Федерализм как принцип организации государственного устройства и его особенности реализации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить общие черты и особенности федеративного устройства России и показать возможные направления его дальнейшего развития.
Для ее достижения в работе решаются следующие задачи:
• показать особенности реализации принципа федерализма в федеративном государстве;
• выявить разновидности федеративных государств и их страновые особенности;
• обозначить исторические условия и условия формирования федерализма в России;
• выявить современные проблемы реализации принципа федерализма и возможные направления развития федеративных отношений в России.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Федерация как форма государственного устройства. 3
1.1.Формы государственного устройства: унитаризм, федерализм, конфедерализм. 3
1.2.Федеративное государство: типы, виды и страновые особенности. 12
Глава 2. Особенности государственного устройства Российской Федерации 19
2.1.Исторические условия и этапы формирования федерализма в России. 19
2.2.Современное состояние и особенности российского федерализма 22
Заключение 33
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Мариенко (курсовая_26_12).docx

— 74.77 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 1 - Особенности реализации принципа федерализма в государствах с разной системой государственного устройства

Признак

Унитарное государство

Федеративное государство

Конфедерация

Распределение полномочий

Есть в пределах определенных центром, может быть изменено центром 

Есть, закреплена в конституции, не может  быть изменена ни центром ни субъектами федерации

Есть, определяется договором между  государствами. Может быть изменена по решению одной из сторон договора

Способ обеспечения единства государственной  власти

Власть и суверенитет сосредоточены  в центре, единство обеспечивается за счет отношений власти, подчинения и подотчетности

Суверенитетом обладает центр. Власть распределена между центром и субъектами федерации  в процессе государственного управления.

Суверенитетом обладают субъекты конфедерации.

Центр подотчетен субъектам его власть ограничена условиями договора

Какая из функций федерализма реализуется

Децентрализации власти в форме самоуправления

Децентрализация власти

Интегративная функция

Отдельные элементы интегративной функции


 

Подведем итог.

Федерализм – это очень  важный, универсальный принцип организации  государственной власти. Он в той  или иной степени реализуется  и в простых и сложных государства. В наибольшей степени он находит воплощение в государствах с федеративной системой государственного устройства, для которой характерны такие черты, как: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; равноправие субъектов федерации; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, которые обеспечивают его безопасное существование и функционирование. Именно в федеративных государствах реализуются обе функции федерализма: интегративная и децентрализация власти (см. таблицу 1). Поэтому остановимся более подробно на том, как организованы федеративные государства, проанализируем какие существуют типы и виды федеративных государств, и как в них реализован принцип федеративного устройства.

1.2.Федеративное государство:  виды и особенности

Можно выделить наиболее общие  признаки (черты), которые характерны для большинства федеративных государств:

  • территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик;
  • в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
  • в большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц;
  • основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.);
  • обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации;
  • субъекты федерации имеют значительную собственную политическую жизнь (штаты в США и Бразилии, кантоны в Швейцарии, земли Германии). Они обладают правом учредительной власти, т.е. имеют собственные конституции, самостоятельную правовую и судебную систему;
  • разделения полномочий между центром и субъектами федерации осуществляется в рамках союзной конституции;
  • субъекты федерации могут быть произвольно упразднены или изменены центральной властью на законном основании.
  • государственный суверенитет.

Для федераций характерно наличие двойной правовой системы, нередко двойного гражданства, двухпалатного  парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая – общенациональные интересы.

В ведении федерации находятся  вопросы общегосударственного значения, среди них:

  • принятие и изменение Конституции и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство;
  • защита прав и свобод человека;
  • организация федеральных органов власти;
  • управление федеральной собственностью;
  • разработка основ федеральной политики;
  • финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика;
  • федеральный бюджет;
  • федеральные энергетические системы, федеральный транспорт; деятельность в космосе;
  • внешняя политика, оборона и безопасность;
  • судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, арбитражное законодательство;
  • метеорологическая служба, стандарты, официальный статистический и бухгалтерский учет.

В совместном ведении федерации и субъектов федерации находятся следующие вопросы:

  • обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов федерации конституции  и федеральным законам.
  • защита прав и свобод человека, режим пограничных зон.
  • владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; охрана памятников.
  • разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения.
  • общие вопросы образования, науки, культуры; координация вопросов здравоохранения; социальная защита.
  • борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий.
  • законодательство административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, охране окружающей среды.
  • кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат.
  • общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления.
  • координация международных и внешнеэкономических связей субъектов федерации.

Все это позволяет реализовать  обе функции федерализма. Эти особенности федеративного государства связаны с тем, что в государстве не просто распределяются полномочия, но и вся система государственной власти и управления. Единство организационной структуры властных учреждений в федеративном государстве обеспечивается взаимодействием в рамках общего процесса государственного управления и распределением ролей в этом процессе, а не только в рамках отношений власти, подчинения и подотчетности. Это обеспечивается тем, что на уровне конституции признается разграничение предметов ведения и полномочий федеральных властей и органов власти субъектов федерации

Федерализм как система  характеризуется действием двух противоположных векторов развития: с одной стороны, необходимость сохранения и усиления государственного начала, единства системы предопределяет направленность федерального центра на усиление унитарных тенденций в федеративном государстве, с другой — наличие у субъектов федерации самостоятельного политического статуса закономерно вызывает стремление элит этих субъектов к увеличению объема своих прав и полномочий в рамках федерации, т.е. определенную тенденцию к суверенизации, могущую перерасти в сепаратизм.

Несмотря на то, что принцип федерализма в государстве с федеративным устройством реализуется в наибольшей степени, что обеспечивает ему и большую демократичность и возможность более свободно решать вопросы самоуправления, тем не менее федеративное государственное устройство как форма организации государственной власти не лишено некоторых серьезных рисков и потенциальных проблем. К ним относятся: возможность возникновения конфликтов между субъектами федерации, риск произвола чиновников как центра, так и регионов см. подробнее таблицу 2.

Таблица 2 – Преимущества и недостатки федеративного  государственного устройства

Преимущества

Недостатки (риски)

Развитая демократия – возможность  самостоятельно решать вопросы культуры, вероисповедания 

В отдельных районах страны, которые  особенно далеки от центра может быть произвол чиновников, коррупция

Некоторая политическая независимость  субъектов федерации – наличие собственного законодательства

Существует опасность конфликтов между регионами;

Относительная финансовая независимость  субъектов федерации – наличие собственных бюджетов и налогов

Возможно возникновение конфликта  между центром и отдельными регионами, вплоть до желания региона выйти из состава федерации


 

Эффективная модель федеративных отношений, опирающаяся на принцип федерализма должна уравновешивать эти тенденции, приводя их к некоторому компромиссу, не допуская ни чрезмерной унитаризации, ни создания основ для роста сепаратистских настроений.

В связи с этим по различным основаниям выделяют несколько типов и видов федераций:

  • по характеру размежевания предметов ведения — дуалистические и кооперативные;
  • характеру концентрации властных полномочий в системе государственного управления — интеграционные (централизованные) и деволюционные (относительно централизованные);
  • функциональным особенностям и различиям в статусе субъектов — симметричные, асимметричные, симметричные с элементами асимметрии;
  • по способу образования — договорные, конституционные;
  • в зависимости от процесса формирования — возникающие в результате объединения (ассоциации) или в результате разрыва единства (диссоциации);
  • принципу разделения федерации на субъекты — территориальные, национально-территориальные, комплексно-территориальные.

Модель федеративных отношений по-разному воплощает в жизнь принцип федерализма, играет в государственном механизме роль интегрирующего звена, придавая ему завершенность и целостность, с одной стороны, и развивая остальные параметры системы — с другой. Для понимания того как принцип федерализма воплощается в деятельности конкретных государств важны все представленные виды федераций. Но наибольшее значение имеют первые три.

В зависимости от этого  как в федерации разделены полномочия и предметы ведения федерации делятся на дуалистические и кооперативные.

Предметы ведения — круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым в зависимости от формы правления государства соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения. В федеративных государствах конституции обычно устанавливают три вида предметов ведения: предметы исключительного ведения федерации, предметы совместного ведения федерации и ее субъектов и предметы ведения субъектов федерации6.

Полномочие — право одного лица (представителя) совершать сделки от имени другого (представляемого); юридический документ, уполномочивающий одно лицо действовать от имени другого лица в целом, или в определенных целях, или на определенный срок7.

Дуалистическая федерация предусматривает строго фиксированное распределение полномочий и предметов ведения на конституционном уровне. Она является наиболее распространенной формой федерализма. В наиболее полной форме она развивается в США. Дуалистическая федерация имеет ярко выраженный вертикальный принцип разделения полномочий и предметов ведения. По вертикали права делятся между федерацией и ее субъектами в виде фиксированного перечня либо в виде закрепления определенного круга полномочий за одной из сторон и предоставления другой всех остальных полномочий. Поэтому для дуалистической федерации характерна двухуровневая структура правления, при которой оба уровня осуществляют свою власть в отношении одной и той же территории и одного и того же населения. При этом каждый уровень имеет, по крайней мере, одну сферу, в которой он является автономным. Кроме того, существуют, гарантии автономности каждого уровня правления в собственной сфере.

Кооперативные федерации  базируется на переговорных (согласительных) процедурах, соблюдение которых обязательно в случае возникновения разногласий. По мнению крупнейшего исследователя современного федерализма Д. Елазара, в основе кооперативного федерализма лежит договор и соглашения, поэтому они могут быть отнесены к «мягким федерациям». В них действует принцип «максимум согласия — минимум принуждения»8. В рамках кооперативных федераций доминирует принцип разделения государственной власти и разделенной (солидарной) ответственности, при которой часть полномочий и прав находится в общем ведении. Страной, в которой в наибольшей степени нашла воплощение кооперативная федерация, является Германия. В странах с кооперативной федерацией устанавливаются сферы совместного ведения федерации и ее субъектов (в Германии это так называемая конкурирующая компетенция)9.

Впервые идеи кооперативной федерации получили воплощение в 30-х гг. XX в. в США (хотя в целом для этой страны характерна дуалистическая модель федерализма). Модель кооперативной федерации получила наибольшее воплощение в Европе, где закрепление в конституции страны такого способа разграничения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами предполагает учреждение особой системы власти, которая основывалась бы на отношениях партнерства (сотрудничества и солидарной ответственности) и при которой не только должна быть четко разграничена компетенция между носителями власти, но и должны быть созданы развитые организационные структуры кооперации, ясно прописаны меры и механизм ответственности.

Информация о работе Федерализм как принцип организации государственного устройства и его особенности реализации в России