Феномен непризнанных государств и проблема их международно правового статуса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:32, доклад

Краткое описание

Проблема непризнанных государственных образований и их влияния на развитие мирового политического процесса стала одним из важнейших направлений современной политической и правовой мысли. На политической карте мира за последние 100 лет существовали или существуют до сих пор более ста непризнанных государств, которые были провозглашены на территории почти 60 стран. Сегодня остро стоит вопрос о праве этносов на самоопределение и в то же время территориальной целостности государств.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………………… 3
2. Определение понятия «непризнанные государства» …………………………………………………4
3. История возникновения непризнанных государств……………………………………………….......5
4. Механизмы возникновения непризнанных государств……………………………………………. ...8
5. Классификация непризнанных государств………………………………………………………........ 9
6. Проблема международно-правового статуса непризнанных государств……………………..........10
7. Организация, созданная непризнанными государствами ………………………………………….. 12
8. Заключение……………………………………………………………………………………………..13
9. Список использованной литературы………………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 578.44 Кб (Скачать файл)

Следует подчеркнуть, что  конституция ни одного из зарубежных государств не признает права на отделение входящих в его состав народов и национальных территорий. Любая попытка одностороннего выхода и сепаратистская деятельность, особенно с использованием вооруженной борьбы, подавляются силой, в том числе и на основе специального законодательства (например, законов о федеральной интервенции, действующих в Индии, Нигерии, Канаде и других странах) [6].

Механизмы возникновения непризнанных государств.

По механизму возникновения  непризнанные государства условно  можно разделить на 4 группы:

1) государства,  образовавшиеся в результате  революций и гражданских войн  (например, на территории Сомали).

2) государства,  образовавшиеся в результате  сепаратизма, в том числе самопровозглашённые государства – те, что специальной декларацией заявили о своей независимости (почти все постсоциалистические непризнанные государства).

3) государства,  образовавшиеся в результате  послевоенного разделения (Р. Корея – КНДР, КНР – КР Тайвань, и т.п.)

4) Государства, возникшие из-за внешнеполитических игр признанных государств. Например: буферные государства: Дальневосточная республика, Маньчжоу-го и др., синоним —марионеточное государство: Независимое государство Хорватия, Балтийские страны после смены государственного строя в июле 1940 года и др., а также так называемые бантустаны: Транскей, Венда, Бопутатсвана и Сискей [7].

5) а также государства, возникшие из-за получения независимости колоний от метрополии.

Выступая  против реализации права нации на самоопределение в форме сепаратизма, ООН при этом выступает за предоставление независимости колониальным странам. В 1960 году была принята «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам» и создан Комитет по деколонизации, известный как Комитет 24, основной целью которого была организация процесса деколонизации и поиск стратегии определения будущего каждой из  территорий, которые не являлись самоуправляемыми.

В 1963 в списке зависимых территорий насчитывалось 64 несамоуправляющихся территории. Благодаря усилиям ООН к настоящему времени их осталось в четыре раза меньше, а всего, после принятия этой Декларации, на политической карте мира появились более 80-ти новых государств. На сегодняшний день по данным Организации Объединенных Наций, в мире насчитывается 16 территорий, которые не управляются самостоятельно и являются наследием колониальной системы. (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

  Декларация предлагает несамоуправляющимся  территориям несколько вариантов  самоопределения: от провозглашения  независимости до свободной ассоциации  с управляющими государствами или полного объединения с ними. В декабре 2000 года Генеральная Ассамблея, отмечая сороковую годовщину принятия Декларации, объявила 2001–2010 годы вторым Международным десятилетием за искоренение колониализма.

Генеральная Ассамблея считает, что вопросы  размера территории, географической изолированности или ограниченности ресурсов не должны влиять на неотъемлемое право народов этих территорий на самоопределение. Она подчеркивает, что управляющие державы несут ответственность за создание там таких условий, которые позволили бы их народам свободно и без какого-либо вмешательства осуществить свое неотъемлемое право [8].

Классификация непризнанных государств

Попытку классифицировать непризнанные государства осуществил в своей работе «Непризнанные государства постсоветского пространства в системе российских национальных интересов» А. Г. Большаков.  Непризнанные государства он классифицирует по контролю самопровозглашённых правительств над заявленной территорией и по степени их международного признания.

Ключевой критерий признания  непризнанных государств – контроль над своей территорией. Размер контролируемой территории имеет для непризнанных государств большое военное и политическое значение. Многие их непризнанных государств смогли завоевать и удерживать значительные пространства лишь благодаря либо военной и экономической помощи сопредельных стран, союзников, либо вмешательству международного сообщества. По этому показателю их можно подразделить на четыре идеальных типа.

Первый – непризнанные государства с полным контролем своей территории (Вазиристан, Приднестровье, Сомалиленд, Северный Кипр).

 Второй – непризнанные государства, контролирующие свою территорию частично (Абхазия, Нагорный Карабах, Тамил Илам, Южная Осетия).

Третий – образования под протекторатом международного сообщества (Косово, которое юридически является частью Сербии, но фактически управляется администрацией ООН с 1999 г. на основании резолюции 1244 Совета Безопасности ООН).

Четвертый – квазигосударства (не получившие право на самоопределение этносы), контролирующие анклавы компактного расселения своей этнической группы (Курдистан, расположенный на территории Турции, Ирана, Ирака, Сирии).

Понятие «непризнанное государство», как уже было отмечено, условно. На самом деле к данной когорте государственных  образований обычно относят и  частично признанные государства. Так, по критерию признания суверенитета можно выделить:

  • собственно непризнанные государства (Косово, Приднестровье)
  • частично признанные государства (Тайвань), некоторые из которых существуют в условиях военной оккупации (Западная Сахара, Палестина). Тайвань имеет дипломатические отношения с двадцатью шестью странами мира, Северный Кипр признается Турцией. К частично признанным государствам сейчас относят Северный Кипр, Косово, Абхазию, Южную Осетию [9]. 

Ряд ученых расширяют эту классификацию и выделяют государства:

  • не признанные ни одной из стран-членов ООН

(Приднестровье, Нагорный Карабах,Тамил-Илам, Лакота (США), др.)

  • частично признанные (признанные минимум 1-ой из стран-членов ООН)

(Северный Кипр, Абхазия, Южная Осетия, Тайвань, Косово, др.)

  • признанные большинством стран-членов ООН

(Государство Палестина)

  • признанные более 1/3 (64)стран-членов ООН

(Сахарская Арабская Демократическая Республика (80 гос-в;48-полн), Республика Косово (70))

  • частично непризнанные-страны-члены ООН,

(непризнанные отдельными суверенными государствами) [10].

Также в классификацию непризнанных государств необходимо включить уже выше упомянутые механизмы возникновения таких государств. Подобные типологии несовершенны, но их отсутствие еще больше затруднило бы изучение феномена непризнанных государств.

 

Проблема международно-правового  статуса непризнанных государств

Под международно-правовым статусом в теории международного права принято понимать односторонний добровольный акт государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права. В первой статье конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г. говорится, что государство является субъектом международного права при наличии следующих критериев: а) постоянное население; б) определенная территория; в) правительство; г) способность вступать в отношения с другими государствами. В международном праве существуют две теории признания государства как субъекта международного права: конститутивная и декларативная.

Конститутивная  теория заключается в том, что государство лишь тогда определяется как субъект международного права, когда оно признается другими государствами в качестве такового.

Только признание придает адресату признания соответствующее качество: государству – международную правосубъектность, правительству – способность представлять субъект международного права в межгосударственных отношениях. Признание обладает правообразующим значением: только оно конституирует (создает) новых субъектов международного права. Без признания со стороны группы ведущих государств новое государство не может считаться субъектом международного права.

Декларативная теория заключается в том, что государство признается таковым уже в силу факта своего существования, и в этом прослеживается определенная логика: факт признания или непризнания государства не может отменить факта его существования. Признание не сообщает адресату соответствующего качества, а лишь констатирует его появление и служит средством, облегчающим осуществление с ним контактов. Иными словами, признание носит декларативный характер и направлено на установление стабильных, постоянных международных правоотношений между субъектами международного права. То есть признание лишь констатирует появление государства, при этом неважно, сколько стран признали его[11].

 Выделяют также две формы  официального признания: де-факто и де-юре.

  • Признание де-факто характеризуется как неполное, оно выражает неуверенность в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно. Оно в принципе может повлечь за собой установление консульских отношений, оно предполагает развитие различных видов сотрудничества с этим государством, но не носит обязательный характер, в то время как признание де-юре является полным и окончательным. Оно обязательно влечет за собой установление дипломатических отношений. В любом случае считается, что установление дипломатических отношений означает признание де-юре [12].
  • Признание де-юре – полное и окончательное. Оно предполагает установление между субъектами международного права международных  отношений в полном объеме и сопровождается, как правило, заявлением об официальном признании и установлении дипломатических отношений. 

На  современном этапе развития международного права следует отметить, что институт признания не кодифицирован: его  образует группа международно-правовых норм (главным образом обычных), которые  регулируют все стадии признания  новых государств и правительств, включая юридические последствия  признания. В международных договорах  содержатся лишь отдельные нормы  о признании [13].

Факт непризнания того или иного государственного образования  не исключает его автоматически  из системы международных отношений: существует относительно успешное развитие фактических отношений мирового сообщества и отдельных стран  с непризнанными государствами  в различных сферах международного сотрудничества. В качестве примеров можно привести межпарламентское сотрудничество, международное сотрудничество в сфере образования, в сфере экономической интеграции, производственной кооперации и т.д. Все эти виды сотрудничества основываются на определенных нормативно-правовых актах – договорах, соглашениях, указах, распоряжениях. Таким образом, правовая основа взаимодействия непризнанных государств с мировым сообществом и между собой формируется стихийно. В этой связи, по мнению экспертов, целесообразно теорию признания «непризнанных» государств рассматривать не в качестве двухзвенной – «де-факто» и «де-юре», которая существует в современной системе международных отношений, а в качестве трехзвенной – «де-факто», «де-юре» и дипломатическое признание. Принципиальным в данном контексте является тот содержательный момент, что признание «де-юре» и дипломатическое признание разделяются. Признание «де-юре» означает, что государство, которое является членом ООН, рассматривает свои отношения с государством, которое не является членом ООН, как с признанным, во всей возможной совокупности правовых отношений на двусторонней основе, не открывая в тоже время официального дипломатического представительства. Такая ситуация, кстати, имеет прецеденты в мировой практике. Например, США в одностороннем порядке признали Тайвань и узаконили с ним отношения специальным законом «О защите демократии».

Организации, созданные  непризнанными государствами.

Для представительства сообществ, не имеющих национальной государственности, существует созданная в 1991 г. Организация Непредставленных Народов и Наций (ОННН или UNPO), в работе которой принимают участие представители Абхазии, Гагаузии, Ингушетии, Чечни, Чувашии, Якутии, крымских татар, ассирийцев, косовских албанцев и др. — что, по замыслу, призвано удержать их от создания собственной государственности.

Также в 1992 году было образовано Содружество непризнанных государств (Союз непризнанных государств, СНГ-2) — объединение непризнанных государств на постсоветской территории   Приднестровской Молдавской Республики и Южной Осетии (Блок СНГ-2) [14].

Объединяет участников этого содружества  то, что все они возникли во время  распада СССР и сопровождавших его  острых межэтнических конфликтов. Несмотря на отсутствие членства в ООН, члены содружества продолжают существовать уже на протяжении довольно длительного времени. Все они имеют такие атрибуты независимой государственности, как собственные  конституции,   правительства, вооруженные силы, органы госбезопасности, таможенные и пограничные службы. Политические и экономические структуры непризнанных государств более или менее приспособились к существованию в условиях «ни мира, ни войны, ни международного признания», хотя процесс восстановления разрушенной экономики в условиях фактической изоляции от внешнего мира продвигается очень медленно.

Изначально в СНГ-2 входили помимо Приднестровья, Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха ещё самопровозглашенные Республика Сербская, образованная в Боснии и Герцеговине, и Сербская Краина, существовавшая на территории Хорватии.

Республика Сербская Краина была присоединена к Хорватии в результате операции «Буря» летом 1995 года и прекратила своё существование. Республика Сербская в результате Дейтонских соглашений (ноябрь 1995 года) получила статус государственного образования в составе Боснии и Герцеговины. Тогда же Республика Сербская автоматически прекратила свое членство в Союзе непризнанных государств. Союз вновь начал действовать в 2000 году, но уже в усеченном составе.

 

Заключение

Интерпретация понятия «непризнанное государство» как научной категории является актуальной методологической проблемой современной политической науки. Проблема непризнанных государств недостаточно изучена, и сегодня по-прежнему не существует каких-либо наиболее рациональных способов разрешения данной проблемы. Основной уклон должен быть сделан на разрешение противоречия между правом народа на самоопределение и принципом территориальной целостности.

Информация о работе Феномен непризнанных государств и проблема их международно правового статуса