Федерализм как принцип организации государственного устройства и его особенности реализации в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель – выявить общие черты и особенности федеративного устройства России и показать возможные направления его дальнейшего развития.
Для ее достижения в работе решаются следующие задачи:
• показать особенности реализации принципа федерализма в федеративном государстве;
• выявить разновидности федеративных государств и их страновые особенности;
• обозначить исторические условия и условия формирования федерализма в России;
• выявить современные проблемы реализации принципа федерализма и возможные направления развития федеративных отношений в России.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Федерация как форма государственного устройства. 3
1.1.Формы государственного устройства: унитаризм, федерализм, конфедерализм. 3
1.2.Федеративное государство: типы, виды и страновые особенности. 12
Глава 2. Особенности государственного устройства Российской Федерации 19
2.1.Исторические условия и этапы формирования федерализма в России. 19
2.2.Современное состояние и особенности российского федерализма 22
Заключение 33
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

Мариенко (курсовая_26_12).docx

— 74.77 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«КЕМЕРОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет политических наук и социологии

Кафедра экономической теории

 

 

Мариенко Елена Константиновна

 

ФЕДЕРАЛИЗМ  КАК ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИИ

Курсовая  работа

 

 

 

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Гоосен Е.В.

 

Работа допущена к защите

«_____» _____________20___ г.

 

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент

 

_______________ Е. В. Гоосен

Работа защищена «_____»______________ 20___ г.

 

С оценкой ____________________

Зав. кафедрой

экономической теории,

д.э.н., профессор

_____________ М. В. Курбатова 


 

 

 

КЕМЕРОВО 2012 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……………..

 
   

ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛИЗМ И ФЕДЕРАЦИЯ КАК ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА…………………..…………….

 

1.1. Федерализм как принцип организации государственной власти……

 

1.2. Федеративное устройство государства: виды и особенности………….

 
   

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ……………………….………………………

 

2.1. Исторические условия и этапы  формирования федерализма в России

 

2.2. Современное состояние и специфика российского федерализма…………………………………………………………….………

 
   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………..

 
   

Список литературы…………………………………………………………..

 
   

 

Проверить названия глав и параграфов

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Федерация как форма государственного устройства. 3

1.1.Формы государственного устройства: унитаризм, федерализм, конфедерализм. 3

1.2.Федеративное  государство: типы, виды и страновые особенности. 12

Глава 2. Особенности государственного устройства Российской Федерации 19

2.1.Исторические  условия и этапы формирования федерализма в России. 19

2.2.Современное  состояние и особенности российского федерализма 22

Заключенние 33

Список литературы 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Теория федерализма - это универсальная государственно-правовая теория, которая объясняет и развивает принципы и практику государственного строительства и государственного управления не только в России, но и во всех других государствах, которые являются федеративными или только претендуют на то, чтобы ими стать. Многие ее положения лежат в основе деятельности как федеративных, так и унитарных государств, так как определяют особенности взаимодействия центра и регионов. Реальное воплощение универсальных принципов и элементов федерализма в разных государствах, приводит к возникновению особенностей, специфики. Изучение как общих принципов и элементов федерализма, так и особенностей его проявления в отдельных странах очень актуально с теоретической точки зрения, так как позволяет понять государственное устройство страны и особенности организации в ней системы государственного управления.

Изучение и анализ проблем  и особенностей федерализма в  России имеет и практическое значение. Идеи федерализма уже осознаются гражданами как важнейший фактор строительства демократического правового  государства, как необходимое условие  организации эффективной системы  государственного управления. Однако процессы формирования федеративной системы  в стране пока еще не завершены  и само вопрос о конкретном воплощении принципов федерализма на практике в России до конца не решен. Это  можно объяснить условиями и  противоречивым характером формирования государственной власти в стране, динамизмом современных политико-правовых и административно-управленческих процессов. В этих условиях понимание  специфики проявления общего и особенного в системе государственного устройства России является важным условием укрепления конституционного строя и совершенствования системы государственного управления в стране.

Отмеченное, в совокупности, свидетельствует о том, что изучение теории, истории и практики становления  и особенностей федерализма в  России является актуальной и своевременной  исследовательской задачей.

Объектом курсовой работы является государственное устройство Российской Федерации.

Предметом является проблемы и особенности реализации принципов федерализма в системе государственного устройства России.

Цель – выявить общие черты и особенности федеративного устройства России и показать возможные направления его дальнейшего развития.

Для ее достижения в работе решаются следующие задачи:

  • показать особенности реализации принципа федерализма в федеративном государстве;
  • выявить разновидности федеративных государств и их страновые особенности;
  • обозначить исторические условия и условия формирования федерализма в России;
  • выявить современные проблемы реализации принципа федерализма и возможные направления развития федеративных отношений в России.

Теоретической основой для написания курсовой работы послужили монографические работы и статьи следующих авторов: Добрынина Н.М., Василенко И.А., Баранова Н.А., Черткова А.Н.

В качестве источников использовались нормативные документы правовых баз данных «Гарант», «Консультант плюс», информация, полученная на официальных сайтах органов государственной власти, данные Интернета.

При написании курсовой работы были использованы методы сравнительного анализа и изучение нормативно-правовой базы позволило показать специфические черты российского федерализма.

 

ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЦИЯ КАК  ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО 
УСТРОЙСТВА

1.1. Формы государственного  устройства

Государство — политико-территориальная  организация суверенной власти в  обществе, обладающая особым аппаратом  принуждения и правом издавать властные предписания, обязательные для всех лиц, проживающих на данной территории.

Государство оперирует определёнными  методами сохранения и поддержания  государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок  взаимоотношений между гражданами государства, и вовлекает в свою деятельность всё население на собственной и других территориях, в соответствии с международными соглашениями государства. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью устройства государства; а также традициями, сформировавшимися внутри государства, в исторической действительности. Важным элементом любого государства является способ (принцип) территориальной организации государства, который получил название – федерализм.

В политическом словаре следующим  образом определено понятие федерализма. «Федерализм — способ (принцип) территориальной  организации государства, выраженный в характере взаимоотношений  субъектов федерации между собой  и федеральными органами государственной  власти»1.

Существует два подхода  к определению федерализма. В западной науке федерализм понимается как процесс, призванный заглушать конфликты центра и мест, устанавливать их взаимодействие, обеспечивать наиболее целесообразные в данных условиях методы управления2. Традиции отечественной школы государства и права связывает федерализм исключительно с федеративной формой государственного устройства3. Нам кажется, что более взвешенным является подход, который рассматривает понятие федерализм как понятие, которое воплощает в себе сочетание самоуправления и разделение властей и выполняет следующие функции:

1) децентрализует власть  за счет  ее разделения по  вертикали (властная вертикаль). Эта функция в той или иной  степени реализуется практически  во всех типах государственного  правления и формах государственного  устройства, за исключением диктатуры

2) интегрирует территориальные  сообщества - объединяет различные  территории, придавая им качество  целостного государства4.

Федерализм как принцип  государственного устройства:

  • включает в себя способ урегулирования разногласий и объединение сообщества людей на государственном уровне;
  • определяет разделение государственной власти по вертикали территориальными образованиями различного уровня в едином государстве (властная вертикаль).

Принцип федерализма может  быть в той или иной степени  реализован в государствах с различными формами государственного устройства. Формой государственного устройства называют административно-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями5.

В зависимости от формы  государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами  называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным  органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаками унитарного государства являются: единство и суверенитет; отсутствие политической самостоятельности административных единиц; наличие единого централизованного государственного аппарата, единой законодательной и налоговой системы. В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства: централизованные (власть на местах формируется из представителей центра); децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления; смешанные; региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

В унитарном государстве  принцип федерализма реализуется  не в полной мере. В централизованных унитарных государствах подчинение регионов центру осуществляется через должностные лица, назначенные центральными органами власти. Элементы федерализма используются в основном в рамках организации местного самоуправления. К такому типу унитарного государства можно отнести Казахстан, Нидерланды, Узбекистан, Финляндию. В децентрализованных унитарных государствах региональные органы власти формируются независимо от центральных, поэтому их правовые отношения строятся на началах децентрализации. В последних принцип федерализма выражен в большей степени. Такими унитарными государствами являются Великобритания, Испания, Италия, Новая Зеландия, Япония. Но даже здесь он не является принципом организации государственной власти и не выполняет функцию обеспечения единства государственной власти.

Сложными государствами  называют такие, которые состоят  из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Выделяют следующие виды сложных государств: федерация и конфедерация.

Федерация – это объединение  нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация. Признаками федерации являются: наличие самостоятельности у субъектов государства; наличие союзного государства; функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации. Субъекты федерации обладают значительной политической, экономической и культурной самостоятельностью, имеют собственное административно-территориальное деление и законодательство. В федеративных государствах действуют высшие федеральные органы власти и высшие органы власти на уровне субъектов федерации, т. е. существуют два уровня государственной власти – федеральный и региональный.

Полномочия органов власти обоих уровней имеют конституционное  или иное законодательное разграничение. Для федераций характерно наличие  двойной правовой системы, нередко  двойного гражданства, двухпалатного  парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, а вторая – общенациональные интересы. Именно в федеративных государствах принцип федерализма реализуется в наибольшей степени.

Конфедерация – это  межгосударственные объединения или  временные юридические союзы  суверенных государств, которые создаются  для решения политических, социальных, экономических задач. Конфедерация — самая редко встречающаяся  форма государственного устройства. Некоторые политологи даже склонны  не считать конфедерацию полноценным, настоящим государством. Форма организации  центрального правительства при  таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган  в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства  и действует только через субъекты, решения так называемых органов  совместного управления, не обладают силой прямого действия. Такие  решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего  законодательного органа, также как  и единого гражданства. Страны-участницы  конфедерации имеют право по желанию  выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный  договор. Историческим примером конфедерации может служить Швейцария: эта страна до сих пор называет себя конфедерацией, хотя фактически имеет федеральный тип административно – государственного управления. Наверное, только Европейский Союз в настоящее время является единственным примером конфедерации, в которой слабая власть штаб – квартиры в Брюсселе легко блокируется правом вето отдельных стран – членов Европейского Сообщества. В конфедерации принцип федерализма реализуется не в полной мере за счет передачи функций центральной власти, входящих в нее субъектам. В большей степени реализуется принцип децентрализации как способ разрешения конфликтов.

Информация о работе Федерализм как принцип организации государственного устройства и его особенности реализации в России