Толкование норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 18:48, курсовая работа

Краткое описание

Тема толкования правовых норм является традиционной в юридической науке. Традиционным является и вопрос об общем понятии толкования права, к тому же в отечественной литературе он является дискуссионным.
Основные точки зрения на этот вопрос представляются следующими:
толкование есть уяснение смысла права;
толкование - разъяснение смысла права;
толкование, как уяснение и разъяснение смысла права;

Содержание

Введение.
Понятие толкования.
2.1. Толкование уяснение правовых норм.
2.2. Толкование разъяснение правовых норм.
2.3. Результаты и способы толкования.
3. Функции толкования.
3.1. Интерпретационные акты.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по ТГП.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Специфика правового толкования требует использования в этом процессе специальных процедур, технологий, способов.

Под способами толкования понимается совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания норм права.

В юридической науке и практике различают следующие способы:

  • Грамматическое толкование. Всякий правовой акт представляет собой выраженную словами мысль законодателя. Слова, выражающие мысль, имеют самостоятельное значение. Однако, находятся с другими словами в определенной логической связи, в следствии чего приобретают ограниченный и подчиненный общему строю смысл.
  • Логическое толкование. Это толкование правового акта по его смыслу с использованием законов логики. Именно посредством этого способа устанавливается весь объем содержания нормы, устраняются имеющиеся в ней неясности.
  • Систематическое толкование. Существование данного способа толкования предопределяется системностью права. Он заключается в уяснении смысла конкретной нормы путем сопоставления её с остальными нормами.
  • Историко-политическое толкование. Материалистический подход к праву предполагает, что содержание права, правовые отношения могут быть правильно поняты только в тесной связи с порождающими их общественными отношениями. Реализация правовых предписаний не возможна без раскрытия их политического и социально-экономического содержания.
  • Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов. При этом используются различные юридико-технические средства и приемы.
  • Телеологическое (целевое) толкование.  Направлено на уяснение целей издания правовых актов.
  • Функциональное толкование. В некоторых случаях для уяснения смысла нормы недостаточно брать во внимание только её анализ и общие условия реализации. Иногда интерпретатор должен учитывать условия и факторы, при которых реализуется норма. Бывает, что именно он позволяет «поставить точку» в уяснении содержания нормы и правильно применить её на практике.

Использование различных способов толкования позволяет интерпретатору правильно и полно выявить волю законодателя.

Результаты толкования могут быть различны в зависимости от соотношения  «духа» и  «буквы», от соотношения объемов, занимаемых первым или вторым и различают виды толкования права.

Буквальное  толкование - это когда смысл толкуемой нормы права («дух») полностью с текстом источника права («буквой»).  «Результаты такого толкования полностью адекватны словесной форме правового явления.  В частности, хороший закон прост и понятен, а это бывает при отсутствии необходимости искать «подводные камни».

Например, в Г.К. РФ в ч. второй, статье 1028 говорится о том, что «договор о коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме», т.е. здесь сказано не более и не менее того, как можно как можно еще сформулировать данное требование к форме договора. По идее содержание правовой нормы должно иметь строго определенное значение и не зависеть от способа толкования.

Если в результате уяснения  оказывается, что действующее содержание нормы несколько шире ее текстуального выражения, то толкование будет распространительным. Например, в гражданском праве есть термин «утрата»,  содержание которого значительно шире, чем буквальное значение слова,  а именно: как гибель, разрушение, а также все другие случаи прекращения существования предмета.

Ограничительное толкование применяется тогда, когда раскрытое содержание нормы в результате толкования является более узким, чем ее буквальный текст. Например, в качестве основания освобождения от ответственности лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, за неисполнение или ненадлежащее  исполнение обязательства в ст.401 ГК РФ указывается на «непреодолимую силу». Это выражение

должно пониматься в более узком смысле, т.е. «непреодолимое» не в психологическом, нравственном или даже в социальном значении, а только в значении непредотвратимости, стихийно- природной  неотвратимости наступления вредоносных последствий, которые в условиях нормальной жизнедеятельности современного общества невозможно предотвратить.

Распространительное и ограничительное толкование не влияют на содержание нормы и не нарушают ее непогрешимости, а только выявляют действительный смысл юридической нормы, смысл «буквы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции толкования.

Толкование как специфическая деятельность имеет важное значение для правового регулирования, является необходимым условием существования и развития права. Оно выполняет следующие функции:

Познавательная функция. Она вытекает из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых предписаний.

Конкретизационная функция. При толковании правовые предписания зачастую конкретизируются, уточняются с учетом конкретных обстоятельств.

Регламентирующая функция. Толкованием в форме официального разъяснения как бы завершается процесс нормативной регламентации общественных отношений. Это означает, что граждане и организации, а так же органы государства и должностные лица, применяющие право, должны руководствоваться не только юридическими нормами, но и актами их официального толкования.

Правообеспечительная функция. Некоторые акты толкования издаются для обеспечения единства и эффективности проавоприменительной практики. Таковы, например, разъяснения Центризбиркома о порядке применения норм Закона о выборах.

Сиглализаторская функция. Толкование нормативных актов позволяет обнаружить их недостатки технического и юридического характера.это является «сигналом» для законодателя о необходимости совершенствования соответствующих норм.

В литературе была высказана интересная мысль о проспективном толковании, в ходе которого осуществляются, толкование, интерпретация, мысленная «оболочка» норм права на стадии их разработки.

В конечном счете толкование как юридическая деятельность служит задачам обеспечения законности и повышения эффективности правового регулирования. В современных условиях его актуальность значительно возросла. Это объясняется тем, что в последние годы законодательство основательно обновилось, в нем появились новые нормы и целые отрасли, разделы права (например, частное право). Правотворчество теперь осуществляется на иных принципах, применяются новые юридические термины и конструкции, совершенно иной тип регулирования. В законодательной практике все шире используется зарубежный опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Интерпретационные акты.

Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого осуществляют интерпретационные акты (акты толкования), которые можно определить как правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

В первую очередь нужно отметить, что данные акты являются правовыми. Они издаются компетентными государственными органами, имеют обязательный характер, формально закреплены, их реализация обеспечивается государством. В этом состоит их сходство с иными правовыми актами. По другим же признакам интерпретационные акты достаточно сильно отличаются от нормативных и правоприменительных.

Так, нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. Иначе говоря, толкование при всей своей значимости не может «творить» новые нормы, а интерпретатор не может заменить законодателя. Не имея норм права, интерпретационный акт неотделим от толкуемого нормативного акта. Они разделяют общую судьбу: при утрате нормативным актом юридической силы утрачивает значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.

В науке неоднократно поднимался вопрос о юридической природе актов официального толкования, о том, содержат ли они нормы права. Основания для постановки подобного вопроса дает действующее законодательство. Так, ст.30 Закона об Арбитражном суде закрепляет, что «разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РСФСР обязательны для всей системы арбитражных судов РСФСР». Аналогичные нормы есть и в законе о прокуратуре.

Однако судебные органы Росси не обладают правотворческой компетенцией. Их акты – это акты толкования. Судебный прецедент в нашей стране не считается источником Российского права. В науке предложено решение указанного противоречия: предписания общего, характера, содержащиеся в актах официального толкования, надо считать не нормами права, а правоположениями, которые имеют юридическое значение. Правоположения, не будучи юридическими нормами, не могут составлять основу правоприменительных решений.  Правотворческие органы, в свою очередь, должны следить за правоприменительной практикой и оперативно вносить изменения в действующее законодательство, базируясь на сформировавшихся правоположениях.

Поскольку интерпретационные акты – акты правовые, они имеют форму выражения и публикуются в официальных источниках. Например, интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда  и публикуются в «Бюллетене Верховного Суда РФ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

Толкование права необходимо в силу противоречия между формальным характером правовых норм и динамикой общественных отношений. В силу формальной определенности правовые предписания остаются неизменными, стабильными до их изменения. В тоже время общественная жизнь изменяется постоянно. Поэтому не редко закон применяется в существенно изменившихся по сравнению с моментом его издания условиях.

Толкование – не обычный мыслительный процесс, не просто акт познания, а деятельность, процесс протекающий во времени. Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.

Уяснение – это процесс понимания, осознания содержания норм «для себя». Разъяснение же – объяснение, доведение усвоенного содержания для других.

Подводя итог по данному вопросу, нужно отметить большое значение для правильной и эффективной работы право применителя знаний основных видов толкования норм права. Умение отличать, систематизировать и использовать различные интерпретационные акты является одним  из условий успешной деятельности при квалификации поведения субъектов права, правильной  юридической оценке поступков человека, составлении

юридически аргументированных процессуальных актов и обобщений правоохранительной практики. Этому должна предшествовать повседневная работа по выявлению, анализу и систематизации различного рода разъяснений.

Использование различных способов толкования позволяет интерпретатору правильно и полно выявить волю законодателя.

В конечном счете толкование как юридическая деятельность служит задачам обеспечения законности и повышения эффективности правового регулирования. В современных условиях его актуальность значительно возросла. Это объясняется тем, что в последние годы законодательство основательно обновилось, в нем появились новые нормы и целые отрасли, разделы права (например, частное право).

Правоположения, не будучи юридическими нормами, не могут составлять основу правоприменительных решений.  Правотворческие органы, в свою очередь, должны следить за правоприменительной практикой и оперативно вносить изменения в действующее законодательство, базируясь на сформировавшихся правоположениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список литературы.

1.Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)

2. О судебной системе РФ” от 31.12.96; вступил в законную силу с 1.01.97.

3. О статусе судей в РФ” Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I

4. ГК РФ 1-ая от 30.11.1994 г. N 51-ФЗ и 2-я от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ)

5.  Уголовный кодекс РФ (действует с 1.01.97г.)

6.  “Бюллетень Конституционного суда РФ”

7.  “Бюллетень Верховного суда РФ”

8.  Комментарий к Конституции РФ, подготовленный Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, М.,1994г.

9. Агешин Ю.А. Политика. Право. Мораль. М. 1982г.

10. Алексеев С.С.  Государство и право, начальный курс, М., 1996г.

11. Вопленко И.Н.  Официальное толкование норм права, М., 1976г.

Информация о работе Толкование норм права