Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:33, курсовая работа

Краткое описание

Предметом изучения является типы государств.
Цель данной работы подробно охарактеризовать типы современных государств. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть понятие типологии государства;
Охарактеризовать проблемы типологии государств;
Изучить подходы типологии государств;

Содержание

Введение_________________________________________________3
Глава 1. Понятие, подходы и проблемы типологии государств ___7
1.1.Понятие типологии государства__________________________7
1.2. Проблема типологии государств ________________________ 10
1.3. Подходы к типологии государств________________________12
Глава 2. Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории_________________________________________16
2.1. Типология государств согласно формационной теории______16
2.2. Типы государств согласно цивилизационной теории________24
Глава 3. Другие критерии для выделения типов государств______27
3.1. Типы государств по форме правления ___________________27
3.2. Типология государств по их отношению к религии_________30
3.3. Типы государств по форме государственного устройства ___32
Заключение _____________________________________________34
Список используемых источников и литературы______________37

Вложенные файлы: 1 файл

Типы современных государств.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Президентская республика - это форма правления, где                         президент непосредственно при определенном парламентском                         контроле формирует правительство, которое несет перед  ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы   государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют смешанные "полупрезидентские" (президентско-парламентарные) республики (Франция,   Финляндия, Португалия), в которых парламент  и президент  в той или иной мере делят свой контроль и свою  ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что  монархия и республика как формы                         правления доказали исключительную живучесть,                         приспособляемость к различным  условиям и эпохам  политической истории. По сути дела, все государства   облекаются именно в названные формы.

3.2. Типология  государств по их отношению  к религии 

 

Можно классифицировать государства по такому основанию,                         как отношение официальной власти к религии. С этой точки   зрения принято выделять светские, клерикальные,    теократические и атеистические государства.                         

 Светское  государство - это государство, где                         последовательно проведено отделение церкви от  государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и   атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.

Принцип светского государства  зафиксирован в                         конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия   и др.). Конституция Российской Федерации 1993 г.  устанавливает, что Россия - светское государство (статья   14). Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные  объединения отделены от государства и равны перед   законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать  индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять  религиозные и иные убеждения и действовать в  соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав   регулируется законом России "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г.

Клерикальное  государство - это государство, где церковь                         имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью  является англиканство, ее главой выступает глава   государства - монарх, ныне королева Елизавета II.                        

 Теократическое государство - особая форма организации                         государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии.   Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит                         главе господствующей церкви (он же глава государства),                         признаваемому "живым богом", "наместником бога на   земле", "первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные  полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются "веления бога" - Священное писание, шариат и   т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин   "Теократия" встречается в сочинениях Иосифа Флавия.  Примерами Теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат).   В настоящее время примером теократического государства является Государство-город Ватикан, представляющий собой  абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат   Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Атеистическое государство - это государство в котором                         атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.

Атеистическими государствами  были СССР и другие страны                         социалистического лагеря. После  Октябрьской   социалистической революции и Советского Союз стал первой      в мире страной массового атеизма, где право  атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В СССР было созданы общества "Союз воинствующих безбожников" (1925).

3.3. Типы государств по форме государственного устройства

 

История существования  государства свидетельствует о     том, что во все века разные государства  отличались друг   от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления                         (административно-территориальные единицы, автономные                         политические образования, государственные образования,                         обладающие суверенитетом), а также степенью    централизации государственной власти (централизованные,    децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином "форма государственного    устройства", под которой понимается территориальная                         организация государственной власти, соотношение  государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства                         двумя основными среди них  являются унитарная и    федеративная. Третья форма государственного устройства -  конфедерация, но она встречается намного реже по     сравнению с двумя первыми.

 Унитарное  государство - это целостное централизованное                         государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют  статуса государственных образований, не обладают   суверенными правами. В унитарном государстве единые  высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной   государственной власти на всей территории страны. Органы   административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении -   центра и местных представительных органов.

Федеративное  государство (федерация) - это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты,  земли, кантоны и п. д.) являются государствами или   государственными образованиями, обладающими    суверенитетом. Федерация строится на началах  децентрализации.


            Заключение

 

В науке теории государства  и права четко определилось две разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии государств, в принципе, представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени.

Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической  формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый - экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй - надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.

Первый исторический тип государства – рабовладельческое  государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов.

В нашей стране долгое время доминировала формационная теория. Более того, наше государство считалось  социалистическим, и одно его существование  гарантировало гражданам «светлое будущее» – коммунизм. Но этого не произошло, и этот факт говорит о наличии недостатков и недоработок в данной теории.

Что касается цивилизационного подхода, согласно ему, определяющими  в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

В развитии цивилизации  проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств. И, наконец, третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Современное понимание  прогресса государственности выдвигает  на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Кроме того, есть еще один подход к изучению государства – информационный, который объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое.

Итак, учитывая все вышеизложенное видится, то, что цель, поставленная в начале достигнута и решены все поставленные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников и литературы

 

  1. Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. М.:Право, 1993.
  2. Венгеров А.В.  – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999
  3. Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999
  4. Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства, Учебник, М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000
  5. Иванов Р.А. – Учение о государстве и праве социалистического исторического типа в отечественной юриспруденции // Вестник Омского Университета, №4, 1999
  6. История политических и правовых учений – Учебник, под. ред. Нерсесянца Р.В., М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999
  7. Карасев В.И. – Общество, государство, цивилизация: к теории становления социумов, М.: МПСИ, 2000.
  8. Каск Л.И. Функции и структура государства. ЛГУ, 1969.
  9. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. - М.: Проспект, 2010 .
  10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.2.
  11. Общая теория государства и права  - Учебник, под. ред. Лазарева С.Н., М.: Юристъ, 1996
  12. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Былина, 1998.
  13. Теория государства и права. Курс лекций Матузова Н.И. и Малько А.В. – М. Юрист - 2004.
  14. Теория государства и права. Учебник / Алексеев С.С., Архипов С.И., Корельский В.М. и др.; под ред. Алексеева С.С.. – М., 2004.
  15. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М., Норма, 2003.
  16. Общая теория права и государства. Под ред. академика РАЕН В. В. Лазарева. М., 1994. С.458.
  17. Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах. Под ред. проф. М. Н. Марченко. М., 2004. С.498.
  18. Явич Л.С. Сущность права. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. С.627.

2 Там же

3  Там же

4 Каск Л.И. Функции и структура государства. ЛГУ, 1969. С.47.

5 Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М., Норма, 2003. 449 с.

6 Графский В.Г. – Всеобщая история права и государства, Учебник, М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000

7 Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М., Норма, 2003. 449 с.

8 Венгеров А.В.  – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999

9 Венгеров А.В.  – Теория государства и права, М.: Юриспруденция, 1999. С.143.

10 Вехорев Ю.А. – Типология государств. Цивилизационные типы государств// Вестник Нижегородского Университета, 1999




Информация о работе Типы государств согласно формационной и цивилизационной теории