Феодальное общество и феодальное государство в формационном подходе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение феодализма как особой формации в трудах ученых, его правовых особенностей и значимости.
Задачами работы является раскрытие теоретико-правовых особенностей феодального общества и феодального государства в формационном подходе, рассмотрение правового регулирования данной формации.
Исследование проведено на основе общенаучных методов: анализа и моделирования, специальных методов познания: системного и сравнительного, а также на основе изучения имеющихся разработок в данной области в трудах известных теоретиков теории государства и права.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованн

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретико-правовые особенности феодального общества и феодального государства в формационном подходе……………………….5
1.1 Феодальное общество………………………………………………..5
1.2 Феодальное государство…………………………………………….8
Глава 2 Механизм правового регулирования………………………15
Заключение………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 49.14 Кб (Скачать файл)

Основными источниками канонического  права были постановления церковных  соборов, касавшиеся как самой веры, так и обычных религиозных  дел, Ветхий и Новый Заветы, отдельные  институты римского права, религиозные  догмы и учения (Учения двенадцати апостолов и др.). Широко используя  каноническое право, церковь стремилась решать не только "небесные", но и  мирские дела. Наиболее распространенными рычагами ее воздействия были индульгенции - отпущение мирских грехов, интердикты - запреты на проведение богослужений в непокорных областях, а иногда и государствах, отлучения от церкви, ставившие преступивших религиозные каноны лиц вне церковного лона и обрекавшие их души "на вечные мучения", и др.

Наряду с каноническим правом большую роль в жизни различных  слоев феодального общества играло также городское и крепостное право.

По мере развития феодального  общества, сопровождавшегося ростом товарно-денежных отношений, феодальное право все больше воспринимало основные положения римского права (рецепция). Римское право содержало в  себе ряд готовых, проверенных на практике институтов и норм, регулировавших товарно-денежные отношения.

Наибольшее распространение  рецепция римского права получила в  правовых системах Германии, Франции, Италии и других стран.

Феодальное право отличалось большим разнообразием форм. В  силу застойного характера общества преобладающей формой феодального  права вплоть до периода абсолютизма  был обычай. В условиях раздробленности  стран на отдельные княжества, герцогства и т.п. феодальное право состояло большей частью из местных обычаев  и велений отдельных феодалов. В феодальном праве Франции насчитывалось, например, более 300 систем местного обычного права (кутюмов).

Широкую известность приобрели, в частности, Великие кутюмы Нормандии (1275 г.), Кутюмы Бовези, представлявшие собой собрание сложившихся обычаев в графстве Бовези (северо-восточная часть Франции), и другие правовые обычаи. С их помощью регулировались самые разнообразные общественные отношения, касающиеся власти суверена (короля), сеньора (барона, графа), положения крепостных крестьян, городских коммун, различных судебных инстанций, порядка наследования имущества различными сословиями, применения доказательств в уголовном и гражданском процессах, и др.

Примечательным является то, что в некоторых кутюмах  с целью поднятия их авторитета и  повышения действенности содержится сравнительная оценка собранных  в них обычаев. "Наш обычай, - говорится, например, в Кутюмах  Бовези, - более мягок в отношении к крепостным, нежели во многих других странах, ибо во многих странах сеньоры могут распоряжаться жизнью и смертью своих крепостных, когда и как им угодно, а также принуждать их вечно жить на своих землях. В Бовези же с ними обращаются более человечно, ибо при условии уплаты своим сеньорам положенных обычаем ренты и специального налога, собираемого с каждой семьи, они могут идти служить и жить вне юрисдикции своих сеньоров".

Большое значение для развития феодального права имели частные  сборники обычаев и описания судебной практики (например, сборник обычаев  Бовуази - во Франции, Саксонское и Швабское зерцала - в Германии), договоры между отдельными феодалами, между королями и феодалами, между городами и феодалами и т.п.

В качестве одного из наиболее ярких примеров установления и поддержания  договорных отношений внутри господствующего  класса феодалов может служить Великая  хартия вольностей (Magna Charta). Она была принята в 1215 г. и отражала борьбу основных социальных группировок, борьбу английских феодалов в начале XIII в. против королевской власти за расширение своих прав и привилегий. Хартия содержала ряд статей, определявших характер новых вассальных отношений, устанавливавшихся между королем и английскими баронами: "Никто не должен быть принуждаем к несению большей службы за свой рыцарский лен или за другое свободное содержание, чем та, какая следует с него"; ограничивавших судебную власть, финансовые и некоторые другие права короля: "Ни мы, ни наши чиновники не будем захватывать ни земли, ни дохода с нее за долг, пока движимости достаточно для уплаты долга...", "ни щитовые деньги, ни пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной, и для этого дулжно выдать лишь умеренное пособие..."

Важной особенностью Великой  хартии вольностей было то, что она  не только ограничивала власть короля, но и устанавливала контроль (в  лице комитета из 25 баронов) за соблюдением  содержавшихся в Хартии положений. Для того чтобы всеми "пожалованными" со стороны короля правами и привилегиями бароны "пользовались прочно и нерушимо на вечные времена, - говорится в связи с этим в ст. 61 Хартии, - создаем и жалуем им нижеописанную гарантию, именно: чтобы бароны избрали двадцать пять баронов из королевства, кого пожелают, которые должны всеми силами блюсти и охранять и заставлять блюсти мир и вольности, какие мы им пожаловали и этой настоящей Хартией нашей подтвердили..."

На более поздних стадиях  развития феодального общества, и  в особенности в период абсолютизма, широкое распространение получили писаные законы (царские указы, королевские  ордонансы и т.п.), сборники уголовного и уголовно-процессуального законодательства (например, Соборное уложение 1649 г. - в  России), кодекс законов (например, кодекс законов в Германии, названный именем императора Карла V - "Каролина"), и другие виды нормативно-правовых актов.

Несмотря на разнообразие форм выражения и проявления, феодальное право неизменно оставалось на всех этапах своего развития одним из важнейших  средств проведения в жизнь воли и интересов господствующего класса феодалов. В этом заключаются его социально-классовая сущность и назначение.6

Каждому историческому типу классового общества - рабовладельческому, феодальному, капиталистическому - соответствует  свое международное право. Можно, следовательно, говорить о международном праве  рабовладельческого, феодального и  капиталистического общества.

Международное право явилось  результатом длительного исторического  процесса борьбы и сотрудничества государств. Некоторые понятия современного международного права (например, право  посольской неприкосновенности, объявление войны) уходят своими корнями еще  в глубокую древность - в дофеодальную эпоху; другие (например, третейский суд, органы международного общения) часто  встречаются уже в феодальный период.

Однако формулирование большинства  из начал современного международного права связано с эпохой разложения феодализма, с зарождением и развитием  капитализма.

Приведу несколько примеров проявления международного права.

В период феодальной раздробленности  на Руси договоры, как международные, так и междукняжеские, утверждались целованием креста и обычно заключались в форме "крестных грамот".

В данный период война объявляется особенным способом - "вержен и ем крестных или докончательных грамот", т.е. посредством возвращения врагу заключенных с ним мирных грамот: "И то рек, поверже крестные грамоты, или: а се твои грамоты, а нам с тобою, яко Бог даст". Это было формальным вызовом.

Элементы науки международного права встречаются уже в феодальную эпоху, получают свое дальнейшее развитие в период разложения феодализма, кристаллизуясь затем в определенных формах в  эпоху буржуазных революций и  национально-освободительных войн7.

 

Заключение

На основании изученного материала можно выделить следующие  особенности общества, государства  и права феодального периода. Экономической основой  феодального государства выступала собственность феодалов на землю, являющаяся основой социального неравенства, и неполная собственность на крепостных крестьян. Широко использовалось экономическое и внеэкономическое принуждение. Несмотря на различие путей возникновения феодального строя у разных народов, в целом этот процесс заключался в образовании крупного землевладения и превращения светской и духовной знати в класс феодалов, а также в разложении сельской общины и превращении свободных крестьян в феодально-зависимых. Крепостные крестьяне, в отличие от рабов, полностью отделявшихся, согласно действовавшему рабовладельческому праву, от всех средств производства, хотя и лишались права собственности на землю, однако имели свое небольшое хозяйство, обладали правом личной собственности на некоторые сельскохозяйственные орудия труда. Сложный, непрерывно разраставшийся по мере развития феодального общества государственный механизм содержался за счет огромных налогов, всякого рода штрафов, податей и пошлин, налагавшихся на ремесленников, городских жителей за счет нещадной эксплуатации крепостных крестьян. Церковь подчиняла себе и держала под неусыпным контролем духовную жизнь миллионов людей, оказывала политическое и иное давление на глав государств, княжеств и правителей крупных областей, выступала как сила, соединяющая воедино феодальное общество. Феодальное право носило ярко выраженный сословный характер, открыто закрепляло экономическое и социально-политическое неравенство в обществе, выступало как привилегия класса феодалов, в открытой форме признавало в качестве источника права прямое насилие, поощряло захват чужих территорий, закрепляло и оправдывало внеэкономическое принуждение крепостного крестьянства. Характерной особенностью феодального права был партикуляризм, не знало деления на отрасли и институты права.

 Обобщая материал по данной теме, я пришла к следующим выводам: феодальное общество в свете формационного подхода рассматривается однобоко, недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), феодализм дает нам яркие примеры социального неравенства и диктатуры правящего класса, которые прослеживаются и в наши дни; нашему государству не хватает соединяющей воедино силы, каковой в феодальном государстве являлась церковь

Предложения, выносимые на защиту:

1)совмещение формационного  и цивилизационного подходов и в связи с этим рассмотрение феодального общества не только со стороны социально-экономических показателей, но и духовно-культурных факторов, т. к. они оказывают значительное влияние на государство, общество и право;

2)необходимо более глубокое  изучение феодализма, сравнивание его с современностью, развивать понятие «современный феодализм» так как, правовое регулирование и совершенствовалось со временем, но пороки и пережитки феодализма (например социальное неравенство) присутствуют в современном обществе, данные работы смогут нагляднее показать обществу недостатки нашего времени;

3)следует укреплять православную  церковь, проводить политику народного  единства, которой будет способствовать  сглаживание социального неравенства.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права – М.; 2004.
  2. Кожевников Ф. И. Русское государство и международное право – М., Зерцало, 2008.
  3. Ленин В.И. Полное собрание сочинение том 39 С. 77
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-с изд. Т. 6 С. 442
  5. Марченко М.Н. Теория государства и права – М., Проспект, 2004.- С. 167
  6. Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV веков. - М., Академии наук СССР. - С. 457

1 Маркс К.,Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2-с изд. Т. 6. –М.,1957.- С. 442

2 Ленин В.И. Полное собрание сочинение том 39. -М.,1970.- С. 77

3 Алексеев С.С. Теория государства и права – М.; 2004.-с.89-90.

4 Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV веков.-М.: Из-во Академии наук СССР. С. 457

5 Марченко М.Н. Теория государства и права – М.:Из-ва Проспект, 2004. С. 167

6 Марченко М.Н. Теория государства и права – М.:Из-во Проспект, 2004. С. 167

7 Кожевников Ф. И. Русское государство и международное право – Из-во: Зерцало, 2008г. С.78

 


Информация о работе Феодальное общество и феодальное государство в формационном подходе