крестьян, можно было возвращать независимо от срока, прошедшего их ухода  от прежнего владельца, вместе с семьей и всем имуществом. Таким образом, статьи Соборного уложения определили права феодалов на крестьян их труд, имущество, закрепляли полное бесправие, полную зависимость крестьян от произвола  феодалов.

 

Чернотяглые крестьяне к этому времени также потеряли право выхода из общин.

Ст. 1 гл. XI Уложения дает полный перечень категорий крестьянского  населения, которых "сыскивая свозити в Государевы дворцовые села и в черные волости... по писцовым книгам с женами и с детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет".

Соборное уложение юридически оформило закрепощение крестьян к земле  их феодалов как наследственное и  потомственное состояние.

Уложение определяло безраздельные  права феодалов на крестьян, на их труд и имущество, с одной стороны, и бесправие крестьян от произвола  господ, с другой.

Холопы и кабальные  люди по своему положению все более  приближались к крестьянам. Наиболее тяжелым было положение полных холопов, находившихся в беспредельном распоряжении хозяина. Кабальное холопство, получившее широкое распространение в XV-XVI веках, постепенно превращалось в пожизненное, Судебник 1550 года запретил давать на себя кабалу свыше 15 руб., но указ 1586 года установил практически пожизненность кабального холопства.

Соборное уложение к источникам холопства относит брак, рождение, работу на кабале свыше 3-х месяцев. Уложение устанавливает, что холопами не могут быть: дети боярские, посадские  люди, частновладельческие крестьяне, дети до 15 лет, дети служилых людей, находящиеся  на тягле и т.д. Цена кабального холопа равнялась 3 рублям, дети кабальных  холопов по наследству не передавались.

 

В этот период происходит процесс  слияния холопов с крепостными  крестьянами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственный строй 

 
В середине XVI в. начинает складываться сословно – представительная монархия, особенностью которой являлось привлечение  для решения важных вопросов не только господствующих сословий (бояр, дворян, духовенства), но и верхушки городского населения). Это закономерный этап в развитии феодальных государств, когда эта форма правления устанавливалась, как правило, после преодоления феодальной раздробленности и создания централизованных государств. В русском государстве многие сословия были централизованы в укреплении государственной власти: дворяне – в ликвидации боярских усобиц, закрепощения крестьян, горожане – в развитии торговли, ликвидации таможенных перегородок. Безраздельная верховная власть принадлежала царю, единовластие которого ограничивалось Боярской Думой, где большим влиянием пользовались бояре. 
 
Главой Русского централизованного государства являлся царь, который законодательствовал в государстве, был главой исполнительной власти, распоряжался финансами, был высшим судьей. В 1547 г. Иван IV впервые принял титул царя, равный по значению императорскому. В 1549 г была учреждена «Избранная рада» (Ближняя дума) – совещательный орган из особо доверенных лиц, назначенных царем. 
 
Боярская дума формально сохранила свое прежнее положение. Это был постоянно действующий орган, наделенный законодательными полномочиями и решающий вместе с царем важнейшие вопросы. В состав Боярской думы входили бояре, бывшие удельные князья, думные дворяне и представители городского населения. 

Боярская Дума включала в  себя:

* введенных бояр;

* окольничьих;

* думных дворян - думных  дьяков

* других придворных чинов  дворцово-вотчинной системы управления.

 

В 1549 году была учреждена "Избранная  рада" ("Ближняя Дума") из особо  приближенных лиц. Она представляла собой совещательный орган царя по всем вопросам управления государством, т.е. выполняла функции Боярской Думы.

Учитывая значимость в  осуществлении внутренней политики и последствия ее деятельности для  всего государства следует отметить опричнину, 7-летняя деятельность которой безусловно сыграла большую роль в централизации.

 

Социальной опорой этого  органа было мелкое служилое дворянство.

 
 
Особое место в системе органов  государственного управления занимали Земские соборы – высшие сословно – представительные учреждения в  России сер.XVI – конца XVII вв. Этот сословно-представительный орган одновременно укреплял власть царя и ограничивал возможности и значение боярской знати. 
 
Первый Земский Собор собрался в 1549 г., последний - в 1653 г.

В состав Земских соборов  входили:

- Боярская дума;

- Освященный собор (высшие церковные иерархии во главе с патриархом), также по 10 человек от каждого города и уезда из дворян, посадских людей, крестьян черных волостей и казаков;

- Представители от всех чинов.

 

Следует отметить большой  потенциал дворянства в Земских  соборах, что позволяло царю успешно  бороться с влиянием боярства в осуществлении  управления государством.

В этот период окончательно сформировались приказы: как система  центрального отраслевого управления. Дворянско-чиновничья бюрократия начинает играть важную роль в управлении государством, прежде всего приказы.

 

 Организация выборов  в Земские соборы, нормы представительства  от различных сословий, их численный  состав были неопределенными.  Дворяне составляли обычно большую  часть собора. Соборы первой половины XVII в. отличались наиболее широким  представительством. Так, на Земском  соборе 1613 г. присутствовало около  700 человек, в том числе черносошные  крестьяне. 
 
Созыв Земских соборов объявлялся специальной царской грамотой, которая в какой – то мере определяла порядок проведения выборов. Земские соборы обсуждали и решали важнейшие дела: выборы царя (Соборы 1598 гг., 1613 г.), вопросы войны и мира, Собор 1653 г., одобривший воссоединение Украины с Россией, Собор 1649 г., одобривший Соборное уложение 1649 г. Каждая сословная часть Земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были приниматься всем составом Собора. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа. 
 
Продолжала развиваться система приказов, число которых к середине XVII в. достигло 80. Возглавлял приказ начальник, назначаемый из числа бояр, окольничих, думных дворян и дьяков. Ведение делопроизводства возлагалось на дьяков. Приказы были подчинены царю и Боярской думе. Особое место среди всех приказов занимал Приказ тайных дел, который был своеобразным ведомством государственной безопасности, надзирал за деятельностью всех других приказов и воевод, управлял личным хозяйством царя и выполнял особые поручения. Разрядный приказ ведал государственной службой, управлял сторожевой службой, обеспечивал служилых людей земельным и денежным жалованием, назначал воевод и их помощников.

 

По содержанию отраслей управления приказы можно разделять на следующие  направления.

1. Приказы, ведавшие специальными  отраслями управления:

Посольский, Ямской, Каменский, Разрядный, Книгопечатного дела, Разбойный, Витскарский, Печатный, Монастырский, Золотого и серебряного дела, Сыскной, Челобитный, Большого приказа.

2. К военным приказам  следует отнести: Стрелецкий, Казачий,  Оружейный, Пушкарский, Бронный, Иноземный.

3. Судебно-административные  функции осуществляли приказы:  Поместный, Земский, Холопьего суда.

4. Приказы, ведавшие определенными  территориями: Московский, Владимирский, Дмитровский, Сибирский, Нижнеградская четь, Устюжская четь, Костромская четь, Галицкая четь, Владимирская четь, Смоленский, Рязанский, Казанского дворца, Малороссийский и др.

5. Дворцовыми делами и  финансами ведали приказы: Новая  четверть, Большого дворца, Большой  казны, Конюшенный, Ловчий, Сокольничий,  Большого прихода.

Приказы в своих руках  сосредоточили вопросы управления по отраслям и судебным функциям. Как  и раньше приказы дублировали  друг друга как в работе по своим  отраслям, так и в вопросах территориального управления, что вводило некоторую  путаницу в системе управления и  суде.

 
Вся территория Русского государства  в административном отношении делилась на уезды, волости и станы. Основной административной единицей был уезд с центром в городе. Уезд состоял  из волостей. Земские органы содержались за счет местного населения, они осуществляли финансовые, судебные и полицейские функции. Реформы местного управления заключались в отмене системы кормления (1556г.) и замене ее органами губного и земского самоуправления.

Губные избы осуществляли прежде всего карательные функции, а затем и управления. Во главе Губной избы стоял староста из среды дворян. При ней состояли целовальники и дьяк (делопроизводитель).

В XVI в. была проведена земская  реформа, в результате которой возникла Земская изба, как орган местного самоуправления, во главе с земским  старостой.

 

Земский органы в соответствии грамотой царя ведали вопросами финансовой (податной), Судебной, полицейской областях. Их деятельность распространялась только на посадских людей и крестьян.

Губные и земские реформы  обусловили создание сословно-представительских  органов на местах, укреплению централизации  государства и усилению карательной  политики на местах. Организационно они  подчинялись Разбойному приказу  и воеводе.

 

 

В начале XVII в. была проведена реорганизация местного управления. Административные, полицейские и военные функции возглавлялись на назначаемых центральной властью воевод.  В помощь воеводе был создан аппарат местного управления - "съезная изба" (приказная изба). В слободах и волостях в помощь воеводе назначались приказчики. Эта система была более эффективной в области управления и выполнения карательных функций. Им стали подчиняться земские и губные избы. Воеводы в своей деятельности опирались на специально созданный аппарат – приказные избы, в состав которых входили дьяки, приставы, приказчики и другие должностные лица. Воевода назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Срок службы воеводы составлял 1-3 года. Воеводы назначались из числа бояр и дворян и получали государево жалованье. Однако на практике воеводы жили за счет поборов с населения. 

 

 

 Военное устройство в период сословно-представительной монархии

К середине XVI в. вооруженные  силы Русского государства состояли из дворянских полков и народного  ополчения. К концу столетия военно-поместная  система пришла в упадок и дворянские полки заменились постоянным войском.

В 1545 г. Иваном IV было создано стрелецкое пехотное войско, в качестве личной охраны. Стрельцами называли потому, что они были вооружены пищалями. Постоянный пехотный отряд стрельцов из 3000 чел. был расположен в Воробьевской слободе.

От дворянского ополчения  стрельцы отличались тем, что жили в  специальных слободах вместе со своими семьями, получали постоянное денежное жалование, хлебный запас и одежду, комплектовались не из дворян, а  из народа. Стрельцы наряду с военной  службой занимались торговлей и  промыслом. Вербовали в стрельцы людей "добрых", "прожиточных", "физически здоровых и женатых", имеющих поручительство со стороны  старых стрельцов или односельчан.

Стрельцы разделялись  на московских и городовых. Московские получали более высокое жалование. К началу XVII в. стрелецкое войско насчитывало 20 тыс., а к середине XVII в. - 40 тыс. чел. Организационно стрелецкое войско делилось на приказы (полки) численностью 1000-500 чел., во главе со стрелецкой головой (полковником или подполковником), сотен - во главе с сотником, полусотни - во главе с пятидесятником, десяток - во главе с десятником.

Войны с Польшей и Швецией  в XVII в. показали недостаточную боеспособность дворянского ополчения и стрелецких войск.

В 30-х годах XVII в. стали  формироваться полки "Нового строя", которые были постоянным войском  в общепринятом смысле. Это была не поместная система, а вооруженные  силы, находившиеся на на полном обеспечении государства. "Нового строя" полки имели постоянное устройство, отличались более высокой дисциплиной, постоянным обучением, находились все время "под ружьем". Они состояли из солдатских, рейторских (полки дворянской тяжелой кавалерии, вооруженных карабином, 2 пистолетами, саблями) и драгунских (полки легкой кавалерии, действовавших в бою в пешем порядке) полков.

Согласно царской грамоте 1630 года полки "нового строя" комплектовались  добровольцами из "детей боярских", объединявших дворян, казаков и "вольных  охочих людей". Во II половине XVII в. набирали "даточных людей" (1 чел. от 20-25 крестьянских дворов в мирное, с 5-10 дворов - в военное время), в рейтраские - мелкопоместных, беспоместных дворян и "детей боярских" - призываемых также по принуждению. Офицерский состав полков "нового строя" комплектовался из дворян.

Иван IV стал привлекать на государственную  службу казаков. Служимые казаки размещались  в пограничных городах и назывались городовыми казаками.

Информация о работе Формирование и развитие сословно-представительной монархии в России (сер. XVI-сер. XVII вв.)