Теория государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 06:49, реферат

Краткое описание

В философско-энциклопедической литературе можно найти разные определения государства. В Большом Энциклопедическом Словаре даётся следующее определение:
Государство – основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.

Содержание

1. Введение......................................................................................................стр.2
2. Исторические типы ...................................................................................стр.3
3. Признаки ....................................................................................................стр.8
4. Функции.......................................................................................................стр.9
5. Заключение................................................................................................стр.11
6. Список используемой литературы..........................................................стр.12

Вложенные файлы: 1 файл

(Теория государства и права-Реферат).docx

— 36.45 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

 

ИНСТИТУТ ФИНАНСОВ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине

 

«___Теория государства и права ___»

 

 

тема: «______Типы государства._____________________________________________________________ »

 

 

 

Выполнил:     Писарев И.Н.

__________________________________________________________

 

Проверил:

__________________________________________________________

Дата поступления  в учебную часть:

 

«…..» _________________2013 года

 

Дата проверки:

 

«…..» _________________2013 года

 

Оценка:

 

_______________________________

 

Подпись:

 

_______________________________

 

 

 

 

г.Москва

2013 год

Оглавление 
1. Введение......................................................................................................стр.2 
2. Исторические типы ...................................................................................стр.3 
3. Признаки ....................................................................................................стр.8 
4. Функции.......................................................................................................стр.9 
5. Заключение................................................................................................стр.11 
6. Список используемой литературы..........................................................стр.12 
 
Введение 
В философско-энциклопедической литературе можно найти разные определения государства. В Большом Энциклопедическом Словаре даётся следующее определение: 
Государство – основное орудие политической власти в классовом обществе. В более широком смысле под государством понимают политическую форму организации жизни общества, которая складывается как результат возникновения и деятельности публичной власти — особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся в случае необходимости на силу принуждения.  
В философском словаре под редакцией И.Т.Фролова читаем следующее: государство – основной политический институт, осуществляющий управление обществом, гражданами, материальными и культурными ценностями на определённой территории. Государство – политическая организация, преследующая определённые общие интересы и цели. 
У Томаса Гоббса можно найти другое определение: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты. 
Маркс и Энгельс трактовали государство как машину для угнетения одного класса другим, одновременно оно должно было выполнять важные политические, экономические и культурные функции. 
Возникает вопрос – почему существует такое количество определений одного понятия «государство»? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории возникновения государства. 
 
Исторические типы 
Каждой классовой общественно-экономической формации соответствует определенный исторический тип государства. Смена исторических типов государства — закономерный процесс ликвидации устаревших форм государственной организации общества, сковывающих его развитие, и замены их новой государственностью, способствующей складыванию и упрочению более развитого социального строя. Поэтому функции каждого последующего типа государства, методы их осуществления и его политические формы богаче и сложнее, чем организация политической власти предшествующих формаций. 
Первым в истории государства было рабовладельческое— диктатура класса рабовладельцев. Сущность этого государства отражала первое крупное классовое деление общества — на рабов и рабовладельцев. Возникновение рабовладельческого государства относится к 4—3-му тыс. до н. э., когда происходило формирование государств в Древнем Египте, Древнем Китае и на территории Двуречья. В рамках этого типа государства можно выделить государства Древнего Востока (Древний Египет, Вавилон, Ассирия и др.), в которых сохранялись пережитки первобытнообщинного строя. Особенности развития производительных сил (в частности, необходимость строительства и поддержания ирригационных сооружений) обусловили довольно значительную экономическую роль государства в этих странах, где характерной формой правления являлась деспотия, деспотическая монархия. Наиболее полного развития система рабовладельческого государства достигла в античных государствах Древней Греции и Древнего Рима. В государствах развитого рабовладения существовали различные формы правления: монархия (Римская империя), аристократическая республика (Спарта) или демократическая республика (Афины). Однако при этом разнообразии форм правления любое государство древности было государством рабовладельческим все равно — была ли это монархия или республика аристократическая или демократическая. 
Феодальное государство возникло в связи с зарождением феодальных производственных отношений. Его возникновение в Европе относится к 5—11 вв. Основу феодального общества составляла собственность феодала на землю, а феодальное государство являлось диктатурой класса феодалов. Основной формой правления феодального государства является монархия в различных её вариантах. Для периода феодальной раздробленности характерна раннефеодальная монархия, когда при наличии слабой центральной власти в государство имелось множество самостоятельных или полу самостоятельных (княжеств, сеньорий и т. п.). В процессе централизации государственной власти сложилась сословно-представительская монархия. Одной из опор центральной власти в этом процессе являлись зажиточные слои городов; в результате возникли органы сословного представительства (земские соборы в России, генеральные штаты во Франции, парламент в Англии и т. п.). Исторически последней формой феодального государства была абсолютная монархия, развившаяся в период окончательного преодоления феодальной раздробленности и завершения процесса образования централизованного государства. При абсолютной монархии верховная власть самодержавно и неограниченно принадлежит одному лицу — монарху, без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением. В эпоху феодализма существовали своеобразные города-государства, в которых устанавливалась республиканская форма правления. Власть в городах-Г. принадлежала богатой верхушке населения (городской аристократии, патрициату), её представители образовывали городской совет (сенат), избирали высших должностных лиц. Города-государства возникали, как правило, на важнейших торговых путях, в них наиболее широко развивались ремёсла и торговля, раньше всего складывались капиталистические отношения. Для всех Г. феодального типа характерна огромная роль церкви как политической и идеологической силы феодального общества, способствовавшей обеспечению и укреплению господства феодалов над массой эксплуатируемого населения. 
Буржуазное государство возникло в результате буржуазных революций, направленных против феодально-абсолютистской монархии и феодальных отношений. Там, где буржуазия в ходе этих революций шла на компромиссы с дворянством (например, Великобритания), буржуазное государство приняло форму конституционной монархии; там же, где буржуазия добивалась более или менее полного господства, оно выступало в форме демократической республики. Множественность форм правления буржуазного государства осталась и в последующем характерной чертой буржуазного типа государств, хотя различие этих форм существенно сгладилось. 
В эпоху империализма и особенно общего кризиса капитализма происходит огромный рост аппарата буржуазного государства. Воздействие государства на основные сферы общественной жизни возрастает, функции его расширяются. Эти процессы связаны прежде всего с обострением классовых противоречий. Рост сознательности и организованности рабочего класса и других трудовых слоев населения, широкое распространение коммунистических идей приводят, с одной стороны, к повышению уровня классовой борьбы, расширению антимонополистического и демократического движений, а с другой — к последовательному сужению социальной базы политического господства капитала. В этих условиях монополии всемерно укрепляют основное орудие своего господства — государство и его военно-полицейский аппарат. Усиление роли государства связано с милитаризмом и развитием государственно-монополистического капитализма. 
В условиях государственно-монополистического капитализма, при усложнении технико-производственной стороны жизни общества как следствия научно-технической революции, наряду с расширением функции принуждения значительных масштабов достигают экономическая функция буржуазного государства, а также его идеологическая активность внутри и вне страны. Государственно-монополистический капитализм соединяет силу монополий с силой государства в единый механизм в целях спасения капиталистического строя, обогащения монополий, подавления рабочего движения и национально-освободительной борьбы, развязывания агрессивных войн. Монополистический капитал уже не делит ни с кем политическую власть, а буржуазное государство выступает как орган по управлению делами монополистической буржуазии. Достигает апогея процесс сращивания монополий с верхушкой государственного аппарата. 
На политический режим, устанавливаемый буржуазным государством, на его формы правления существенное воздействие оказывает поворот монополистического капитала от буржуазной демократии к реакции как следствие сужения социальной базы государства и использования рабочим классом и другими трудовыми слоями институтов буржуазной демократии. Наиболее ярким выражением этого поворота является установление фашистской тоталитарной государственности (классическим примером такого государства была нацистская Германия). Однако и при сохранении буржуазно-демократических форм правления проявляются авторитарные тенденции к правлению "сильной личности", возрастает роль правительства и его аппарата за счёт умаления полномочий выборного парламента, ведётся наступление на демократические права и свободы граждан и организаций. Но авторитарный курс монополистической буржуазии наталкивается на противодействие широких народных масс во главе с рабочим классом, выступающих в защиту своих демократических завоеваний, за их расширение, что вызывает обострение классовых противоречий буржуазного общества. 
Для внешней функции империалистического государства характерно стремление к экспансии. Эта тенденция монополистического капитала дважды в 20 веке ввергла человечество в опустошительные мировые войны. Империалистические государства ведут подрывную деятельность, в том числе и идеологическую, против социалистических стран, ищут новые формы неоколониалистской эксплуатации государств Азии, Африки и Латинской Америки, вставших на путь независимости. 
Расширение экономической деятельности империалистических государств изображается буржуазными идеологами как якобы коренная трансформация и превращение его в "государство всеобщего благоденствия", а усложнение политической структуры современного капитализма— как процесс "диффузии власти". В действительности империалистическое государство было и остаётся основным орудием классового господства империалистической буржуазии, оно выступает как сила, пытающаяся задержать социальный прогресс, увековечить изжившие себя капиталистические общественные отношения. 
Социалистическое государство. В результате социалистической революции, влекущей за собой слом эксплуататорского аппарата государства, возникает принципиально новый тип государства — социалистическое.  
Принципиально новая сущность социалистического государства в сравнении с эксплуататорскими типами государства не могла не вызвать к жизни новых организаций государственной власти. Первой формой социалистического государства явилась открытая В. И. Лениным республика Советов. Построенная по принципу демократического централизма система выборных Советов, облечённых всей полнотой государственной власти, явилась в конкретных исторических условиях политической организацией, объединявшей всех без исключения трудящихся и представлявшей наилучшие возможности для государственного руководства массами со стороны рабочего класса и его партии. В странах народной демократии формы политической организации имели ряд особенностей в сравнении с Советами (например, наличие таких общественно-политических организаций, как Народный, или Отечественный, фронт, двух или нескольких партий), что было обусловлено историческими особенностями становления в этих странах диктатуры пролетариата. Многообразие форм социалистических государств подтверждает ленинское положение: "Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни" 
После полной и окончательной победы социализма диктатура пролетариата, выполнив свою историческую миссию, с точки зрения внутреннего развития страны перестаёт быть необходимой, а пролетарское государство закономерно превращается в орган выражения интересов и воли всего народа — общенародное государство. Такой стадии развития социалистическое государство достигло в Советском Союзе, где оно выступало как политическая организация всего народа при руководящей роли рабочего класса во главе с его авангардом — Коммунистической партией.  
Таким образом, проследив историю возникновения государства, попытаемся обобщить его признаки. 
 
Признаки 
Большой Энциклопедический Словарь выделяет следующие признаки государства: 
- наличие особой системы органов и учреждений, образующих в совокупности механизм государства (специфическое место в этом механизме занимает аппарат принуждения: армия, полиция и т. п.) 
- наличие права, т. е. обязательных правил поведения, устанавливаемых или санкционируемых государством. С помощью права государство как политическая власть закрепляет определённый порядок общественных отношений, а также структуру и порядок деятельности государственного механизма 
- наличие определённой территории, пределами которой ограничена данная государственная власть. Выступая как территориальная организация, государство активно способствовало процессу формирования наций. 
Как мы видим, данные признаки обобщают упомянутые выше определения государства. 
Теперь посмотрим, какими функциями наделено государство. 
 
Функции. 
В энциклопедическом словаре «Конституционное право России» даются следующие функции современного государства: 
Экономическая. Применительно к современному государству содержание экономической функции охватывает: а) формирование экономической политики государства (разработка стратегических направлений экономического развития страны); б) создание правовых основ рынка (формирование системы рыночного законодательства; обеспечение равноправия форм собственности; развитие предпринимательства; государственно-правовая охрана собственности, прав и интересов потребителей; ограничение монополизма и недобросовестной конкуренции); в) внешнеэкономическая деятельность государства (деятельность, связанная с интеграцией национальной экономики в мировую, государственное стимулирование иностранных инвестиций); г) оперативное управление государственным сектором экономики — государственными предприятиями, учреждениями, являющимися объектами собственности государства. Государство осуществляет бюджетное финансирование государственных организаций культуры, а также стимулирует посредством налоговых льгот, кредитов и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных организаций культуры, в иных формах осуществляет протекционизм в области культуры.  
Финансовая. Эта функция государства возникает вместе с появлением государства и безотносительно к его типу, форме, характеру развития сохраняет свое значение. Финансовая функция современных государств направлена на выполнение следующих основных задач: а) налогообложение, взимание налогов, сборов и пошлин; финансирование и кредитование; осуществление финансового контроля (определение и учет доходов производителей, таможенный контроль и др.); б) формирование государственного бюджета и его исполнение. 
Социальная. Сравнительно новый вид государственной деятельности.  
Охранительная, которая предполагает: а) защиту прав и свобод граждан, охрану правопорядка, борьбу с преступностью и поддержание режима конституционной законности; б) оборону страны и обеспечение национальной безопасности; в) государственную поддержку мирового правопорядка. 
Экологическая. Это жизненно важная функция любого современного государства. В системе права современных государств есть специальная отрасль — природоохранное законодательство, призванное регулировать деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды. Предусмотрены конкретные предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей, применяются эффективные меры воздействия к нарушителям природоохранных законов. Экологическая деятельность государства имеет планетарное значение и не ограничивается собственной территорией. 
Функция государственной поддержки науки, культуры, образования. Государство в современных условиях не может и не должно "уходить" из этих сфер. Протекционистская политика государства в этих сферах — наиболее специфическая форма государственной деятельности, связанная с поддержкой и развитием науки, культуры и образования. 
Философский словарь выделяет две функции государства: внутренние и внешние. К внутренним относятся: защита существующего способа производства, экономической и социальной системы, охрана общественного порядка и поддержание дисциплины, регулирование социальных отношений. К внешним функциям относятся: защита интересов данного государства в его отношениях с другим государством на международной арене, обеспечение обороны страны, либо военные и политические экспансии в отношении другого государства, развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе равенства и взаимного уважения. 
 
Заключение. 
Было время, когда государства не было. Ленин пишет: «государство появляется там и тогда, где и когда появляется деление общества на классы, когда появляются эксплуататоры и эксплуатируемые». Государство – это особый аппарат принуждения людей. Но существует разница между государствами капиталистическим и социалистическим. При капиталистическом государстве один человек или небольшая группа людей подчиняют себе большинство. При социалистическом государстве действует принцип – «выборность снизу доверху, периодическая отчётность сверху донизу, подчинение меньшинства большинству». Можно долго спорить, какое государство лучше. Что и делали философы, экономисты, политики, социологи на протяжении всего существования человечества. По моему мнению, у каждого типа государства есть свои плюсы и минусы, но государство должно существовать, потому что иначе будет хаос и анархия. 
 
Список используемой литературы:

 
1. Большой Энциклопедический словарь  под редакцией А.М.Прохорова, 1984 год, Москва, «Советская энциклопедия»; 
2. Т.Гоббс. Том 2. 1991, Москва, «Мысль»; 
3. Ленин В.И. «Избранные сочинения», том 9, 1987, Москва, «Политическая Литература»; 
4. Философский словарь под редакцией И.Т.Фролова, 2001, Москва, «Республика»; 
5. Энциклопедический словарь «Конституционное право России» под общей редакцией В.И. Червонюка, 2002, Москва, «Юридическая литература».

 


Информация о работе Теория государства и права