Тоталитарный режим в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы является изучение предпосылок возникновения и сущности тоталитарного государства. Для того достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить предпосылки возникновения тоталитарного режима;
2. Раскрыть сущность тоталитарного государства;
3. Дать характеристику идеологии в тоталитарном государстве;
4. Изучить структуру, принципы и типы тоталитарных режимов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТОТАЛИТАРНЫЙ РЕЖИМ 5
1.1 Понятие, причины происхождения и отличительные черты тоталитаризма как политического режима 5
1.2 Формы тоталитарного режима 12
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ И ТИПЫ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА 17
2.1. Структура и принципы тоталитаризма 17
2.2. Типы тоталитарных режимов 21
ГЛАВА 3. ТОТАЛИТАРИЗМ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 23
3.1 Глобализм и толеризм 23
3.2 Тоталитарные тенденции современных государств 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

Тоталитарный режим.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Выше приведённый  перечень не следует абсолютизировать. Не всякий режим, в котором присутствует хотя бы один из указанных признаков,  является тоталитарным. В частности, некоторые из них в определенные исторические периоды прослеживались  и в демократических странах. Также как, отсутствие одного из признаков тоталитаризма не является основанием для определения режима как демократического. Однако  наличие единой  политической идеологии  и однопартийная власть представляться прямимы и самими яркими  признаками тоталитаризма.4  

1.2 Формы тоталитарного режима

 

Есть специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма: коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм. Последний часто называют разновидностью фашизма.

Коммунистический тоталитаризм

Эта разновидность тоталитаризма наиболее полно отражает характерные черты режима, т.е. частная собственность ликвидируется, а следовательно, уничтожается всякая основа индивидуализма и автономия членов общества.

Экономической основой тоталитаризма советского типа была командно-административная система, построенная на огосударствлении средств производства, директивном планировании и ценообразовании, ликвидации основ рынка. В СССР она сформировалась в процессе проведения индустриализации и коллективизации. Коммунистическая партия была единственной легальной политической организацией. Советы, формально являвшиеся главными органами диктатуры пролетариата, действовали под ее контролем, все государственные решения принимались Политбюро и Центральным Комитетом ВКП(б) и лишь затем оформлялись постановлениями правительства. Ведущие деятели партии занимали руководящие посты в государстве. Через партийные органы шла вся кадровая работа: ни одно назначение не могло состояться без одобрения партийных ячеек. Что касается комсомола, профсоюзов, других общественных организаций, то они были не более чем «приводными ремнями» от партии к массам. Своеобразные «школы коммунизма» (профсоюзы для рабочих, комсомол — для молодежи, пионерская организация — для детей и подростков, творческие союзы — для интеллигенции), они, в сущности, выполняли роль представителей партии в различных слоях общества, помогали ей руководить всеми сферами жизни страны. Духовной основой тоталитарного общества в СССР была официальная идеология, постулаты которой — понятные, простые — внедрялись в сознание людей в виде лозунгов, песен, стихотворений, цитат вождей, лекций по изучению «Краткого курса истории ВКП(б)»: в СССР построены основы социалистического общества; по мере продвижения к социализму классовая борьба будет обостряться; «кто не с нами — тот против нас»; СССР — оплот прогрессивной общественности всего мира; «Сталин — это Ленин сегодня». Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы — «тройки», Главное управление лагерей — ГУЛАГ и др.). Репрессии были тем самым орудием, посредством которого тоталитарное общество расправлялось не только с реальной, но и с предполагаемой оппозицией, вселяло страх и покорность, готовность, жертвовать друзьями и близкими. Они напомина- ли запутанному обществу о том, что человек, «взвешенный на весах» истории, легок и ничтожен, что его жизнь не имеет никакой ценности, если она нужна обществу. Террор имел и экономическое значение: на стройках первых пятилеток трудились миллионы заключенных, внося свой вклад в экономическое могущество страны. В обществе сложилась весьма непростая духовная атмосфера. С одной стороны, многим хотелось верить, что жизнь становится лучше и веселее, что трудности пройдут, а сделанное ими останется навсегда — в светлом будущем, которое они строят для следующих поколений. Отсюда энтузиазм, вера, надежда на справедливость, гордость от участия в великом, как считали миллионы людей, деле. С другой стороны, царили страх, ощущение собственной незначительности, незащищенности, утверждалась готовность беспрекословно выполнять данные кем-то команды. Полагают, что именно такое — взвинченное, трагически расколотое восприятие действительности свойственно тоталитаризму, который требует, говоря словами философа, «восторженного утверждения чего-то, фанатической решимости ради ничто».

Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился уровень образования народа, стали доступными доля него достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм

Одну из крайних форм тоталитаризма представляет фашистский режим, который прежде всего характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью. Фашизм основывался на необходимости сильной беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Как разновидность фашизма выступает национал-социализм, который нередко рассматривают как отдельную форму тоталитарного режима.

Фашизм - правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г.

Фашизм, как правило, основывается на националистической, расистской демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы.

Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. Но фашистские режимы возникают в определенных исторических условиях, при социальных расстройствах общества, обнищании масс. В их основе лежат определенные общественно-политические движения, в которые внедряются националистические идеи, популистские лозунги, геополитические интересы и т. п.

Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия определенным образом отличают фашизм от иных форм тоталитаризма.

Для фашистского режима характерны опора на шовинистические круги крупного капитала, слияние государственного аппарата с монополиями, военно-бюрократический централизм, который ведет к упадку роли центральных и местных представительных учреждений, рост дискреционных полномочий исполнительных органов Государственной власти, сращивание партий профсоюзов с государственным аппаратом, вождизм. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощается карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. В отношении других прав граждан часто допускаются нарушения со стороны властей и открыто демонстрируется пренебрежение к правам личности, в противовес им подчеркиваются государственные приоритеты, основанные на «великой», «исторической» национальной идее.5 Противопоставление интересов государства и гражданина решается в пользу государственных интересов, зачастую ложно понятых и провозглашенных. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право – это право неравенства людей прежде всего по критерию их национальной принадлежности.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА, ПРИНЦИПЫ И ТИПЫ ТОТАЛИТАРНОГО РЕЖИМА

 

2.1. Структура и принципы тоталитаризма

 

Прежде чем рассмотреть структуру и принципы тоталитарного режима, необходимо выяснить, какую основную задачу выполняет политическая система тоталитаризма. Если при конституционной демократии задача политической системы состоит в том, чтобы примирять и совмещать интересы различных общественных групп и разрешать конфликты между ними цивилизованными и демократическими методами, то при тоталитаризме политическая система имеет своей целью воспроизведение, укрепление и расширение власти правящей политической бюрократии (политократии). Если при либеральной демократии в идеале политическая система служит обществу, то при тоталитаризме общество служит политической системе.

Политическая система  тоталитаризма включает в себя саму политическую бюрократию и набор инструментов (аппарат пропаганды, секретную полицию и т.д.), с помощью которых она удерживает власть.

Важнейшим из этих инструментов является тоталитарная партия, а основной чертой политической системы тоталитаризма - партийный и соответствующий ему идеологический монизм.

По мере уничтожения  других партий, слияния партийного аппарата с государственным и  подавления автономной внутрипартийной  жизни тоталитарная партия становится стержнем государственной структуры и аппаратом управления в руках политократии. В результате слияния партийных и государственных структур возникает феномен, который можно назвать «партия-государство».

В тоталитарной системе  партия является каналом вертикальной мобильности, поскольку ей принадлежит эксклюзивное право распределения должностей. Только ее члены могут занимать руководящие посты в государственном, хозяйственном, военном, дипломатическом и других аппаратах. Поэтому лишь принадлежность к партии создает возможность служебного продвижения.

Тоталитарная партия является, таким образом, резервуаром, из которого политократия черпает партийную, административную, хозяйственную, профсоюзную, культурно-идеологическую, военную  и прочую бюрократию.

Кроме того, тоталитарная партия нужна для того, чтобы втягивать в свои ряды всех активных членов общества, желающих сделать карьеру; если бы их не абсорбировала партия, то такие активные индивиды представляли бы собой потенциальную угрозу для тоталитаризма.

Принципиально важно  то, что после установления однопартийной  диктатуры партия расслаивается  на «внутреннюю партию» (привилегированный аппарат) и «внешнюю партию» (рядовые члены).

Таким образом, класс  политократиии развивается из партии, его основу в большевистской партии составило ядро из ленинских «профессиональных революционеров», в нацистской - партийный аппарат НСДАП. Привилегии и материальные преимущества члена правящего класса прямо зависят от его положения на иерархической лестнице.

Этот правящий класс политократии (который в нацистской Германии именовался «корпусом политических руководителей», а в СССР – «номенклатурой») базирует свое существование не на собственности, а на власти.

Именно с существованием класса политической бюрократии связано  в первую очередь такое характерное для политической системы тоталитаризма явление как культ (деификация) вождя партии.

Тоталитарному лидеру приписывается  сверхъестественные свойства: непогрешимость, всезнание, всемогущество, способность  думать за всех и т.д.

Главная причина этого  явления - необходимость для политократии иметь над собой неприкосновенность суперарбитра, разрешающего конфликты  внутри правящей бюрократии и гарантирующего ее власть и привилегии.

Тоталитарный лидер, таким  образом, делает себя центром, вокруг которого группируются эгоистические устремления людей, составляющих правящую бюрократию, прежде всего именно они и создают ему культ.

М.Вебер, глубоко исследовавший  проблемы харизматического лидерства  отмечал, что если руководство со стороны данной личности не приносит никаких благ для ее приверженцев, то налицо все предпосылки для падения ее харизматического авторитета.

Второй причиной возникновения  харизмы у диктатора является претензия тоталитарной партии на обладание  абсолютной истиной и на абсолютную непогрешимость.

Третья причина деификации диктатора - жажда подчинения властелину атомизированной массы, масса хочет  подчиняться авторитету, которого она  превращает в «живого бога».

Существенно, что и  после смерти харизматического лидера культ автоматически переносится на любого человека - пусть даже совершенно посредственного, - занимающего его кресло. Здесь имеет место явление, которое Вебер назвал «формализацией и деперсонификацией» харизмы, т.е. перенесение сверхъестественных способностей и исключительного авторитета на преемника харизматического лидера. Согласно Веберу, присущая первому лидеру харизма «формализуется», т.е. закрепляется за определенной должностью и передается занимающему эту должность независимо от его индивидуальных качеств.

Подобный процесс можно  было наблюдать только при коммунистических режимах вследствие их более длительного  существования (по сравнению с фашизмом и нацизмом).

Культ каждого нового руководителя партии проистекает из того, что и после смерти харизматического лидера продолжают автоматически действовать факторы, создавшие эту харизму.7 Поэтому правильнее было бы говорить не о культе личности тоталитарного вождя, ибо сама личность решающей роли не играет, а о культе кресла, т.е. культе поста, должности руководителя партии.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Типы тоталитарных режимов

 

Различают два типа тоталитарных режимов власти:

- праворадикальный

- леворадикальный.

Тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые  в Италии и Германии, то есть в  промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в обществе существующий порядок без коренных изменений, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов. Одну из крайних форм представляет фашистский режим, который, прежде всего, характеризуется националистической идеологией, представлениями о превосходстве одной нации над другими, крайней агрессивностью.

Информация о работе Тоталитарный режим в современном мире