Федерализм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Территория каждого государства делится на части, определяющие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства, формируются система территориальных единиц, из которых складывается государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от их правовых статусов.
Подобного рода устройство территории государства принято называть государственным устройством.
С точки зрения их формы все государства делятся на две группы — унитарные и федеративные.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ…………………….4
3. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА
РОССИИ…………………………………………………………………….……6
4. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ…………………………………………….13
5. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ……………………………………...…16
6. ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ………………………………………………………………….…18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...….…22

Вложенные файлы: 1 файл

конституционное право чистовик к.р..docx

— 41.22 Кб (Скачать файл)

К ним относятся:

Конституция республики, республиканское  законодательство;

Система органов государственной  власти республики, которая устанавливается  ею самостоятельно в соответствии с  основами конституционного строя РФ и общими принципами организации  представительных и исполнительных органов государственной власти, закрепленных федеральным законом;

Территория, причем границы  между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия; Республиканское гражданство;

Государственный язык; Собственные символы государства.

   Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа - это государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ. Автономии образованы по национально-территориальному принципу, а остальные из перечисленных -- по территориальному. Автономные образования были созданы как формы национальной государственности соответствующих народов, способы их самоопределения. Статус данных видов субъектов федерации: края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав принимается законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта.

Для конституционного статуса  субъектов федерации характерно наличие следующих элементов: устава;  своего законодательства; системы органов государственной власти соответствующего субъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом;  территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ.

Положение автономии может  иметь особенности по сравнению  с другими субъектами. Может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Это должно делаться по представлению их законодательных  и исполнительных органов.

Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным  законом и договором между  органами государственной власти автономного  округа и органами власти края или  области.

Пребывание в составе  РФ в качестве субъекта предполагает взаимодействие с федеральными органами, участие в их работе. Равноправие  всех субъектов Российской Федерации  между собой, в том числе во взаимоотношениях с федеральными государственными органами, обусловливает их равные правомочия в таких взаимоотношениях. Субъекты имеют гарантированное  представительство в Совете Федерации, их законодательным (представительным) органам принадлежит право законодательной  инициативы в Государственной Думе. Конституция РФ предусматривает возможность изменения статуса субъекта. Это может произойти по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

 

5. РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЕЕ СУБЪЕКТАМИ

   Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. В то же время субъекты федерации также имеют свою компетенцию. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой, многогранной компетенцией, оставляя в то же время обширные права ее субъектам.

Проблема определения  компетенции федеральных органов  власти является главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не может  обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана  делиться этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего государственная  власть не может носить демократический  характер. Субъекты Федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной  власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих  интересов. Но в то же время они  не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения.

Это - объективное противоречие любой федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение. компетенции государственных органов федерации и ее субъектов.

Мировая практика выработала формулу решения этой проблемы, которая  состоит в установлении:

а) исключительный компетенции  федеральных органов власти,

б) совместной компетенции  органов власти федерации и ее субъектов,

в) исключительной компетенции  субъектов федерации.

Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций.

Российская Федерация  следует по этому испытанному  пути: статья 71 Конституции содержит перечень вопросов, находящихся в  ведении Федерации; ст. 72 - перечень вопросов, находящихся в местном ведении Федерации и ее субъектов; а в ст. 73 закреплена (без перечня вопросов) вся остаточная (т.е. за пределами ведения первых двух) компетенция субъектов Федерации.

Разграничение предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации  и ее субъектами возможно только на основе Конституции, Федеративного  договора и иных договоров по этим вопросам. Это положение включено в число основ конституционного строя (ч. 3 ст. 11 Конституции), оно призвано воспрепятствовать решению проблемы разграничения в внеправовых формах или хотя бы путем принятия законов, а также постановлений исполнительной власти. Здесь самый чувствительный нерв федерализма и одновременно залог стабильности власти на всей территории Федерации.

Отнесение Конституцией тех  или иных вопросов к числу предметов  ведения Федерации означает установление исключительной компетенции федеральных  органов (Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ). Эти  и только эти органы в праве  издавать по перечисленным вопросам присущие им правовые акты (указы, законы, постановления), осуществляя нормативное  регулирование и текущее управление. Предметы ведения, таким образом, это  и сферы полномочий федеральных  органов государственной власти, в которые не вправе вмешиваться  органы государственной власти субъектов  Федерации.

Предметы ведения и  полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на несколько  групп:

1) Вопросы государственного  строительства;

2) Вопросы регулирования  экономики и социального развития;

3) Вопросы внешней политики  и внешнеэкономической деятельности;

4) Вопросы обороны и  охраны границы;

5) Вопросы создания правоохранительных  органов и правовой системы;

6) Вопросы метеорологии, статистической отчетности и  др.;

7) Государственные награды  и почетные звания Российской  Федерации.

Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской Федерации, можно сделать ряд  важных выводов в отношении конституционных  прерогатив Федерации, и в частности:

а) только на федеральном  уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве  и др.;

6) на территории субъектов  Федерации могут располагаться  объекты федеральной собственности;

в) только на федеральном  уровне решаются вопросы ядерной  энергетики, развития путей сообщения  и деятельности в космосе;

г) только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю  политику, объявлять войну и заключать  мир;

д) Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать  собственные вооруженные формирования;

е) судоустройство и прокуратура  являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно  объявлять об амнистии и помиловании  и др.

  Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.

 

6. ПРЕДМЕТЫ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ

ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

  Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции в равной степени как Федерации, так и ее субъектов. По этим вопросам, следовательно, могут издаваться федеральные законы и законы субъектов Федерации, указы Президента РФ и акты президентов и глав администраций субъектов Федерации, постановления Правительства РФ и акты исполнительной власти субъектов Федерации. Вопросы совместного ведения не требуют жесткой централизации, а лишь регулирования в определенной части со стороны федеральных органов государственной власти. Но на практике это очень сложный вопрос.

Предметы ведения и  полномочия органов Федерации, закрепленные в 14 пунктах ст. 72, можно условно  разделить на несколько групп:

1) Вопросы государственного  строительства и защиты прав  и свобод;

2) Вопросы регулирования  экономики и социального развития;

3) Вопросы деятельности  правоохранительных органов и  правовой системы;

4) Координация международных  и внешнеэкономических связей  субъектов Федерации, выполнение  международных договоров РФ.

  Из этого перечня вопросов следует, что определенная часть отраслей права (административное, трудовое и др.) регулируется Федерацией и ее субъектами совместно, в то время как другие (гражданское, уголовное и др.) - только Федерацией. Федерация совместно с ее субъектами регулирует такую огромную сферу общественной жизни, как социальная сфера. В отношении создания системы органов государственной власти и местного самоуправления Федерация претендует только на совместное установление общих принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Принцип федерализма жизненно важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к рыночным хозяйственным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина.

   Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, если он действительно гуманистичен, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

  Судьбы российского федерализма находятся в руках нынешнего и будущих поколений. Очень важно, чтобы стабильность, устойчивость принципов, провозглашенных в Конституции 1993 года, сочетались с динамизмом их реализации, гибкостью и подвижностью применяемых форм и методов. С одной стороны, необходимо, чтобы были установлены и действовали надежные гарантии, препятствующие возрождению унитаристских, авторитарных начал в деятельности центра; субъекты Федерации должны чувствовать себя в безопасности от опасных переходов в системе управления. С другой стороны, федерализм должен иметь достаточный потенциал в противостоянии сепаратизму и безудержному регионализму. Как свидетельствует весь мировой опыт и особенно наша собственная история, ослабление федерации и ее распад не только несут с собой экономические и политические тяготы, но и прямо ведут к лишениям больших групп населения, нарушениям их жизненно важных прав и свобод. Федерализм, свободный от таких изъянов, способен выдержать испытания временем, а главное, улучшить жизнь людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российское конституционное законодательство: парадигмы современного развития: Учебное пособие Конституция Российской Федерации. - М.: Аничкин Е.С., АТиСО, 2008 г.

2. Конституция Российской  Федерации. Комментарий / Под общей  редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. -- М.: Юрид. лит., 1994

3. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие для студентов вузов / Ершов В.А.;- М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2011 г.

4. Конституция Российской Федерации. -- М.: Юрайт, 1998

5. Основы государства  и права под ред. акад. Кутафина  А. В. -- М.: Юрист, 1997

 


Информация о работе Федерализм в России