Толкование права, его этапы результат, значение.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 09:54, реферат

Краткое описание

Толкованием нормы права называется деятельность гос. органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан по установлению смысла и содержания норм права для их правильной реализации.
Процесс толкования состоит из двух этапов:
I этап - это уяснение смысла и содержания правовых норм "для себя" (его еще называют процессом толкования "вовнутрь»);
II этап - это разъяснение смысла и содержания нормы для адресатов правовой нормы (т.е. толкование "вовне»).

Содержание

Толкование права, его этапы результат, значение.
3
Конституционные основы судебной власти в России.
5
Тест.
16
Список литературы.
17

Вложенные файлы: 1 файл

Саша. Право.docx

— 38.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Толкование права, его этапы результат, значение.

3

  1. Конституционные основы судебной власти в России.

5

  1. Тест.

16

  1. Список литературы.

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1 Толкование права, его этапы результат, значение.

 

Толкованием нормы права называется деятельность гос. органов, общественных организаций, должностных лиц, граждан по установлению смысла и содержания норм права для их правильной реализации.

Процесс толкования состоит из двух этапов:

I этап - это уяснение смысла и  содержания правовых норм "для  себя" (его еще называют процессом  толкования "вовнутрь»);

II этап - это разъяснение смысла  и содержания нормы для адресатов  правовой нормы (т.е. толкование "вовне»).

Разъяснение (т.е. толкование правовых норм) бывает официальным и неофициальным.

Официальное толкование, выраженное в специальных актах, является обязательным при определении смысла юридической нормы в процессе применения права.

Неофициально толкуют правовые нормы ученые-юристы, которые в своих статьях и книгах разъясняют смысл правовых предписаний.

Результатом толкования нормы права является вывод, сделанный субъектом применения права о соотношении текста и смысла нормы права. Результаты толкования права имеют важное значение для точного применения правовых норм к регулируемым ими отношениям. В зависимости от соотношения текста нормы и ее точного смысла результат толкования может быть буквальным, ограничительным и расширительным.

При буквальном толковании смысл нормы и зафиксированный в нормативном акте текст полностью совпадают.

При ограничительном толковании точный смысл юридической нормы требует ее распространения на более узкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта. Например, предусмотренная Конституцией РФ для всех граждан обязанность нести воинскую службу в результате толкования определяется как обязанность только для граждан-мужчин.

При расширительном толковании точный смысл юрид. нормы требует распространения ее на более широкий круг общественных отношений, чем это прямо вытекает из текста нормативного акта. Например, закрепленное в Конституции право граждан РФ осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет в результате толкования распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории России. Расширительное

3

толкование, в принципе, является нежелательным.

Поэтому в нормативно-правовых актах часто специально указывают, что-то или иное положение является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит (например, такое указание имеется в ст.63 УК РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, отягчающих наказание).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

2. Конституционные  основы судебной власти в России.

 

Понятие судебной власти. Система органов правосудия. 
Суд, как публичное учреждение, призванное решать уголовные и гражданские дела, существовал во все времена государственного бытия человеческого общества и с полным основанием может считаться непременным атрибутом государства. Но лишь с наступлением Эпохи Возрождения и Просвещения, в канун и в ходе демократических революций, ознаменовавших начало перехода человечества к таким цивилизационным вершинам как гражданское общество и правовое государство, была выдвинута идея особой судебной власти, способной стать гарантом естественных демократических прав и свобод личности, преградой своеволию законодателя и исполнительской администрации. Великие Демократические принципы разделения властей и верховенства закона, идея независимой и сильной судебной власти со времен их основоположников - великих мыслителей и гуманистов Просвещения - не только подтверждены всем последующим опытом человечества, но и приобрели особую актуальность, в частности, для российского общества, в условиях реформ и перехода от тоталитаризма к становлению устоев демократии. 
В Конституции РФ глава 7 именуется как "судебная власть" в отличие от предшествующих глав, посвященных не соответственно "президентской", "законодательной", "исполнительной" властям, а лишь органом государственной власти - "Президенту Российской Федерации", "Федеральному Собранию", "Правительству Российской Федерации". 
Судебная власть - это, в соответствии со смыслом статей 10 и 11 Конституции РФ, разновидность государственной власти, которую осуществляют суды Российской Федерации. Но только суд вправе осуществлять правосудие. (ч.1 ст. 118 Конституции РФ). 
Следовательно, в Конституционном смысле понятия "судебная власть" и "правосудие" - полностью тождественны, что подтверждается сопоставлением ч.1 и ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, в первой из которых говорится об осуществлении правосудия в Российской Федерации только судом, а во второй - об осуществлении судебной власти посредством Конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В правосудии проявляет себя судебная власть. Главной же функцией суда как самостоятельного и независимого органа государственной власти является правосудие. Правосудие отличается рядом специфических признаков, состоящих в том, что оно осуществляется от имени государства, исключительно лишь специальными органами государственной власти - судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских,

5

уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие в Российской Федерации строится на конституционных принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового государства. 
Пределы осуществления судебной власти определяются судебной системой Российской Федерации, устанавливаемой Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Конституция РФ (ч. 3 ст.118) особо оговаривает, что создание чрезвычайных судов не допускается. 
Чрезвычайный суд - это орган уже по своему назначению ориентированный на осуществление политики репрессий, подавления, запугивания, возмездия. Он не предназначен и не способен быть органом правосудия. 
Образование Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и других федеральных судов предусмотрено Конституцией РФ. Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным конституционным законом. 
Согласно федеральному конституционному закону "О судебной системе РФ" и законодательству о судоустройстве правосудия по гражданским, уголовным делам, а также делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, федеральные областные суды и соответствующие им, федеральные районные (в том числе городские) суды. 
Военные суды включаются в федеральную судебную систему и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих. 
Законом введен институт мировых судов, избираемых населением, которые призваны рассматривать подавляющее большинство дел об административных правонарушениях, значительную долю гражданских и определенную часть уголовных дел, в основном по преступлениям небольшой тяжести. Они отнесены законом к судам субъектов РФ, руководствующимся законодательными актами, как Российской Федерации, так и субъектов РФ. В случае несогласия с решением или приговором мирового судьи, участвующая в деле сторона вправе обратиться с жалобой в федеральный суд, который может изменить или отменить решение мирового судьи, если оно противоречит законодательству РФ. К судам субъектов РФ федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" отнесены конституционные (уставные) суды, которые вправе рассматривать вопросы соответствия законов и иных нормативных актов республиканских и региональных органов госвласти Конституциям республик в составе РФ или уставам краев, областей, и автономной области, автономных округов. Решение, принятое таким судом в пределах своих полномочий, не может быть пересмотрено даже

6

Конституционным Судом РФ. Система арбитражных судов, согласно федеральному конституционному закону, включает в себя Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ. 
Суды общей юрисдикции действуют в границах каждого из субъектов РФ и их вхождение в единую федеральную судебную систему призвано обеспечить независимость судей от местных властей. В целях же гарантии независимости федеральных судей законом предусматривается довольно сложная процедура: судьи назначаются Президентом РФ по представлению председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении соответствующих квалификационных коллегий судей и по согласованию с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ. Последнее гарантирует учёт интересов регионов, поскольку судьи, чьи кандидатуры не уда-лось согласовать, не могут быть представлены для назначения. Чтобы улучшить организационное и материальное обеспечение федеральных судов закон предусматривает создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ, который отчасти перенял функции, принадлежавшие ранее Министерству юстиции. Руководителя департамента назначает на должность председатель Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. 
2. Независимость судебной власти. Гарантии независимости судей. 
Исходя из конституционного принципа разделения властей в государственном устройстве Российской Федерации суды, как органы власти самостоятельны и независимы в отправлении правосудия. 
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Этим преследуется цель оградить суды от местных влияний, создать условия для их полной самостоятельности и независимости, поставить суды в равные материально-технические условия обеспечения осуществления правосудия. 
В рамках действия конституционного принципа разделения властей важнейшим критерием самостоятельности и независимости судебной власти выступает независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону (ч.1 ст. 120 Конституции РФ). Заметим попутно, что считаем более предпочтительной конституционную формулировку, согласно которой судьи подчиняются "только Закону", с учётом не только того, что Конституция - это также закон, хотя и верховенствующий ("основной"), но главным образом потому, что из формулировки ч.1 ст. 120 действующей Конституции РФ исключаются конституции и уставы субъектов РФ и нефедеральные законы, которым судьи, пусть даже и не из системы федеральных судов, как бы и не обязаны подчиняться. 
Установлены законодательно следующие основные правовые гарантии

7

независимости судей: 
- предусмотренная законом процедура осуществления правосудия исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения в совещательной комнате, в которой могут находиться только судьи, входящие в состав суда по данному вопросу и др.); 
- преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; 
- освобождение судей от обязанности отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности; 
- несменяемость судьи (ч.1 ст. 121 Конституции Р.Ф.), т.е. стабильное сохранение им занимаемой должности, смена которой может произойти только с согласия судьи, полученного по его доброй воле; 
- прекращение или приостановление полномочий судьи не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом (ч.2 ст. 121 Конституции РФ). Порядок и основания прекращения или приостановления полномочий судьи устанавливаются федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации"; 
- право судьи на отставку по собственному желанию независимо от возраста; 
неприкосновенность судьи, который не может быть привлечён к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ч.2ст. 122 Конституции РФ). 
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, выполняющим его обязанности, при наличии на возбуждение уголовного дела согласия квалификационной коллегии судей, которая и после дачи согласия на возбуждение уголовного дела осуществляет контроль за ходом его расследования. Только с её согласия судья может быть подвергнут приводу, заключен под стражу, привлечен к участию в деле в качестве обвиняемого. Заключение судьи под стражу допускается только с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, или по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным судом РФ; 
- ограждение личности судьи от всяких посягательств, а также неприкосновенность его жилища и служебного помещения, используемого им транспорта и средств связи, его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и документов; 
- непривлечение судьи к какой либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении; 
Судья не подлежит административной ответственности и к нему не может быть применена ни одна из мер административного взыскания. Неприменимо к судье

8

также ни одно из предусмотренных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий; 
- предоставление судье за счёт государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу. 
Независимость судьи сводится, в конце концов, к свободе судебного усмотрения, защищенности от какого-либо и чьего-либо воздействия и влияния при принятии решения и вынесении приговора. Признается единственный вид зависимости, причем зависимости, обязательной для судьи, - подчинение его закону ("Конституции Российской Федерации" и федеральному закону). 
Конституция РФ не говорит ничего о независимости самого суда как органа власти. Из принципа разделения властей вытекает, безусловно, признание самостоятельности и независимости этого органа судебной власти, но в отличие от органов других отраслей государственной власти - президентской, законодательной, исполнительной - независимость суда основывается именно на независимости судьи. Тем не менее, независимость суда как органа правосудия, судебной власти, принимающего решения и выносящего приговоры, требует, на наш взгляд, специального конституционного и законодательного закрепления. Могло бы быть узаконено следующее положение: организационно независимость суда проявляется в том, что ни один вышестоящий государственный орган, в том числе и судебный, не правомочен оказывать влияние на существо судебных решений. С другой стороны, по содержанию своей деятельности суд не связан никакими соображениями, чуждыми правосудию, т.е. установлению истины, объективности, справедливости и гуманности. Обе эти стороны формируют генеральный принцип: в своих решениях суд связан только законом и правом. (Заметим, что в Конституции ФРГ, например, провозглашается, что законодатель связан конституционным правопорядком, а исполнительская и судебная власть - законом и правом). 
Обеспечение реальной независимости судов придаёт особую остроту и актуальность их финансированию и материально - техническому обеспечению, поскольку в этом, особенно на местном уровне, коренятся многие источники потенциальной угрозы для независимости органов правосудия. 
Итак, осуществляемая судом власть - "судебная власть" это и есть правосудие. Но судебная власть, правосудие в системе разделения властей имеет свои специфические особенности. 
3. Особенности судебной власти. 
К наиболее существенным особенностям судебной власти относятся следующие: 
1. Как уже отмечалось, эта власть может осуществляться исключительно судам и в этом смысле обособление судебной власти от других форм государственной власти - президентской, законодательной, исполнительной - проводится особенно четко вследствие монопольного сосредоточения ее в рамках системы судебных органов,

Информация о работе Толкование права, его этапы результат, значение.