Федеральные суды и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:55, реферат

Краткое описание

В данной работе в общих чертах будет рассмотрена одна из составных частей судебной системы РФ – федеральные суды. Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, а в частности и суть федеральных судов, является Конституция РФ. Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст.125 – 127 Конституции РФ, которые в частности определяют статус высших федеральных судов.

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.docx

— 50.67 Кб (Скачать файл)

Важно отметить, что Конституционный  Суд РФ не вершит правосудия по конкретным гражданским или уголовным делам. У него другая задача. Он осуществляет принципиально иную функцию (полномочие) — конституционный контроль ( ст. 1 Закона о Конституционном Суде). Здесь нет обвиняемых, подсудимых и их защитников, нет истцов и ответчиков, их представителей, нет граждан (иностранцев или лиц без гражданства) или организаций, спорящих с физическими или юридическими лицами, конкретными государственными органами. Гражданин участвует в конституционном судопроизводстве в крайне ограниченных пределах. Он может оказаться лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде или ином правоохранительном органе, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ и ущемляющий его конституционные права и свободы.

 

 

 

3. Общая характеристика  Верховного Суда РФ

 

 

 

«Верховный Суд Российской Федерации, – говориться в ст. 126 Конституции РФ, – является высший судебным органом по гражданским, уголовным  и административным делам и иным делам, подсудным судам общей  юрисдикции, осуществляет в предусмотренных  федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельность и дает разъяснения по вопросам судебной практики».  
Другими словами, данный суд призван выполнять по меньшей мере три основные социальные функции, реализация которых определяет его роль и место в судебной системе Российской Федерации и системе других органов государственной власти. Задачи, которые призван решать Верховный Суд РФ, вытекают из его функций, к которым относятся:

1) рассматривает по первой  инстанции наиболее сложные и  важные уголовные и гражданские  дела, подведомственные судам общей  юрисдикции; 
          2) проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора; 
          3) дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ.

Указанные постановления  не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции.

4) обладает правом законодательной  инициативы, а также вправе обращаться  в Конституционный Суд РФ с  запросами о соответствии Конституции  РФ федеральных законов и иных  нормативно-правовых актов.

Каждая из этих функций  имеет конкретное содержание, выраженное в полномочиях Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ рассматривает  по первой инстанции: 
1) уголовные дела, указанные в ст. 452 УПК РФ (дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда), а также иные уголовные дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к его подсудности; 
2)гражданские дела о: 
а) оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; 
б) оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; 
в) оспаривании постановлений о прекращении полномочии судей; 
г) приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений; о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектом РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территориях двух и более субъектов РФ; 
д) оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии РФ и ее должностных лиц (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, а также на решения избирательных комиссий субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральным законодательством); 
е) по разрешению споров, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ; 
Верховный Суд РФ проверяет в кассационном порядке законность и обоснованность приговоров и иных судебных решений судов обшей юрисдикции (в т. ч. и военных) среднего звена. 
          Верховный Суд РФ проверяет в надзорном порядке законность и обоснованность      приговоров       и     иных судебных    решений   судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) основного и среднего звена, а также приговоров и иных судебных решений судебных коллегий Верховного Суда РФ. 
          Верховный Суд РФ осуществляет пересмотр определенных приговоров и иных судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Верховный Суд РФ — один из органов, который располагает  обширной информацией о том, как  действуют законы, в чем трудности  и недостатки их применения. Опираясь на такую информацию, он способен активно  содействовать законотворчеству, привлекая  внимание к пробелам и иным недостаткам  действующего законодательства. Влиять на содержание действующего законодательства ему дает возможность и предоставленное  ст. 125 Конституции РФ право обращаться в Конституционный Суд РФ с  запросами о соответствии конституционным  предписаниям федеральных законов  и иных нормативных актов.

Как ранее говорилось Верховный  Суд РФ, как часть системы федеральных  судов, включает в себя прежде всего, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городского федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды, а так же и военные суды, состоящие из гарнизонных военных судов, окружных (флотских) военных судов и Военной коллегии Верховного Суда РФ. Кратко рассмотрим компетенцию этих судов.

 

Районные суды

 

В подсистеме гражданских  судов общей юрисдикции районный суд* является основным звеном. Это  обусловлено прежде всего широкой его компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется. В связи с этим и принято считать его основным звеном гражданских судов общей юрисдикции: население обращается со своими проблемами, как правило, именно в этот суд, там оно и находит чаще всего необходимый ответ.

Суд этого уровня действует  в каждом районе или иной аналогичной  административно-территориальной единицы, а равно в городе, не имеющем  районного деления. В районе (городе) создается один суд, но возможно создание одного суда на район и город или  на район и города, расположенные  на территории данного района. Возможна организация межрайонных судов  с учетом объема работы и других факторов. Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Законом о судебной системе.

Судебный надзор за деятельностью  районных судов осуществляют суды среднего звена.

 Районные суды уполномочены  выполнять функции трех судебных  инстанций – первой инстанции,  второй (апелляционной) инстанции  и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость  вступивших в силу приговоров  и иных судебных решений в  случаях выявления новых или  вновь открывшихся обстоятельств.

Главным полномочием районного  суда является разбирательство гражданских, уголовных и дел об административных правонарушениях, подведомственных судам общей юрисдикции по первой инстанции, т.е., принятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам.

Полномочия второй (апеллляционной0 инстанции выполняются районными судами, которые получили возможность реально осуществлять контроль за законностью, обоснованностью и справедливостью приговоров и иных решений мировых судей, не вступивших и иногда – и вступивших в законную силу.

Функцию инстанции, проверяющей  законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу судебных решений с соблюдением, процедуры, установленной для случаев выявления  вновь открывшихся или новых  обстоятельств, районные суды выполняют  как по гражданским, так и по уголовным  делам. По гражданским делам, они соблюдая такую процедуру, проверяют свои собственные решения., а по уголовным – приговоры мировых судей.

Для характеристики полномочий районного суда важно иметь представление прежде всего о содержании выполняемой им работы в качестве суда первой инстанции при разбирательстве уголовных, граждански дел и дел об административных правонарушениях.

Более подробно компетенция  районного суда определяется ст. 34 Закона о судах общей юрисдикции в  Российской Федерации.

1. Районный суд рассматривает  все уголовные, гражданские и  административные дела в качестве  суда первой инстанции, за исключением  дел, отнесенных федеральными  законами к подсудности других  судов.

2. В случаях, установленных  федеральным законом, районный  суд рассматривает дела об  административных правонарушениях.

3. Районный суд вправе  обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

4. Районный суд рассматривает  апелляционные жалобы, представления  на решения мировых судей, действующих  на территории соответствующего  судебного района.

5. Районный суд в соответствии  с федеральным законом рассматривает  дела по новым или вновь  открывшимся обстоятельствам.

 

Суды среднего звена

 

Верховные суды республик, краевые  и областные суды, суды городского федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов занимают в системе общих (гражданских) судов положение судов  среднего звена.  Они являются непосредственно  вышестоящими для районных судов  и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ. Кратко рассмотрим компетенцию этих судов.

Суды среднего звена равнозначны  по компетенции и положению в судебной системе, имеют широкие права по рассмотрению уголовных и гражданских дел: они рассматривают дела в качестве судов первой, кассационной и надзорной инстанций.

В качестве суда первой инстанции  суды данного уровня рассматривают уголовные дела о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах и некоторых других тяжких и особо тяжких преступлениях, а также подсудные нижестоящим судам дела, в материалах которых содержатся сведения, содержащие государственную тайну.

Они проверяют законность и обоснованность постановлений  районных судов, в которых дается согласие на производство особо перечисленных  в законе следственных действий (контроль телефонных переговоров, обыск или  осмотр жилых помещений и д.р.).

В Качестве первой инстанции  рассматриваемые суды могут разбирать, как правило, те категории гражданских  дел, которые перечислены в ст. 26 ГПК.

Суды данного уровня, будучи вышестоящими по отношению к районным судам, уполномочены осуществлять в  кассационном порядке проверку законности и обоснованности вынесенных этими  судами приговоров и иных судебных решений.

Они обладают полномочием  не только отменить или изменить ошибочное  решение районного суда по гражданскому делу, но и принять новое решение по существу любого вопроса, составляющего предмет спора, если обстоятельства, имеющие значение для дела признаны установленными судом среднего звена на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств.

Значительный объем работы судов среднего уровня составляет рассмотрение жалоб на решения по делам об административных правонарушениях. Проверка гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях в кассационном порядке имеет важное значение, так как позволяет предупреждать вступление в силу незаконных и необоснованных решений, приговоров, определений и постановлений, исправлять судебные и следственные ошибки, способствовать тому, чтобы такие ошибки больше не повторялись, а тем самым обеспечивает осуществление целей и задач правосудия.

В качестве надзорной инстанции  краевой, областной и приравненный к нему суд уполномочен проверять  законность и обоснованность приговоров и других решений районных судов, а также своих кассационных определений, которые вступили в законную силу. Эта функция тоже призвана способствовать не только исправлению ошибок по конкретным делам, но и надлежащему направлению  судебной практики в пределах края, области и т.п.

Суды этого уровня вправе также проверять законность и  обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений  с соблюдением процедуры, установленной  для случаев выявления новых  и вновь открывшимся обстоятельств. Обычно в этом порядке эти суды проверяют свои "собственные" решения по гражданским делам, а  также приговоры по уголовным  делам нижестоящих судов.

 

Военные суды

 

У современных российских военных и гражданских судов  много общего. Подобно всем правоохранительным органам и иным судам, в соответствии со ст. 1 Закона о безопасности, военные суды призваны участвовать в охране личности — ее прав и свобод, общества— его материальных и духовных ценностей, а также государства — его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Информация о работе Федеральные суды и их классификация