Феномен непризнанных государств и проблема их международно правового статуса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:32, доклад

Краткое описание

Проблема непризнанных государственных образований и их влияния на развитие мирового политического процесса стала одним из важнейших направлений современной политической и правовой мысли. На политической карте мира за последние 100 лет существовали или существуют до сих пор более ста непризнанных государств, которые были провозглашены на территории почти 60 стран. Сегодня остро стоит вопрос о праве этносов на самоопределение и в то же время территориальной целостности государств.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………………………… 3
2. Определение понятия «непризнанные государства» …………………………………………………4
3. История возникновения непризнанных государств……………………………………………….......5
4. Механизмы возникновения непризнанных государств……………………………………………. ...8
5. Классификация непризнанных государств………………………………………………………........ 9
6. Проблема международно-правового статуса непризнанных государств……………………..........10
7. Организация, созданная непризнанными государствами ………………………………………….. 12
8. Заключение……………………………………………………………………………………………..13
9. Список использованной литературы………………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

РАБОТА.docx

— 578.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 Московский государственный университет

имени М.В  Ломоносова

 

Высшая школа государственного аудита


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Феномен  непризнанных государств и проблема их международно-правового статуса».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва

2013

Содержание:

  1. Введение………………………………………………………………………………………………… 3
  2. Определение понятия «непризнанные государства» …………………………………………………4
  3. История возникновения непризнанных государств……………………………………………….......5
  4. Механизмы возникновения непризнанных государств……………………………………………. ...8
  5. Классификация непризнанных государств………………………………………………………........ 9
  6. Проблема международно-правового статуса непризнанных государств……………………..........10
  7. Организация, созданная непризнанными государствами ………………………………………….. 12
  8. Заключение……………………………………………………………………………………………..13
  9. Список использованной литературы………………………………………………………………….14
  10. Приложение………………………………………………………………………………………….....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Феномен непризнанных государств и проблема их международно-правового  статуса

Шаповалов Кирилл Александрович

Российская Федерация, г. Москва, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова,

Высшая школа государственного аудита, 1-ый курс, группа №102

 

Введение

 

Проблема непризнанных государственных образований и  их влияния на развитие мирового политического  процесса стала одним из важнейших  направлений современной политической и правовой мысли. На политической карте мира за последние 100 лет существовали или существуют до сих пор более ста непризнанных государств, которые были провозглашены на территории почти 60 стран. Сегодня остро стоит вопрос о праве этносов на самоопределение и в то же время территориальной целостности государств.

Говоря о данной проблеме, нужно отметить, что она слабо изучена компетентными учеными, лишь совсем недавно появились работы Андрея Большакова (доктора политических наук, доцента КФУ): «Непризнанные государства Европейской периферии и пограничья» и «Непризнанные государства постсоветского пространства в системе российскийх национальных интересов» и доктора политических наук Игоря Зевелёва «Соотечественники в российской политике на постсоветском пространстве». Также ряд работ, связанных с изучением феномена непризнанных государств принадлежит российскому политологу Маркедонову С. М. и доктору юридических наук, специалисту в области международного и частного права Вельяминову Г.М.

Определение понятия «непризнанные государства»

Само понятие «непризнанное  государство» условно и может  использоваться в научном плане  лишь с определенными допущениями. На сегодняшний день не только не разработано  единого однозначного определения  «непризнанных государств», но и  вообще количество возможных определений  ничтожно мало. Среди возможных определений можно выделить определение А.Большакова: «Непризнанным может быть названо государственное образование, лишённое международной правосубъектности, но обладающее всеми другими признаками государственности» [1].

А также можно выделить определение С.А. Осиповой, (доцента, канд. полит. наук Приднестровского гос. университета им. Т.Г. Шевченко) «Непризнанные государства» – общее название мировых геополитических образований, которые, обладая всеми признаками государственности (население, контроль над территорией, система права и управления, фактический суверенитет), в то же время не имеют полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут де-юре выступать в качестве субъекта международных отношений[2].

Некоторые исследователи для обозначения непризнанных государств используют понятие «квазигосударство». Однако следует отметить, что обозначенный подход применительно к непризнанным государствам не верен по определению. Термин «квазигосударство» был введен в политическую науку для обозначения государствоподобных образований как особого вида субъектов

международного  права, обладающих некоторыми признаками (чертами) государств, но не являющихся

таковыми в общепринятом смысле [2]. Большинство же непризнанных государств обладают всеми основными признаками государства, например, Абхазия или Нагорный Карабах имеют свою армию, свое правительство, налоги, право и т.д. и к ним нельзя применить понятие «квазигосударство».

Кроме того, нужно отметить, что в последнее время в  мире появился феномен «частично  признанных государств», т.е. признанных хотя бы одной из стран – членов ООН. Их появление связано с практикой  использования некоторыми членами  мирового сообщества «двойных стандартов»  в решении проблемы непризнанных государств. «Опасность» этой проблемы – это противоречия между двумя  основополагающими принципами международного права: «территориальной целостностью государства» и «правом народа на самоопределение». И в настоящее  время некоторые суверенные государства  «злоупотребляют» этими принципами с целью решения собственных  политических и экономических задач.

   Можно согласиться с мнением И.М. Бусыгиной, что непризнанные государства воплощают пребывание территории на переходной стадии формирования государственности. Непризнанные государства могут стать полноценными независимыми государствами – например Эритрея, отколовшаяся в 1993 г. от Эфиопии. Они могут быть поглощены страной, от которой пытались отделиться, побывав определенное время в статусе де-факто независимости (например, Аджария Грузией). Но они могут весьма долго сохранять свой переходный статус, как это имеет место в случае с Турецкой Республикой Северного Кипра, образованной в 1983 г. В Западной Европе классическим (и практически единственным) примером успешной сецессии, а затем ирреденты считается регион Саарланд, сначала отделившийся от этнически близкой Германии, а затем воссоединившийся с ней [3].

Непризнанность государства международным  сообществом негативным образом  сказывается на его правовом статусе  и операционных возможностях. Подобное государство не способно к активной экономической деятельности, не может  заключать торговые контракты и  осуществлять многосторонние инвестиционные и инфраструктурные проекты. Непризнанное государство рассчитывает только на гуманитарную помощь международного сообщества, социальные и культурные проекты, сотрудничество с различными странами и регионами  находится в зачаточном состоянии. Поэтому от политико-правового признания  какой-либо территории напрямую зависит  ее существование и развитие. 

 

История возникновения непризнанных государств

Первый импульс к возникновению непризнанных государств был связан с борьбой поднимающегося «третьего сословия» против феодальной системы и феодальной государственности. Так сложился союз кантонов, принявший впоследствии форму Швейцарской Конфедерации (1291-1798; 1815-1848), что являлось безусловным разрывом с доминировавшей в ту эпоху абсолютистской моделью государственности, опирающейся на соответствующую концепцию государственного суверенитета. Швейцарская модель «союза кантонов», предвосхищающая утвердившиеся гораздо позднее концепции «народного суверенитета» и «общественного договора», была разрывом со всем предшествующим опытом и поэтому оказалась вне закона с точки зрения средневековых легистов.

Эпоха Просвещения и буржуазных революций привела к торжеству провозглашенного Ж.-Ж.Руссо принципа «одна нация — одно государство», который имел ярко выраженную унитаристскую интерпретацию и не предполагал выделения в составе нации каких-либо корпоративных, территориальных либо этнических общностей. Последнее было связано с тем, что «коллективная воля» объединенного народа (главного субъекта политики с точки зрения Руссо) полагалась единой и неделимой, воплощаясь в рамках «единой и нераздельной республики». Нация понималась в данном случае не как тип этнической общности, а как сообщество граждан. При этом «гражданский статус» не распространялся ведущими европейскими державами на народы «колонизируемых» и «нецивилизованных» стран — что, очевидно, не позволяло им претендовать на легальную форму государственности, превращая их в «партизан».

Вторая мировая война  стимулировала сопротивление многих национальных движений нацистской оккупации  и создала почву для появления целого ряда непризнанных с точки зрения гитлеровского «нового порядка» квазигосударственных образований (например, партизанской квазиреспублики, распространившей свои действия на многие районы Белоруссии и Украины). Можно вспомнить и обратный пример — созданный нацистами на части территории Франции марионеточный режим Виши (с целью сохранения под собственным контролем французских колоний). Наиболее же последовательно модель непризнанного государства была реализована в оккупированной Польше — в лице т.н. «внутреннего государства», созданного поляками, не желавшими подчиняться нацистской оккупации и сотрудничать с оккупационным режимом, и существовавшего в течение 1939-1945 гг.

Антиколониальные движения первой половины ХХ в. придали принципу «один народ — одно государство» этнический смысл, выступая от имени угнетенных народов, что бросало вызов доминировавшей на тот момент концепции международного права, не рассматривающей колонизированные народы в качестве потенциального субъекта международно-правовых отношений.

В то же время, в развитие импульса, порожденного антиколониальными движениями 50-60-х гг., у целого ряда народов «Третьего мира» проявилось стремление к созданию собственной «этнической» государственности. Приверженцы данного подхода пытались объявить источником государственного суверенитета и субъектом государственного самоопределения не нацию как совокупность граждан, а определенную этническую общность, реализующую свои права на «исторической территории». Выражением данной тенденции в 60-е-80-е гг. прошлого века стал этнический сепаратизм (баскский, курдский, ирландский в Ольстере, албанский в пределах Балканского региона и др.) с претензиями на независимость. Движения указанных народов за «национальную свободу» имели место и ранее, однако в обозначенный период они обрели новые политико-правовые основания [4].

В наше время появление  непризнанных государств происходило  в несколько этапов и было связано  с разного рода причинами:

1. Некоторые из существующих сегодня непризнанных государств появились до 1980-х годов прошлого века по разным причинам. В настоящее время таких государств 4: Китайская Республика Тайвань (с 1949 г.), Государство Палестина (формально по решению ООН – с 1947 г., декларация о независимости – 1988 г.), Сахарская Арабская Демократическая Республика (с 1976 г.) и Турецкая Республика Северного Кипра (с 1983 г.)

2. Новым этапом образования  современных непризнанных государств  можно считать рубеж 1990-х гг. – период распада социалистических  федераций – СССР и Югославии  (СФРЮ) и связанные с этим этнотерриториальные  конфликты (примеры – Республики  Абхазия, Южная Осетия, Нагорный  Карабах, Приднестровье; Чеченская  Республика Ичкерия (до 1999 г.); Сербская  Краина и Республика Сербская (до 1995 г.); и Республика Косово). Первоначально  международное сообщество провозгласило  приоритет принципа «нерушимости  границ», но впоследствии часть  стран отошла от этого него.

3. Также де-факто существующие  непризнанные государства возникли  в связи с начавшейся в 1988-м  году гражданской войной в  Сомали. В результате образовались 2 типа таких государств: Первые  объявили целью достижение независимости  (Сомалиленд, Нортленд, Джуббаленд), вторые  – заявили о создании «автономных  государств» с последующим вхождением  их в состав единой «Сомалийской  Федерации» (Пунтленд, Маахир, Галмудуг, Юго-Западное Сомали).

4. Отдельные самопровозглашённые  государства возникли в ходе  гражданских войн, и сейчас активно  применяют терракты и криминальную  «основу» для своего существования.  К ним можно было отнести  Тамил-Илам на Шри-Ланке, Вазиристан  в Пакистане, Государства Шан и Ва в Мьянме.

 Часто самопровозглашённые  государства прекращают своё  существование в результате военных  спецопераций – как Республика  Сербская Краина («погибшая» в  результате военной спецоперации  Хорватии в 1995 г.) или Чеченская  Республика Ичкерия (прекратившая  де-факто существование после второй чеченской войны 1999-2000 гг.) В настоящее время, как уже было отмечено, появились так называемые «частично признанные государства», то есть те, что не признаны мировым сообществом в целом, но признаны отдельными странами-членами ООН. И хотя случаи «выборочного» признания наблюдались и ранее (КР Тайвань, признаваемая 22 государствами-членами ООН и Ватиканом; САДР – Западная Сахара, признаваемая 48 государствами ООН и 12-ю, «заморозившими» признание странами; Государство Палестина, признаваемое в качестве независимого 111-ю странами-членами ООН, но не

имеющее возможность вступить в  ООН), наиболее хронологически близким  прецедентом в признании самопровозглашённых  государств можно считать признание  Турцией в 1983 г. Северного Кипра, а современным же новейшим прецедентом  – признание рядом стран Республики Косово с 17 февраля 2008 г. С 17 февраля 2008 года Республику Косово признали 70 государств, а с 26 августа Республики Абхазию  и Южную Осетию признали Россия, Никарагуа, Венесуэла и Науру. Подобные процессы «частичного признания» продолжаются и по сей день [5].

Понимая нереализуемость  подхода «один народ — одно государство» в условиях смешанного состава населения большинства стран, а также реальную неспособность многих этнических общностей к самостоятельному государственному существованию, международное сообщество в лице ООН и ряда других организаций попыталось создать правовые ограничения на пути этнического сепаратизма. Признавая право наций и народов на самоопределение, ведущие международные институты в принципе выступают против реализации его в форме отделения, дабы не поощрять сепаратистские устремления. Это в свое время подтвердил бывший генсек ООН Бутрос Гали, во время своего визита в Россию в 1995 г.

Информация о работе Феномен непризнанных государств и проблема их международно правового статуса