Федеральные суды и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 10:55, реферат

Краткое описание

В данной работе в общих чертах будет рассмотрена одна из составных частей судебной системы РФ – федеральные суды. Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, а в частности и суть федеральных судов, является Конституция РФ. Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст.125 – 127 Конституции РФ, которые в частности определяют статус высших федеральных судов.

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.docx

— 50.67 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СУДЫ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ

 

В данной работе в общих  чертах будет рассмотрена одна из составных частей судебной системы  РФ – федеральные суды. Под судебной системой принято понимать совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями. Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, а в частности и суть федеральных судов, является Конституция РФ. Для уяснения сложившейся к настоящему времени судебной системы важное значение имеют также положения ст.125 – 127 Конституции РФ, которые в частности определяют статус высших федеральных судов. Структура судебной системы в целом определяется также предписаниями Закона о судебной системе и ряда других законодательных актов: Закон о судоустройстве, Закон об арбитражных судах, Закон о военных судах, Закон о мировых судьях.

Актуальность работы обусловлена  тем, что в настоящее время, как  в России, так и в других странах  в результате изменения политических и социально-экономических отношений  в обществе особое внимание уделяется  правам человека, их обеспечению различными государственными средствами, среди  которых основное место принадлежит  судебной власти.

Цель работы – дать общую  характеристику федеральным судам  в РФ.

Объектом являются федеральные  суды РФ.

Предметом в работе являются структурные элементы строения федеральных судов в РФ.

Задачи:

  1. Изучить учебную и научную литературу, раскрывающую содержание и сущность федеральных судов РФ.
  2. Проанализировать общие положения федеральных судов и дать их классификацию.
  3. Дать общую характеристику структурным элементам федеральных судов РФ.
  4. Подвести итог результатов выполненной работы.

 

 

 

1. Федеральные  суды и их классификация

 

 

Суды в Российской Федерации  подразделяются на два вида — суды федеральные и суды субъектов Российской Федерации. Сразу отметим, что исходя из названия работы, нас интересуют только федеральные суды и их классификация.

Переходя к классификации  федеральных судов в РФ, следовало  бы всю совокупность федеральных  судов сгруппировать в три  подсистемы (блока). В одну из них  входит Конституционный Суд РФ, в  другую – Верховный Суд РФ и  суды, в отношении которых он осуществляет судебный надзор, а в третью –  Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему суды.

Конституционный Суд РФ занимает обособленное положение среди федеральных  судов. По сказанному в ст. 125 Конституции  РФ видно, что у этого суда свои специфические задачи и что он не осуществляет надзора ни за какими федеральными судебными органами. Он также не надзирает ни в коей мере за конституционными (уставными) судами субъектов РФ.

Стоит отметить, что Верховный  Суд РФ, как одна из подсистем, включает в себя наибольшее количество федеральных  судов. В ст. 126 Конституции РФ они именуются судами общей юрисдикции. В ведение этих судов передано рассмотрение подавляющего большинства дел, разрешаемых в судебном порядке. Их часто называют «гражданскими», «гражданскими (общими)» или  «общими (гражданскими)» судами.

К ним наряду с Верховным  Судом РФ причисляются, прежде всего, верховные суды республик, краевые  и областные суды, суды городского федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), суды автономной области и автономных округов, районные суды.

Так же к этой подсистеме относятся и военные суды, образующие особую ветвь. Эти специализированные суды состоят из гарнизонных военных  судов, окружных (флотских) военных  судов, а также Военной коллегии, составляющей одну из основных подразделений  Верховного Суда РФ.

В третий блок федеральных  Судов включены арбитражные суды. К этой категории судов относятся  Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные  арбитражные суды (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ (арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, и автономных округов). 

Сложившуюся к настоящему времени российскую судебную систему  можно посмотреть в приложении.

При усвоении материала об устройстве судебной систем вообще, а  не только российской, можно иметь  четкое представление о некоторых  общих понятиях. К понятиям такого рода относятся, прежде всего «звено судебной системы» и «судебная инстанция».

Звеном судебной системы  можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе. С  учетом этого гражданские суды общей  юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней):

  • основное звено — районные суды;
  • среднее звено — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;
  • высшее звено — Верховный Суд РФ.

Подобным образом организованы и военные суды:

  • основное звено — гарнизонные военные суды;
  • среднее звено — окружные (флотские) военные суды;
  • высшее звено — Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Подсистема арбитражных  судов  4 июля 2003 г., стала четырехзвенной (до этого момента она была трехзвенной). В ее состав входят:

  • основное звено — арбитражные суды субъектов РФ (они перечислены выше в данном параграфе учебника);
  • первое промежуточное звено — арбитражные апелляционные суды;
  • второе промежуточное звено — федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • высшее звено — Высший Арбитражный Суд РФ.

Характеризуя судебные инстанции, нужно сказать, что судебной инстанцией считается суд (или его структурное  подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную  с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего  в законную силу). К таким инстанциям относятся:

  • Суд первой инстанции
  • Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции
  • Надзорная инстанция
  • Высшая судебная инстанция

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать  решение по существу тех вопросов, которые являются основными для  данного дела.

В отношении гражданских  и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все  суды в пределах предоставленных  им полномочий, которые более или  менее четко определены в законе. Исключение составляют федеральные  арбитражные суды округов (арбитражные  кассационные суды) и арбитражные  апелляционные суды: им не дано право  быть судами первой инстанции.

Суд второй (апелляционной  или кассационной) инстанции призван  проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу. В системе судов  общей юрисдикции функция апелляционной  инстанции возложена на районные суды при осуществлении ими контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью не вступивших в законную силу приговоров и решений по гражданским делам, вынесенных мировыми судьями. В системе арбитражных судов такую функцию выполняют арбитражные апелляционные суды.

Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в  апелляционной инстанции заключается  в том, что оно может завершиться  постановлением нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданскому делу.

В системе судов общей  юрисдикции (гражданских и военных) в качестве кассационных инстанций  могут выступать все суды, кроме  районных и гарнизонных военных  судов, а точнее — судебные коллегии судов среднего звена, Кассационная и судебные коллегии Верховного Суда РФ. В подсистеме арбитражных судов  функции кассационных инстанций  выполняют федеральные арбитражные  суды округов.

Производство в кассационной инстанции, в отличие от производства в апелляционной инстанции, не является повторным рассмотрением дела. Решение кассационной инстанции (кассационное определение) не заменяет проверенные приговор или иное судебное решение, а может отменить его или исправить допущенную в нем нижестоящим судом ошибку.

Надзорная инстанция. В системе  гражданских и военных судов  общей юрисдикции в таком качестве могут выступать президиумы судов  среднего звена, Кассационная и судебные коллегии Верховного Суда РФ и его  Президиум, а в системе арбитражных  судов — Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ.

Основная задача надзорных  инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Именно этим существенно  отличается проверка судебных решений  в надзорных инстанциях от проверки в кассационных или апелляционных  инстанциях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и  иными судебными решениями, не вступившими  в законную силу.

Говоря о высшей судебной инстанции нужно заметить, что  термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.

 

 

 

2. Общая характеристика  Конституционного суда РФ

 

 

 

Конституционный Суд РФ –  федеральный орган судебной власти, у которого нет никаких нижестоящих  судебных органов. Как, например, у Верховного и Высшего Арбитражного судов.

В самой Конституции РФ в ст. 125 даются общие положения  Конституционного суда РФ. Что касается задач Конституционного Суда РФ, то они вытекают из его полномочий (компетенции), общее представление о которых  дают ч. 2 – 5 и 7 ст. 125  Конституции  РФ и ст. 3 Закона о Конституционном  Суде. Полномочия суда охватывают четыре основных направления, связанных с обеспечение верховенства Конституции РФ:

  1. разрешение (по запросам перечисленных в Конституции РФ должностных лиц и органов) дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституции республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по ограниченному кругу вопросов (см. п. "б" ч.2 ст. 125 Конституции РФ), а также договоров, заключаемых органами государственной власти Российской Федерации или субъектов РФ, и не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  2. разрешение споров о компетенции между органами государственной власти, как федеральными, так и на уровне субъектов РФ;
  3. проверка (по жалобам граждан и Уполномоченного по правам человека, запросам судов) конституционности законов, применяемых или подлежащих применению при разбирательстве конкретных дел;                     
  4. толкование Конституции РФ (по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ).

На Конституционный Суд  РФ возлагаются также дача заключения о соблюдении установленного порядка  выдвижения импичмента, участие в  совершенствовании законодательства путем реализации права законодательной инициативы.

Деятельность Конституционного Суда способствует обеспечению демократического характера Российского государства. Особенно хотелось бы подчеркнуть роль Конституционного Суда в отстаивании основных прав и свобод человека и гражданина. Суд справедливо видит в этом главный смысл демократии и свое основное назначение. Эта позиция Суда абсолютно верна, ибо нарушение прав и свобод человека опасны не только для тех, кто ими затронут, а для всего общества, подрывают и размывают его устои, отталкивают людей от государства.

Конституционный Суд активно  и непосредственно участвует  в развитии конституционного права. Судебные решения все больше признаются источниками права даже теми, кто  раньше считал, что суд не творит, а только применяет право. Судебную практику изучают в исследовательских  центрах, преподают в высших учебных  заведениях

При этом Конституционный  Суд не замыкается в рамках только конституционного права. Его решения  оказывают воздействие на другие отрасли права, в том числе  на гражданское, уголовное, налоговое. Суд руководствуется основным законом страны Конституцией РФ и Законом о Конституционном Суде. Являясь равноправной и самостоятельной ветвью судебной власти, Конституционный Суд РФ решает общую задачу правосудия и обеспечивает беспробельность судебной защиты прав граждан от неправовых (незаконных) ненормативных и нормативных актов подзаконного уровня.

Конституционный Суд уполномочен  лишать юридической силы нормы закона, не соответствующие Конституции  Российской Федерации. Суд не вправе вторгаться в компетенцию других судебных органов. Однако его решения, признавшие норму закона неконституционной, могут свидетельствовать о судебной ошибке, если применение этой нормы  судом в конкретном деле имело  решающее значение. В этом смысле решения  Конституционного Суда являются правовым ориентиром для всех судебных органов, применяющих закон.

Он имеет исключительную компетенцию оценивать закон  на соответствие Конституции и закрепить  эту оценку в своем решении. Все  остальные суды вправе только усомниться в конституционности закона и  направить соответствующий запрос в Конституционный Суд. В связи  с этим прямое применение Конституции  РФ при разрешении дел всеми судами (кроме Конституционного) ограничено законами, еще не проверенными Конституционным Судом. Такой подход, сформулированный самим Конституционным Судом, нашел закрепление в процессуальных законах (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации).

Информация о работе Федеральные суды и их классификация