Федеративное устройство Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 23:29, реферат

Краткое описание

Под государственным (национально-государственным) устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также с центральными органами власти.

Вложенные файлы: 1 файл

Федеративное устройство Российского государства.docx

— 31.84 Кб (Скачать файл)

Конституция устанавливает, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть измене­ны с их взаимного согласия (ст.67 п.З Конституции РФ). Порядок изменения внешних границ России опре­деляется Законом "О Государственной границе Россий­ской Федерации".

2. В Российской Федерации  установлено федеральное гражданство,  которое, согласно ст.6 Конституции  РФ, приобретается и прекращается  в соответствии с феде­ральным законом, является единым и равным независи­мо от оснований его приобретения.

Наличие федерального гражданства  сочетается в Российской Федерации  с гражданством республик, вхо­дящих в состав Федерации. Конституционный принцип единства гражданства означает, что утрата федерального гражданства влечет за собой утрату гражданства респу­бликанского.

3. Российская Федерация  как суверенное государ­ство имеет свою Конституцию и законодательство. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 г. путем ре­ферендума. Она имеет высшую юридическую силу, пря­мое действие и применяется на всей территории Россий­ской Федерации. Законы и иные правовые акты, при­нимаемые в Российской Федерации, не должны проти­воречить Конституции Российской Федерации.

Согласно ст. 71 Конституции  РФ принятие и изме­нение Конституции Российской Федерации, контроль за ее соблюдением входят в предмет ведения Российской Федерации.

Суверенный характер Российской Федерации обус­ловливает верховенство и действие на всей территории Федерации не только Конституции, но и всех иных нор­мативных федеральных актов по вопросам исключительной компетенции Российской Федерации и полномочиям совместного ведения Федерации и субъектов.

Верховенство федерального законодательства обес­печивается конституционным положением о том, что "законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить феде­ральным законам" (ст. 76 п. 5 Конституции РФ).

4. Наличие системы фе­деральных органов государственной власти. В содержа­ние основ конституционного строя входит норма, уста­навливающая, что "государственную власть в Россий­ской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Фе­дерации, суды Российской Федерации" (ст. 11 Конститу­ции РФ).

В целях обеспечения единства системы органов ис­полнительной  власти федеральные органы исполнитель­ной  власти для осуществления своих  полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать  со­ответствующих должностных лиц (ст. 76 п.1 Конститу­ции РФ).

5. Наличие единых Воору­женных Сил, единой системы обеспечения обороны и безопасности государства. Для осуществления обороны с применением средств вооруженной борьбы в Россий­ской Федерации созданы Вооруженные Силы и устано­влена воинская обязанность граждан Российской Феде­рации.

Вооруженные Силы комплектуются  как в добро­вольном порядке, так и по призыву по экстерриториаль­ному принципу,что обусловлено их единым общефедера­тивным характером. Верховным Главнокомандующим ВС, согласно Конституции РФ, является Президент Рос­сийской Федерации. К обороне с применением средств вооруженной борьбы могут, согласно Закону об обороне, привлекаться пограничные войска, внутренние войска, войска федеральной службы безопасности, войска феде­ральной правительственной связи, железнодорожные войска и др. Перечень этих войск является исчерпы­вающим. Закон запрещает существование и создание в Российской Федерации иных воинских формирований. Отсюда вытекает невозможность создания вооруженных формирований в субъектах Федерации.

Общефедеральный характер оборонной  деятель­ности и строительства Вооруженных Сил обусловливает законодательное регулирование этой сферы федераль­ным законодательством.

6. Российская Федерация  имеет свою государственную федеральную  собст­венность, денежную и кредитную систему, единое эко­номическое пространство.

В собственности Российской Федерации находятся земельные  участки, природные ресурсы. Федеральной  собственностью является имущество  Вооруженных Сил, пограничных и  внутренних войск, железнодорожных  и иных войск, объекты и имущество  органов государ­ственной власти Российской Федерации.

В Российской Федерации существует единое рубле­вое пространство, денежной единицей в России является рубль. Согласно Конституции РФ денежная эмиссия осу­ществляется исключительно Центральным банком Рос­сийской Федерации.

7. Российская Федерация  обладает международной правосубъектностъю. Со­гласно ст. 79 Конституции РФ, "Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет огра­ничения прав и свобод человека и гражданина и не про­тиворечит основам конституционного строя Российской Федерации".

Россия заключает международные  и межгосудар­ственные договоры и соглашения с иностранными госу­дарствами. Только Федерация об­ладает правом решения вопросов войны и мира. Россий­ская Федерация определяет единую внешнюю политику, координирует внешнеполитический курс республик в составе России.

8. Наличие государ­ственного языка. В соответствии со ст. 6 8 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Как отме­чается в Законе РФ "О языках народов РСФСР" от 25 октября 1991 г., статус государственного на всей терри­тории России в соответствии со сложившимися историко-культурными традициями имеет русский язык как основное средство межнационального общения народов Российской Федерации.

9. Россия имеет свои  государственные символы - флаг, герб, гимн и столицу. Описание  и порядок использования символов  устанавливаются федеральным кон­ституционным законом (ст. 70 Конституции РФ).

Предметы ведения Российской Федерации

Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью  установленных конституцией и другими  законодатель­ными актами полномочий этих органов.

Предмет ведения Российской Федерации определяется Конституцией РФ 1993 года и Федеративным договором.

По содержанию регулируемых вопросов Конституция РФ делит предметы ведения Российской Федерации на две группы:

1) исключительные предметы  ведения и полномо­чия Российской Федерации (ст.71);

2) совместные предметы  ведения и полномочия Российской  Федерации и ее субъектов (ст.72).

Дополнительно гарантируя равноправие  субъектов Федерации, статья 72 п.2 Конституции  РФ устанавли­вает, что данные положения в равной мере распростра­няются на республики, края, области, города федераль­ного значения, автономную область, автономные города.

 

Установленный Конституцией РФ, Федеративным договором и другими  федеральными законами объем полномочий Федерации может корректироваться догово­рами и соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.

Конституция РФ и Федеративный договор пред­усматривают возможность взаимного делегирования, передачи части своих полномочий органам исполнитель­ной власти Российской Федерации и ее субъектов.

 

3. Конституционно-правовой  статус субъектов Российской  Федерации

 

Субъектами Российской Федерации  являются рес­публики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономная область и авто­номные округа.

Рассмотрим основы конституционно-правового  ста­туса субъектов Российской Федерации.

1. Республика

Республика в составе  Российской Федерации - это демократическое  унитарное правовое государство, яв­ляющееся субъектом Федерации и строящее отношения с Российской Федерацией на основе Конституции РФ, Федеративного договора и двусторонних договоров и со­глашений.

Статья 65 Конституции РФ закрепляет, что в сос­тав Российской Федерации входит 21 республика: Рес­публика Адыгея (Адыгея); Республика Алтай; Респуб­лика Башкортостан; Республика Бурятия; Республика Дагестан; Ингушская Республика; Кабардино-Балкарс­кая Республика; Республика Калмыкия; Карачаево-Чер­кесская Республика; Республика Карелия; Республика Коми; Республика Марий Эл; Республика Мордовия;

Республика Саха (Якутия); Республика Северная Осе­тия; Республика Татарстан (Татарстан); Республика Тыва; Удмуртская Республика; Республика Хакасия; Че­ченская Республика; Чувашская Республика - Чаваш Республики.

Эти республики значительно  отличаются друг от друга размерами  территории, количеством и плотностью населения, уровнем экономического развития и т.д. Вместе с тем каждая республика имеет государственно-правовые признаки, определяющие ее конституционно-правовой статус как государства в составе  Российской Федерации.

1. Республики имеют свою  территорию и обладают территориальным  верховенством. Территория является  пространственным пределом распространения  государ­ственной власти республики. Она принадлежит народу республики вместе с природными ресурсами. Республи­ка обеспечивает свою территориальную целостность. Границы между республиками могут быть изменены только с их взаимного согласия. Без согласия республи­ки не может быть изменена Государственная граница Российской Федерации, если она проходит по террито­рии данной республики.

2. Каждая республика имеет  свое гражданство. Оно установлено  Законом РФ "О гражданстве"  от 28 но­ября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 17 ию­ня 1993 г., где закреплено, что наряду с гражданством Российской Федерации существует гражданство респу­блик в ее составе.

Республики вправе принимать  свои законы о граж­данстве, в большинстве которых закреплен принцип еди­нства республиканского и федеративного гражданства.

3. Республики имеют свои  конституции и законо­дательные системы. Республика самостоятельно разра­батывает и принимает конституцию путем референдума или высшим представительным законодательным орга­ном. Федеративный характер России обусловливает не­обходимость соответствия конституций и законов респу­блик Конституции Российской Федерации и федераль­ным законам (ст. 72 Конституции РФ).

Каждая республика наделена правом федеральной законодательной  инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации (ст. 104 Конституции  РФ). Законы и иные правовые акты республик  не могут противоречить федеральным  законам, принятым по предметам ведения  Федерации и совместного ведения. В случае противоречия действует  федеральный закон.

Республика наделена правом обращения в Консти­туционный Суд Российской Федерации в случаях нару­шения федеральными властями полномочий республи­ки. В свою очередь. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает вопросы о конституционности актов республики, договоров ее с другими субъектами Федерации

4. Каждая республика в  составе Российской Феде­рации  самостоятельно определяет и  формирует систему республиканских  высших органов законодательной,  ис­полнительной и судебной власти. Согласно ст.77 Конс­титуции РФ эта система должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и об­щим принципам организации представительных и ис­полнительных органов государственной власти, устано­вленных федеральным законом.

В пределах ведения Федерации, совместного веде­ния Федерации и республики федеральные органы ис­полнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной вла­сти в Российской Федерации (ст. 77 п.2 Конституции РФ).

 

Высшими органами законодательной  власти явля­ются парламенты, избираемые народом республики.

Во многих республиках  введен институт президента как главы  государства. Возглавляют систему  органов исполнительной власти правительства  республик.

В системе органов судебной власти многие респу­блики образовали органы конституционного контроля - Конституционные суды республик (уставные суды и т.п.)

Статья 78 Конституции РФ устанавливает  возмож­ность создания на территории республики органов феде­ральной исполнительной власти с назначением соответ­ствующих должностных лиц, а также возможность вза­имного делегирования полномочий между органами фе­деральной исполнительной власти и органами исполни­тельной власти республик.

Следует также отметить, что  республики имеют прямое представительство  в Федеральном Собрании. В Совет Федерации входят по два представителя от каждой республики: по одному от представительного и исполни­тельного органов государственной власти.

5. Республики как государства  имеют элементы международной  правосубъектности: могут быть самостоятельными участниками международных отно­шений. Республики за­ключают международные договоры и соглашения, имеют зарубежные представительства, могут быть чле­нами региональных международных организаций.

6. Республика имеет такой  важный элемент госу­дарственности, как официальный государственный язык. Наряду с русским языком каждая республика консти­туционно устанавливает свой государственный язык. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на сохранение и развитие.

7. Каждая республика имеет  свои государственные символы.- Государственный  герб, флаг, гимн и столицу. Их  изображение, описание, статус закреплены  в консти­туциях и иных актах, выражают самобытность и исто­рические традиции народов республики.

Предметы ведения и  полномочия республик в со­ставе Российской Федерации установлены  в Конститу­ции РФ, Федеративном договоре, федеральных законах, конституциях и законах республик.

2. Края, области, города  федерального значения

Края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург  являются государственно-территориальными образованиями. Конституция РФ 1993 года впервые признала их равноправными  субъек­тами Российской Федерации (ст. 5). В настоящее время в составе России имеется 6 краев, 49 областей и 2 города федерального значения.

Информация о работе Федеративное устройство Российского государства