Форма (устройство) государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2014 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы.

Вложенные файлы: 1 файл

теория гос. и права (текст).docx

— 29.48 Кб (Скачать файл)

 В современном цивилизованном  обществе принципиальных различий  между формами не существует. Их сближают общие задачи и  цели.

 

Форма государственного устройства

 

 Форма государственного  устройства -  это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

   В отличии от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.

  Форма государственного устройства показывает:

-  из каких частей состоит  внутренняя структура государства;

-  каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

-   как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

  - в какой государственной  форме выражаются интересы каждой  нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы

  -   унитарное;

-   федеративное;

  -   конфедеративное.

 

Унитарное государство -  это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

  Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

  -  унитарное устройство предполагает  единые, общие для всей страны  высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами;

-  на территории унитарного  государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;

-    составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;

-  унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

  -  все внешние межгосударственные  сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют  страну на международной арене;

  -   имеет единые вооруженные  силы, руководство которыми осуществляется  центральными органами государственной  власти.

К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.

   

Федерация -  представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств.

1. Территория федерации состоит  из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы

4. В большинстве федерации существует  союзное гражданство и гражданство  федеральных единиц.

5.  При федеральном государственном  устройстве в парламенте имеется  палата, представляющая интересы  членов федерации.

6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований.

 

                  

Конфедерация -  это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства -  члены конфедерации -  сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах

 В отличии от федеративного  устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

- конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

-   конфедеративное устройство  не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

  -   сохраняет гражданство  тех государств, которые находятся  во временном союзе;

  -   государства могут договориться  о единой денежной системе, о  единых, таможенных, правилах, о межгосударственной  кредитной политике на время  существования союза.

Как правило конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

 

Формы государственного режима

Формы государственного режима -  представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим -  понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

 Государственные режимы могут  быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские) поэтому основным критерием классификации  государств по данному признаку  является демократизм форм и  методов осуществления государственной  власти. Для рабовладельческих государств  характерны и деспотия и демократия; для феодализма -  и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства -  и тоталитаризм, и правовая демократия.

 Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

 

Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:

-   определяет характер государственной власти -  это соотношение государства и личности;

-   антидемократический режим характеризуется полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

-   ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);

  -   личность в антидемократическом  государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя      формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

-   всеохватывающая милитаризация  общественной жизни;

- игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;

- не учитывает особенностей  религиозных убеждений населения.

  Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.

 

Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим демократической власти выражается в следующем: 

-   режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

-   реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;

-   создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

-   в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

-   власть в одинаковой  степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

-   основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;

-   государственный режим  базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

 История знает различные  формы демократических режимов. Наибольшее распространение в  настоящее время получил режим  парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

 

Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима    

Политические формы современных государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государств (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

 

 


Информация о работе Форма (устройство) государства