Федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 23:14, реферат

Краткое описание

Федерализм не тождествен федерации, при этом характер взаимоотношений между этими двумя понятиями можно рассматривать в двух плоскостях.

1) Если федерализм является общественной идеологией и в то же время нормативным политическим принципом, то федерация — это дескриптивное понятие, описывающее конкретное институциональное воплощение принципа федерализма (поэтому федерации столь различаются между собой: институциональное воплощение принципа федерализма может выглядеть совершенно по-разному в разных странах в силу исторических традиций, политической культуры и других факторов).

Вложенные файлы: 1 файл

Федерализм не тождествен федерации.docx

— 17.76 Кб (Скачать файл)

Федерализм не тождествен федерации, при этом характер взаимоотношений  между этими двумя понятиями  можно рассматривать в двух плоскостях.

 

1) Если федерализм  является  общественной идеологией и в  то же время нормативным политическим  принципом, то федерация —  это дескриптивное понятие, описывающее  конкретное институциональное воплощение  принципа федерализма (поэтому  федерации столь различаются  между собой: институциональное  воплощение принципа федерализма  может выглядеть совершенно по-разному  в разных странах в силу  исторических традиций, политической  культуры и других факторов).

 

2) Другой подход к выявлению  характера взаимоотношений федерализма  и федерации предложил известный  американский исследователь федерализма  Д.Элейзер. В его трактовке и федерализм, и федерация представляют собой дескриптивные понятия, основное различие между ними заключается в масштабе.

 

Так, федерализм — это  родовое понятие, обозначающее тип  политической организации, в то время  как федерация представляет собой  основной (наиболее распространенный) подвид федерализма. В качестве других подвидов федеральных политических систем выступают союзы, конституционно децентрализованные союзы, конфедерации, федеративно подобные отношения, ассоциированные государства, кондоминиумы, лиги, объединенные функциональные власти, гибриды[1]. По убеждению Элейзера, «все институциональные формы федерализма призваны найти пути, позволяющие обеспечить сочетание единства управления политией в целом с достаточным уровнем самоуправления ее частей и/или добиться создания системы соучастия во власти с тем, чтобы способствовать демократическому самоуправлению всего государства, либо его составляющих»[2].

 

Основным различием между  политическими формами, воплощающими принцип федерализма, фактически становится степень их централизации (или нецентрализации). Так, в отличие от союза, в федерации образуется федеральный центр, который, как и составные территориальные единицы, может напрямую апеллировать к гражданам, получая от них мандат на те или иные действия и даже на отмену тех или иных решений территорий.

 

По степени централизации  федеральные политические системы  можно расположить следующим  образом: союз — конфедерация —  унитарное децентрализованное (регионализованное) государство — федерация — унитарное государство.

 

Важно подчеркнуть, что принцип, идеи и дух федерализма могут  использоваться не только на национальном, но и на наднациональном уровне. Так, Европейский Союз, очевидно, не является и не может являться унитарным  образованием, но следует федеративному  лозунгу «единства в разнообразии», признавая целостность и автономию своих составных частей — государств-членов и регионов. Взаимное уважение сторон, поиски компромисса, плю­рализм, добровольность принимаемых обязательств всегда были частью общеевропейской конструкции, эти принципы более всего соответствуют такому многосоставному объединению, как ЕС.

Возникновение федераций  связано с причинами»

1 историческими факторами

2 этноконфессиональными факторами

3 природно-географич

 

2.      Характеристики  и концепции федерации

Несмотря на разнообразие  институционального дизайна, тем не менее, выделяют следующие структурные  характеристики, общие для федераций:

 

Ø  верховенство писаной  Конституции, поправки в которую  могут вноситься с согласия значительной части составляющих федерацию единиц — субъектов федерации;

 

Ø  две структуры управления (федеральная и региональная), каждая из которых непосредственно связана  со своими гражданами; обес­печение баланса власти и управления между уровнями федерации;

 

Ø  формальное конституционное  распределение законодательных  и исполнительных полномочий и государственных  ресурсов между двумя системами  управления, гарантирующие определенные области  подлинной автономии  для каждой системы; субсидиарность как принцип решения проблем на том уровне, где они возникают;

 

Ø  обеспечение представительства  региональных интересов внутри федеральных  институтов, обычно в форме второй палаты парламента;

 

Ø  посредник (в форме  суда или референдумов) для разрешения конфликтов и споров между властными  уровнями;

 

Ø  институты и процедуры  для облегчения сотрудничества в  областях совместной компетенции или  пересечения сфер ответственности

 

 

   В современном мире  в условиях кризиса государственности  усиливается интерес не только  к теоретическим основам, но  и к практическим аспектам  федерализма в реальной политике  конкретных государств.

 

    Федерализм в  современном мире представляет  собой серьезнейшее и важнейшее  направление юридической науки,  находящее свое отражение в  теории государства и права,  конституционном праве, сравнительном  правоведении и государствоведении и др.

 

   В исследованиях, посвященных этой проблеме, ученые рассматривают вопросы понятия федерализма, его основных форм, общих и специфических черт федерализма в разных государствах и т.п.3 Современный подход к исследованию федерализма как политико-правового явления через призму компаративистики определяет следующую постановку вопроса: обоснованно ли говорить об американском, индийском, российском или бельгийском федерализме, либо существуют общие неизменные черты?

 

  Представляется правомерной  дуалистическая позиция исследователей, по мнению которых необходимо  в равной степени использовать  как общее представление о  федерализме, так и особенное4. Кроме того, очень важно в методологическом контексте учитывать историческую составляющую каждого государства.

 

   В основе развития  современных федераций лежат  принципы и начала, которые были  заложены в ходе их образования  и исторического развития. Изучение  федерации и федерализма необходимо  проводить, опираясь на их настоящее  и прошлое, под углом зрения  сравнительного анализа, сопоставления  отдельной федерации с другими  существовавшими и существующими  параллельно с ней федерациями6.

Категория федерализма активно  вовлечена в оборот политологических, исторических, юридических, экономических, социологических, этнологических, культуроведческих и прочих дисциплин7. Не удивительно, что на фоне возникновения новых проблем федерализма, в условиях глобализирующегося мира, его концепт с такой легкостью замещается иными – полицентризмом, демократизмом, децентрализмом, регионализмом и т. п.

 

   В юриспруденции,  как, впрочем, и в любой общественной  науке, исключительное значение  имеют термины и придаваемые  им смыслы. Определение «федерализма»  вырабатывалось на протяжении  столетий и, за исключением  некоторых смысловых различий, известно  уже довольно давно. В зарубежной  и отечественной научной литературе  федерализм рассматривается как  система основных принципов определенной  формы государственного устройства, отличающихся от принципов унитаризма  и конфедерации


Информация о работе Федерализм