Унитарное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

При всем многообразии форм государственного устройства самой распространенной является унитарная форма государственного устройства. Большинство всех существовавших, и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Исторически унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой вместе с самим государством. Все государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что привело к появлению иных форм государственного устройства.

Содержание

Введение
Глава 1. Форма государства.
1.1.Форма государственного устройства.
1.2. Виды государственного устройства.
Глава 2. Унитарное государство.
2.1. Понятие и виды унитарного государства.
3. Автономии в унитарном государстве.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ТГП2.docx

— 48.41 Кб (Скачать файл)

 

Административная автономия

                                                                                 

Административная автономия существует в Китае, Молдавии, Никарагуа, Таджикистане. Наиболее распространена она в Китайской Народной Республике, где национальные меньшинства, хотя и составляют около 8% населения, но в более чем миллиардной стране это превышает 90 млн. человек, причем ареалы их проживания охватывают около половины всей территории страны. В соответствии с Конституцией КНР и Законом КНР о национальной районной автономии от 31 мая 1964 года, компактно проживающие национальные меньшинства ( уйгуры, тибетцы, монголы, маньчжуры,  чжуаны и др.) создают три вида автономных образования: автономный район, автономный округ, автономный уезд. Они могут быть сформированы: на основе одного компактно проживающего этноса ( Тибетский автономный район, Ляньшальский национальный округ в провинции Сычуань); нескольких совместно проживающих национальностей ( автономный округ национальностей мяо и дун – в провинции Гуйчжоу, Лунлиньский многонациональный автономный уезд – в провинции Гуанси); одного национального меньшинства с включением в его состав меньших по размеру автономных образований иных национальных меньшинств ( автономный район Внутренняя Монголия, Гуанси-Чжуанский автономный район). Всего в Китае насчитывается более 150 автономных единиц трех ступеней.8 

Районы национальной автономии рассматриваются в Китае как неотъемлемая часть унитарного государства. Их органы осуществляют обычные функции местных органов государственной власти  соответствующего уровня и вместе с тем выступают органами самоуправления данного автономного образования. Как таковые, они наделяются целым рядом дополнительных правомочий: принимают положения о статусе своей автономии и иные нормативные акты, утверждаемые вышестоящими представительными органами; могут с разрешения вышестоящих органов изменять или приостанавливать акты последних, если они не соответствуют реальным условиям автономных единиц; самостоятельно распоряжаются местными финансовыми средствами; могут заниматься внешнеэкономической деятельностью в соответствии с общегосударственным законодательством; самостоятельно ведают вопросами науки, образования, культуры, охраняют национальные культурные памятники; используют один или несколько языков, а также письменность, распространенные в районах национальной автономии; могут с санкции Правительства КНР создавать отряды общественной безопасности для охраны общественного порядка. Законодательство КНР устанавливает значительные льготы при распределении государственных должностей для лиц коренной национальности. Конституция КНР возлагает на государство обязанность оказывать автономиям финансовую, материальную и техническую помощь в целях ускорения их экономического и культурного развития.9 

В состав КНР входят два административных района с особым статусом. В рамках концепции «одно государство – два стоя» его получили бывшие колонии европейских держав Великобритании и Португалии: Сянган (Гонконг) и Аомынь (Макао). Они обладают «высокой степенью автономии» и непосредственно подчинены центральной власти. Их правовой статус регулируется специальными Основными законами, согласно которым на их территориях в течение 50 лет, начиная с 1997 и 1999 годов, соответственно действуют прежние правовые нормы, экономическая и судебная системы, за исключением последней инстанции. Они обладают собственными законодательными и исполнительными органами. Центральная власть несет ответственность лишь за иностранные дела и оборону. По существу, фактически в рамках интеграционного процесса рассчитанного на 50 лет здесь предусмотрена форма постепенного перехода политической автономии в административную.

Унитарным государствам присуща еще одна особенность - структура парламентов. В основном здесь действуют однопалатные парламенты. Сегодня, когда бикамерализм (двухпалатная система) подвергается большой критике со стороны многих государствоведов, тем более не понятно наличие двух палат в некоторых унитарных государствах (Великобритании, Италии, Польше). Обычно этот факт связан с историческим развитием того или иного государства.

 

 

Заключение

 

В заключении можно сказать, что унитарное государство – это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы ( области, округа, районы и др.).

При этом унитарные государства могут иметь в своем составе автономные, т.е. самоуправляющиеся, образования.

Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Они имеют единую систему права и государственных органов. Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные.

Не смотря на сильное действие центробежных сил, унитарные государства доказали свою устойчивость, сохранившись как форма государственного устройства.

Естественный процесс стремления частей унитарного государства к большей самостоятельности приводит сегодня к образованию автономий, расширению их прав.

Будущее унитаризма, вектор движения лежит именно в направлении разумного сочетания централизации, четкой вертикали власти и самостоятельности местного самоуправления.

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Ильин И.А. О государственной форме: Советское государство и право, 1991 – С. 138
  2. Алексеев С.С. «Теория государства и права». Учебник. – М.: Норма, 1998 – С. 154
  3. Венгеров А. Б. «Теория государства и права». Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2000 – С. 71
  4. Марченко М.Н., Дербянина Е.М. «Правоведение». Учебник. – М.: Проспект, 2009 – С. 122-123
  5. Козлов А.Е «Конституционное право». Учебник. – М.: БЕК, 1996 – С. 198-199
  6. Мальцева Г.В. «Правоведение». Учебник. Изд-е 2-ое. - М.:РАГС, 2008 – С. 89-97
  7. Чиркин В.Е «Государствоведение»: Учебник. – М.: Юрист, 1999- С.172-174
  8. Грачев Н.И. «Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства. Основные закономерности и тенденции развития». : Монография. – М.: Книгодел, Волгоградский институт экономики, социологии и права, 2009 – С. 148-150
  9. Страшун Б.А. «Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М.: Норма – Инфра – М, 2001 – С.349-351

 

 

 

 

 

1. Ильин И.А. О государственной форме: Советское государство и право. 1991. – С. 138

2 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. – М.: Норма, 1998 - С. 154

3 Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. Изд-е 3-е. –М.: Юриспруденция, 2000 - 71

4 Марченко М.Н., Дербянина Е.М. Правоведение: Учебник. – М.:Проспект, 2009 – С. 122-123

5 Козлов А.Е. Конституционное право: Учебник. – М.: БЕК, 1996 – С. 198-199

6 Мальцева Г.В. Правоведение: Учебник. Изд. 2-е,  М.: РАГС, 2008 – С. 89-97

7Чиркин В.Е. Государствоведение. Учебник. – М.: Юрист, 1999 – С. 172-174

8 Грачев Н.И. Государственный суверенитет и формы территориальной организации современного государства. Основные закономерности и тенденции развития. Монография -М.: Книгодел, Волгоградский институт экономики, социологии и права, 2009.

9 Страшун Б.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000. - 349-351.

 

 


Информация о работе Унитарное государство