Формационный подход к типологии государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исторической типологии государств весьма остро встает перед отечественной правовой наукой в настоящее время. Это связано, прежде всего, с тем, что после длительного засилья историко-материалистической трактовки государства оказалось необходимым многое переосмыслить в самом данном понятии с тем, чтобы пролить свет на те или иные конкретно-исторические формы государственности. Это представляется тем более важным сейчас, когда вскрылись пагубные недостатки абстрактного, внеисторического понимания государства, дань которому отдал и марксистский подход вопреки широко пропагандировавшемуся последним принципу историзма в изучении социальных явлений, в том числе государства.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 59.18 Кб (Скачать файл)

Таким образом, цивилизационный подход, в отличие от формационного, предоставляет возможность выделения различных вариантов классификации типов государств (в зависимости от критерия, лежащего в основании данной классификации). Именно это затрудняет возможность составления единой типологии подобной формационной.

 

§2.3 Преимущества и недостатки цивилизационного подхода

Цивилизационный подход также как и формационный имеет определённые преимущества и недостатки. Давайте рассмотрим основные преимущества цивилизационного подхода по отношению к формационному.

К числу наиболее значимых достоинств данной типологии следует отнести особое внимание к культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важных факторов государственности.

Цивилизационный подход позволяет различать сферу взаимодействия классов и социальных групп на базе общечеловеческих ценностей, общность их духовных принципов (а не только противостояние и противоречия между этими группами). Более того, цивилизация формирует такие нормы общежития, которые, объединяют все культурные и социальных группы в рамках единого целого.

Другим плюсом цивилизационного подхода является то, что он позволяет увидеть в государстве важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека, а не только инструмент политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми.

Теперь же давайте рассмотрим основные недостатки цивилизационного подхода.

При рассмотрении цивилизационного варианта типологии государств, можно выделить три основных проблемных момента. Во-первых, в данной типологии не выделяется то главное, что характеризует государство, - принадлежность политической власти. Во-вторых, это размытость и аморфность границы между понятиями «культуры» и «цивилизации».[61] И, наконец, в-третьих, это недостаточная разработанность такой типологии, о чём свидетельствует, множественность оснований для выделения самих цивилизаций и соответствующих им типов государства. Не случайно, что в работах, базирующихся на таком подходе, рассмотрение конкретных типов государства, их смены идёт в конкретном ключе, основанном на формационном подходе, а о «цивилизованных» типах говорится вскользь[62] .

Кроме этих основных недостатков можно выделить и ещё один так же не менее важный. Основное внимание в цивилизационном подходе уделяется культуре. Поэтому если формационная теория начинает постижение общества "снизу", выдвигая на первое место материальное производство, то сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории "сверху", т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). Посвящая анализу культуры все свое внимание и энергию, сторонники цивилизационного подхода часто вообще не обращаются к материальной жизни. Таким образом, здесь появляется опасная возможность развития в данной теории признаков монизма - жесткой привязки к духовно-религиозному или психологическому началу.

Таким образом, цивилизационный подход к типологии государства, также как и формационный нуждается в тщательной доработке, дополнении и усовершенствовании.

 

Заключение

Соотношение формационного и цивилизационного подходов в современном мире.

Рассматривая вопрос о соотношении и соперничестве цивилизационного и формационного подходов, необходимо отметить, прежде всего, что это две разные категории: первая – социокультурная, вторая – социоэкономическая. За формацией стоит прерывность, дискретность, исторического процесса, за цивилизацией – его преемственность, непрерывность. Формация раскрывает природу общественного строя, цивилизация – полноту его исторического бытия. Формация концентрирует внимание, на универсальном, общем, повторяющемся, устойчивом; цивилизация – на локально-региональном, особенном, своеобразном, неповторимом. Формация может быть качественно определённым периодом или фазой в развитии цивилизации: рабовладение, феодализм, капитализм в рамках западной цивилизации. В то же время одна и та же формация может объединять различные цивилизации: США и Япония, например, - разные цивилизации, но одна, единая формация.[63]

Вместе с тем надо сказать, что цивилизация и формация очень близки друг к другу. В одинаковой мере они применимы как к человечеству в целом, так и к отдельным континентам, регионам, обществам. Цивилизация и формация во многом дополняют и взаимно ограничивают друг друга. Более того, резонно полагать, что формация является экономически структурированной (сведение всех общественных детерминаций к материальному производству) цивилизацией. В данном плане она кажется даже более стройной и последовательной, нежели цивилизация, которая рыхла и аморфна в отношении того, чем конкретно определяется её целостность, где берут начало силовые линии её интеграции. В этой рыхлости и аморфности, однако, есть и своё преимущество: выбирая цивилизацию, мы чувствуем себя более свободными и раскрепощёнными – не вообще, конечно, а в изучении или анализе истории. И поэтому в данном отношении уже цивилизационный подход, по сравнению с формационным, является более привлекательным, так как в нём больше методологического потенциала и исследовательской эвристики.

Таким образом, нельзя говорить о явном преимуществе какого либо из подходов – формационного или цивилизационного. Каждый из рассматриваемых подходов необходим и важен, но недостаточен сам по себе. Цивилизационный подход не может сам объяснить причины и механизмы перехода от одной фазы цивилизационного развития к другой, а в рамках формационного подхода сложно описывать различие стран Запада и Востока. Отчётливо видно, что каждый из них имеет свои преимущества и недостатки по отношению к другому, но, как указывалось выше, оба подхода играют важную роль в понимании и развитии типологии государства.

Эти два подхода не исключают, а, наоборот, взаимно дополняют друг друга и настоящее время всё более усиливается тенденция, и осуществляются поиски в направлении их взаимного синтеза. Одной из предпосылок такого синтеза формационного и цивилизационного подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории общественного развития (а не линейно-стадиальный, как это многие себе представляют).[64] Она может многое дать цивилизационной теории, указывая на единство развития мировой совокупности цивилизаций как целостной системы, а также может быть плодотворно приложена к задачам крупномасштабного членения исторического процесса, и к анализу исторической деятельности различных народов, протекающей в определенных географических, социально-экономических и культурных условиях.

Приложение

В данной работе мною были рассмотрены теории двух подходов к типологии государства – формационный и цивилизационный. Были проанализированы их сущность и смысл. Однако для понимания состоятельности этих подходов необходимо ещё и соотнесение их с реальной практикой мировой истории. Без этого они останутся лишь гипотетическими, предположительными.

Что касается формационного подхода, то типология государств, представленная им, практически полностью подтверждена реальной практикой. Действительно, в мировой истории ярко выделяются такие типы государств как рабовладельческое, феодальное и буржуазное (капиталистическое). Единственным изъяном, нарушающим (в данном отношении) стройность теории, является социалистический (коммунистический) тип государства. Данный тип государства так и не был подтверждён в мировой практике, хотя попытки этого как осуществлялись (как, например, в бывшем СССР и социалистических странах Восточной Европы), так и осуществляются и по сей день (КНР, Куба). Тем не менее, данный изъян не опровергает формационной теории. Возможно социалистическое государство, при наличии определённых условий, будет построено в будущем.

Что же касается цивилизационного подхода, то типология государств, предложенная им, получила больше примеров, на практике и в мировой истории. Сложность здесь составляет множественность критериев, по которым выделяют типы государств. Для примера, приведём ниже несколько классификаций типов государств по данному подходу.

Возьмем теорию «трёх стадий» (Арон, Белл, Ростоу). В соответствии с ней выделяются три стадии развития общества (доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная), которым соответствуют, аналогичные типы государств. И действительно, в мировой истории выделяются все три вышеуказанных стадии, причём последняя из них (постиндустриальная) наступила совсем недавно (в последней четверти XX века).

Возьмём другую, наиболее популярную, теорию классификации государств цивилизационного подхода. В соответствии с ней все государства можно разделить на два типа: первичные (в которых верховная власть сливается с духовно-религиозным комплексом) и вторичные (в которых эти две организации существуют отдельно друг от друга). В мировой истории к первичным странам можно отнести страны Древнего Востока, а к вторичным европейские, североамериканские и др. Этой теории близка другая, делящая типы государств на восточные (те же первичные), западные (те же вторичные) и смешанные (к которым можно отнести Россию, Японию и др. страны). Однако здесь в качестве критерия лежит в основном путь возникновения государства (на востоке власть-собственность, на западе собственность-власть).

Таким образом, оба подхода имеют практические примеры. Однако каждый из них имеет и практические недостатки или недочёты.

 

Список используемой литературы.

1. Я.М. Бельсон, В.Е. Гулиев, М.П. Карева и др. / Марксистско-ленинская  общая теория государства и  права. Исторические типы государства  и права. – Москва, Издательство  Юрид. лит. 1971 г.

2. И.В. Сталин «История  Всесоюзной коммунистической партии. Краткий курс» Москва. Издательство  «Политиздат»,1938г.

3. К. Маркс «Предисловие  к критике политической экономии». Москва. Издательство «Политиздат», 1985 г.

4. К.Маркс, Ф.Энгельс Сочинения, том13.Москва. Издательство «Политиздат», 1988 г.

5. Ленин В.И. Полное собрание  сочинений. Т. 1. Москва. Издательство  «Политиздат», 1963 г.

6. Ленин В.И. Полное собрание  сочинений. Т.41. Москва. Издательство  «Политиздат», 1963 г.

7. Советский Энциклопедический  Словарь. Москва. Издательство «Советская  Энциклопедия», 1980 г.

8. Тойнби. А.Дж. Постижение  истории. Москва. Издательство «Норма», 1997 г.

9. Макайвер Р. Современное  государство. Оксфорд, 1964.

10. Кельзен Г. Общая теория  государства и права. Кембридж, 1946

11. Дарендорф Р. Фрагменты  нового либерализма. Штутгарт, 1987.

12. Учебник под редакцией  В.В. Лазарева «Общая теория права  и государства». Москва. Издательство  «Юрист», 2007 г.

13. А.Б. Венгеров. «Теория  государства и права». Учебник (4-е  издание, стереотипное). Москва. Издательство  «Омега-Л», 2007 г.

14. В.Н. Хропанюк «Теория  государства и права»: Учебное  пособие для высших учебных  заведений/Под редакцией В.Г. Стрекозова. Москва. Издательство «Интерстиль», 1999 г.

15. Учебник Теория государства  и права/Под ред. А.Б. Венгерова. Ч.1. Теория государства. Москва. Издательство  «Омега-Л», 1995 г.

16. Г.Х. Шахназаров, А.Д. Боборыкин  и др. «Обществоведение», учебник  для выпускного класса средней  школы и средних специальных  учебных заведений (20-е издание) Москва. Издательство «Политиздат»,1982 г.

17. «Теория государства  и права: курс лекций» под редакцией  Н.И. Матузова и А.В. Малько(2-е здание). Москва. Издательство «Юрист», 2004г.

18. П.К. Гречко «Введение  в обществознание», учебное пособие  для поступающих в вузы. Москва. Издательства «Уникум-Центр» и  «Поматур», 1999 г.

19. Учебник для вузов  под редакцией В.М. Корельского  и В.Д. Перевалова: «Теория государства  и права». Москва. Издательство «Норма-Инфра  М», 1998г.

20. Е.М. Гиляров Теория  государства и права: учебное  пособие. Москва. МИФИ, 2004г.

 

[1] См.: В.Н. Хропанюк «Теория  государства и права»: Учебное  пособие для высших учебных  заведений/Под редакцией В.Г. Стрекозова. «Интерстиль», Москва,1999 г. С. 89-90.

2 См.: Там же.

[3] См.: В.Н. Хропанюк «Теория  государства и права»:Учебное  пособие для высших учебных  заведений/Под редакцией В.Г. Стрекозова. «Интерстиль», Москва,1999 г. С. 90.

[4] См.: Е.М. Гиляров Теория  государства и права: Учебное  пособие. Москва, МИФИ, 2004. С.24

[5] См.: Учебник под редакцией  В.В. Лазарева «Общая теория права  и государства». Москва, «Юрист», 2007 г. С. 375.

[6] См.: В.Н. Хропанюк «Теория  государства и права»:Учебное  пособие для высших учебных  заведений/Под редакцией В.Г. Стрекозова. «Интерстиль», Москва,1999 г. С. 90.

[7] См.: Г.Х. Шахназаров, А.Д. Боборыкин  и др. «Обществоведение», учебник  для выпускного класса средней  школы и средних специальных  учебных заведений (20-е издание) Москва, «Политиздат», 1982 г. С. 56-57.

[8] См.: К.Маркс, Ф.Энгельс  Сочинения, том13.Москва, «Политиздат», 1988 г. С.6-7.

[9] См.: В.И. Ленин Полное  собрание сочинений, том 1.Москва, «Политиздат», 1963 г. С.138.

[10] См.: В.Н. Хропанюк «Теория  государства и права»:Учебное  пособие для высших учебных  заведений/Под редакцией В.Г. Стрекозова. «Интерстиль», Москва,1999 г. С. 91.

[11] См.: И.В. Сталин «История  Всесоюзной коммунистической партии. Краткий курс» Москва, «Политиздат»,1938г. Глава 4.

[12] См.: А.Б. Венгеров. «Теория  государства и права». Учебник (4-е  издание, стереотипное). Москва, «Омега-Л», 2007 г. С. 105

[13] См.: Там же С. 105.

[14] См.: Учебник под редакцией  В.В. Лазарева «Общая теория права  и государства». Москва, «Юрист», 2007 г. С. 382.

[15] См. Теория государства  и права/Под ред. А.Б. Венгерова. Ч.1. Теория государства. Москва, «Омега-Л», 1995 г. С. 107.

Информация о работе Формационный подход к типологии государства