Федеративное устройство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 01:58, курсовая работа

Краткое описание

Под государственным устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.
Известны три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Федерация - союз, объединение; договор или соглашение между лицами или между государствами, лига. Это определение используется не только для характеристики государств, но и в других целях (федерация свободных профсоюзов, шахматная федерация и так далее). По мнению Р.Г.Абдулатипова и Л.Ф.Болтенковой, федерализм - это принцип государственного устройства, принцип, означающий признание и конституционное закрепление федеративного характера государственности, основанное на договоре разделение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий; наличие права у субъектов федерации заключать соглашения любого (не политического) характера; возможность в судебном порядке решать спорные вопросы между Федерацией и ее субъектами и так далее. С точки зрения Г.В.Атаманчука, федерализм – это конституционно установленная   форма  государственного устройства, при которой составные части единого государства обладают большим объемом самостоятельных полномочий по государственному управлению в различных сферах общественной жизни; конституционный принцип разделения государственной власти, принадлежащей народу, при котором каждый уровень  государственной структуры, имеет строго определенный, взаимосвязанный и ограничивающий друг друга объем властных полномочий; конституционно согласованная составная часть механизма общественного самоуправления; конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина.

Шахрай С.М. считает, что федерализм - принцип организации государственной власти, форма государственного устройства, которая ни в единой стране не оставалась чем-то однозначным, раз и навсегда данным. Саликов М.С. определяет федерализм как гармоническую концепцию взаимодействия различных уровней публичного властвования, функционирующую на основе взаимно согласованных правил, для достижения целей, стоящих перед данным обществом, и при использовании способов и методов, свойственных достигнутому им уровню цивилизованного порядка, а федерация представляет собой систему территориально-политического устройства того или иного государства, базирующаяся на сугубо определенных конституционно-правовых основах

Туманов В.А., В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и другие полагают, что федерация - государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования.

По мнению Б.С.Крылова, «федерация - одна из форм государственного устройства, в соответствии с которой суверенное государство образовано государствами-членами. Итак, можно считать, что федерализм - система взглядов, учений, концепций, теорий на становление и развитие одной из форм государственно-территориального государства. Федерализация - цель и метод, процесс образования и дальнейшего развития государства в рамках определенной модели федерации, а федерация - одна из форм государственного устройства.

Вопрос о федерации  как форме государственно-территориального устройства до сих пор не опреден. Существует большой разброс мнений о том, что лучше: симметричная или асимметричная; территориальная, или национальная, или национально-территориальная, взятые в известной пропорции; конституционная, или договорная, или конституционно-договорная федерация.

Все эти варианты имеют право на существование, так как федеративные государства многообразны, но теоретически более привлекательна и практически более надежна классическая федерация: территориальная, симметричная, конституционная.

Таким образом, тема курсовой работы «Федеративное устройство Российской Федерации» остается актуальной и требующей дополнительных исследований.

Цель курсовой работы – изучение и анализ федеративного устройства Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить научную и учебную литературу по курсу конституционного права в части федеративного устройства Российской Федерации;
  2. Понять и определить принципы федеративного устройства РФ;
  3. Определить правовой статус субъектов РФ.

1 Конституционные  основы федеративного устройства  России

 

1.1 Понятие, сущность  и принципы национально-государственного  устройства России

 

Под государственным устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.

Известны три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Унитарное - это единое, цельное  государственное образование, состоящее  из административно-территориальных  единиц, не обладающих политической самостоятельностью. В унитарном государстве существует единая система органов власти, органы административно-территориальных единиц подчиняются центральным органам. У унитарного государства единая территория, единое гражданство, бюджет и так далее. Административно-территориальные единицы, как составные части унитарного государства, суверенитетом не обладают. В некоторых унитарных государствах имеются национальные автономные образования, которые также не являются суверенными.

Федерация представляет собой  добровольное объединение государств, обладающих определенной самостоятельностью, в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектов федерации: территории, гражданства, конституции, государственных органов, бюджета и так далее.

Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.

Подавляющее большинство существующих в мире федеративных государств не является средством решения национального вопроса.1

Национально-государственное  устройство России представляет закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения в той или иной форме государственности. В настоящее время Российская Федерация представляет собой сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе находятся. 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа - всего 83 субъекта федерации [12, С. 50].

Общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992 года. Конституция РФ 1993 года по существу подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, ст. 1 второго раздела российской Конституции устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - действуют положения Конституции России [1, С. 18].

Основными принципами федеративного национально-государственного устройства Российской Федерации являются:

1. Добровольность  объединения наций и народностей  в федеративное государство. Данный  принцип построения Российского  государства формировался исторически, начиная с IX века. Создание России знает случаи насильственного присоединения завоеванных народов, однако большинство наций и народностей вошли в Российское государство добровольно на договорной основе.

2. Суверенность  и равноправие наций. Сущность этого принципа состоит в признании суверенного права всех наций и народностей на свободное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации принимает свою Конституцию, «исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов».

В статье 5 Конституции  РФ среди принципов, лежащих в  основе федеративного устройства, содержится также принцип равноправия и  самоопределения народов в Российской Федерации. Равноправие наций вытекает из закрепленного в Конституции РФ равенства граждан независимо от расы, национальности и языка, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ, устанавливающей прямой запрет на любые формы ограничения прав граждан по данным признакам.

Суверенность  и равноправие наций как принцип  федеративного устройства Российской Федерации закрепляется также в  Преамбулах документов, составляющих Федеративный договор, где подчеркивается, что, заключая его, представители субъектов  федерации реализуют «приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также прав народов на самоопределение».

3. Федерализм  в сочетании с унитаризмом  и автономией. Российская Федерация - исторически сложившееся федеративное государство, обладающее всеми признаками федерации: наличие федеративной территории и территории субъектов; федеративного гражданства и гражданства республик, входящих в федерацию; общефедеративной конституции и конституций республик и так далее. Вместе с тем, Российская Федерация имеет своими субъектами не только государства, но и автономные образования, а также административно-территориальные единицы.

Унитаризм в  национально-государственном устройстве Российской Федерации проявляется  в том, что суверенные республики, входящие в состав России, являются унитарными государствами, имеющими свою территорию, гражданство, конституцию и другие признаки государственности.

Многонациональный характер населения России определил исторически существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов. Автономия - это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления определяются государственной властью федерации.

  1. Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов федерации. В современном национально-государственном устройстве России в силу исторических обстоятельств нашли свое воплощение оба эти принципа. Сущность национально-территориального принципа построения форм национальной государственности субъектов федерации состоит в том, что они создаются на базе территорий, отличающихся своеобразием национального состава населения, компактно проживающего на исторически сложившейся и экономически целостной территории.

5. Государственная  целостность Российской Федерации. Важнейшей правовой гарантией сохранения государственной целостности России является отсутствие права выхода субъектов из состава Российской Федерации. Кроме того, в Конституции РФ содержатся и другие нормы, гарантирующие единство и целостность России.

Статья 15 Конституции  РФ закрепляет верховенство и прямое действие федеральной Конституции на всей территории Российской Федерации, а также обязанность всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, чем обеспечивается территориальное  единство и целостность России. Принцип  государственной целостности обеспечивается и установлением русского языка в качестве государственного на всей территории Российской Федерации (ст. 68 Конституции РФ).

6. Разграничение  предметов ведения и полномочий  федерации и ее субъектов. Статья 5 Конституции РФ, закрепляя принципы  федеративного устройства Российской Федерации, предусматривает и принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Реализация этого принципа осуществляется с помощью закрепления в ст. 71 Конституции РФ предмета ведения Российской Федерации. В Конституции РФ четко определен также предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, эти субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

Конституция устанавливает  порядок правового регулирования  по предметам ведения и полномочиям. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. По предметам совместного ведения федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов федерации.

7. Равноправие  субъектов федерации. Данный принцип  вытекает из более общего принципа  национально-государственного устройства  Российской Федерации - суверенности  и равноправия наций. Необходимо отметить, что они не могут быть равноправны полностью ввиду существования различных форм государственности. Каждый из видов субъектов обладает различным кругом полномочий. Статья 5 Конституции РФ закрепляет: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны».2

 

1.2 Россия - суверенное федеративное государство

Информация о работе Федеративное устройство Российской Федерации