Типология государства: понятие, критерии, подходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение различных критериев для типологизации государств и непосредственно их типов.
Достижение поставленной цели реализуется в процессе решения следующих задач:
– рассмотреть сущность типологии государства;
– изучить основные подходы к типологизации государств;
– исследовать критерии для выделения типов государств.

Содержание

Введение 5
1Типология государства. Понятие и значение 8
2 Иные подходы к типологизации государств 11
2.1 Типология государства с точки зрения формационного подхода 11
2.2 Типология государства с точки зрения цивилизационного подхода 17
3 Критерии для выделения типов государств 35
3.1 Форма государства 35
3.2 Формы правления 36
3.3 Формы государственного устройства 44
3.4 Формы государственного режима 47
3.5 Типология государств по их отношению к религии 51
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

типолог. государств.doc

— 268.50 Кб (Скачать файл)

         Во-первых, понятием цивилизационный тип государства обозначается совокупность признаков государства, отражающих уровень и особенности культуры в сфере взаимодействия общества с природой. Особенности взаимодействия государства (общества) с природой определяются религиозными (идеологическими), географическими, этническими и технико-экономическими факторами. Все эти факторы по-своему влияют на цивилизационные характеристики государства, на его структурные особенности и функции. Однако среди названных факторов основными являются те, которые определяют уровень развития материальной культуры, т.е. технико-экономические факторы. На основе технико-экономических показателей строятся различные варианты цивилизационной типологии государства. Например, различаются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации. 13

         Культурные особенности государства зависят в значительной степени и от господствующей в стране религии, а более широко – от сложившейся официальной идеологии. Поэтому цивилизационные типы государства зачастую разграничиваются по религиозному признаку. В современной западной литературе постоянно подчеркивается различие между государствами христианской, мусульманской и других цивилизаций с тем, чтобы «доказать» культурное превосходство государств христианской цивилизации в западном ее варианте перед прочими государствами.

         Культурное своеобразие цивилизационных типов государств обусловлено также этническими и географическими факторами. Научная и популярная литература изобилует такими терминами, как, например, государства арабской, китайской, индийской и т.д. цивилизаций; не менее часто встречаются в литературе и такие термины, как государства Средиземноморской, Восточной, Западной и т.д. цивилизаций.

         Во-вторых, цивилизационный тип государства рассматривается в науке как категория, отображающая противоположные тенденции в развитии культуры в сфере межгосударственных отношений. Как известно, к концу XIX века произошла смена свободной рыночной конкуренции капиталистической монополией и капитализм вступил в империалистическую стадию своего развития, которая характеризуется господством в экономике и политике монополистического капитала. Наступила эра борьбы империалистических стран за раздел и передел мира, эра мировых экономических кризисов и войн. После первой мировой войны образуются тоталитарные фашистские государства. После второй мировой войны, начиная с середины 50-х годов, человечество вступает в эпоху научно-технической революции. Развертывание НТР сопровождается интернационализацией мировых хозяйственных и культурных связей, ростом взаимозависимости государств и расширением интеграционных процессов.14

         Вследствие этого возрастает значение международных организаций, увеличивается их число, повышается роль международного права, оно демократизируется. Вместе с тем интернационализация хозяйственных, культурных и других связей на базе всемирных рыночных отношений неизбежно ведет к их сосредоточению в определенных центрах, каковыми являются в наше время США, страны Западной Европы и Япония. Поэтому названные страны используют различные формы межгосударственной интеграции в своих интересах, в целях универсального и глобального закабаления народов всего остального мира. Возникает новая форма тоталитаризма, исключительно гибкая, всеобъемлющая и значительно более мощная и не менее зловещая, чем фашизм. В лице США и его «партнеров» мы имеем дело фактически с настоящим космополитическим (тоталитарным) государством, международным жандармом, диктующим свою волю другим народам в виде так называемых общечеловеческих норм и ценностей, выносящим «приговоры» народам и государствам, нарушающим установленный ими новый международный порядок. Стало быть, в современную историческую эпоху понятие цивилизационного типа служит инструментом выделения в особую категорию передовых демократических национальных и многонациональных государств в целях их противопоставления тоталитарным империалистическим государствам.

         В-третьих, термин цивилизационный тип государства обозначает определенные тенденции в развитии человеческой культуры во взаимоотношениях государства с обществом. В условиях товарного производства и обмена неизбежно существование двух тенденций развития взаимоотношения государства с обществом. Первая выражается в существовании различных авторитарных типов государства, в которых государство рассматривается как самоцель, а гражданское общество как казначей, всецело подчиненный ему и лишенный собственной воли.

Таковы военно-полицейские, деспотические и другие государства, поглощающие собой гражданскую жизнь людей, как общественную, так и частную. Вторая линия развития взаимоотношений государства с обществом в условиях современного капиталистического товарного производства выражается в усилении независимости общества от государства; она находит свое проявление в либеральных правовых государствах.

         Различают западные и восточные  цивилизации, а также западную христианскую, восточную христианскую, мусульманскую, буддийскую цивилизации.

         Тип государства определяется по типу цивилизации.

         По отношению государства и  личности различают следующие виды государств15:

         а) традиционные – в них народ  не является источником власти, полномочия государства не ограничены;

         б) современные (конституционные) – народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности.

         Оценка16:

  • Достоинство – системность анализа;
  • Недостаток – нечеткость критериев классификации.

         Таким образом, упрощенно можно сказать, что цивилизация – это уровень развития общества. При этом учитываются не только экономический, но и другие факторы: образовательный, этнический, религиозный, культурный, географический и др.

        Представители: Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер, Питирим Сорокин.

         Историю человечества объясняют как историю самобытных цивилизаций, каждая из которых проходит в своем развитии этапы становления, расцвета и гибели.

   Государственная территория (ГТ) выступает естественной средой обитания населения и функционирования государства. Она, в пределах государственных границ, охватывает часть поверхности земной суши, внутренние и территориальные воды, простирающееся над сушей и водами воздушное пространство с присущими им природными, а также созданными человеческой деятельностью свойствами и ресурсами. ГТ как особого вида ресурс характеризуется протяженностью (площадью), особенностями географического положения, определенными типами природных ландшафтов, уровнем хозяйственной освоенности и т.д. В пределах государственных границ территориально совмещены все структуры и системы управления страны, что обеспечивает целостность территориальной организации общества, развития производительных сил и культурного строительства. В прошлом размеры территории государства и ее приращение воспринимались как символ могущества и залог геополитической мощи.

Однако проведение политики максимального территориального роста в последующем  развитии страны часто порождает проблемы эффективного использования территории из-за нехватки ресурсов (демографических, экономических и др.) для ее освоения, наличия природных барьеров и ограничений (горные, пустынные районы, зона вечной мерзлоты), делающих часть территории малоприятной для жизнедеятельности и экономически эффективного хозяйственного освоения. Может возникнуть также проблема объединяющей государственной идеи, без которой большое государство, сталкиваясь с вызовами национализма и сепаратизма, подвергается территориальной дезинтеграции и распаду. Поэтому, несмотря на важность территориального ресурса, сама по себе большая площадь еще не гарантирует государству экономического процветания. Для политико-географической оценки важны не только размеры территории, но и ее качественные характеристики.

В состав территории государства, наряду с сушей и внутренними водами, входят территориальные воды Мирового океана, в пределах которых государство обладает юридикцией в полном объеме. Большая часть приморских государств (121) имеет территориальные воды от 3 до 12 миль, 6 – от 15 до 50 миль, а 13 – объявили установление 200-мильной зоны территориальных вод (латиноамериканские и некоторые африканские страны). Поскольку в 200-мильной зоне расположены основные рыбопромысловые районы, подводные ресурсы континентального шельфа многие страны устанавливают «зоны исключительного рыболовства» (4 – на расстоянии до 12 миль, 41 – от 20 до 200 миль и 93 – в пределах 200 морских миль (1990 г.) и «экономические зоны». В границах 200-мильной прибрежной экономической зоны прибрежные государства имеют суверенные права на разведку и разработку естественных ресурсов и недр, а другие страны пользуются свободой судоходства, имеют возмездный доступ к излишкам рыбопромысловых ресурсов. 17

Экономической принадлежностью государства является и континентальный шельф (примыкающая к государственной территории  часть морского дна до глубины 200 м, но не более 350 миль от берега или 100 миль от изобаты в 2500 м), где страны имеют исключительное право на разведку и эксплуатацию естественных ресурсов недр и дна моря, но не имеют суверенных прав на соответствующую акваторию, где остальные государства пользуются свободой судоходства и воздушных полетов, могут прокладывать кабели связи и трубопроводы. Таким образом, осуществление различных форм контроля над экономическими зонами и континентальным шельфом зачастую превышает сухопутную территорию приморских государств и увеличивает их ресурсный потенциал. Для стран, не имеющих выхода к морю (30 государств), предоставляется право свободного транзита через территорию других государств, а их судна должны быть трактованы в портах наравне с суднами прибрежных государств. Интересные фотоотчеты, отзывы, описание путешествия в Черняховск, вы сможете найти на сайте 33dorogi.ru.

В целом территориальные ресурсы неравномерно распределены между государствами и частями света. При росте интенсификации использования территории возникают проблемы перенаселенности, экологические проблемы совмещения различных функций на одной территории. Емкость территории отражает предел числа функций и нагрузки на нее при дополнительных вложениях. Если среднюю мировую обеспеченность населения территорией принять за единицу, то распределение этого показателя отличается значительной дифференциацией (табл. 2.1).

В политической географии применяется классификация стран мира по размерам их площади (табл. 2.1). Группа крупнейших стран, размером более 2,5 млн. км2, объединяет всего 9 государств, но вместе они занимают 55,8% поверхности суши, а на долю самой многочисленной группы очень малых стран менее 30 тыс. км2, приходится всего 1,3 %.

Оценивая государство по величине его территории  необходимо брать во внимание наиболее освоенную – эффективную территорию, где  функционируют основные экономические ареалы, центры, системы коммуникаций и экологические сети. Так, например, более 1/3 территории Австралии занимают пустыни, около 3/5 площади России расположено в трудных для проживания и ведения хозяйства районах.

 

Таблица 2.1 - Обеспеченность территориальными ресурсами частей света и отдельных стран (Машбиц, 2013)

Части света и страны

Обеспеченность населения территориальными ресурсами (среднемировая –1)

Австралия

19,4

Южная Америка

2,6

Северная Америка

2,5

Африка

2,1

Европа (без СНГ)

0,42

Азия (без СНГ)

0,39

Россия

5,0

Аргентина

3,7

Бразилия

2,5

США

1,6

Китай

0,36

Индия

0,17

Япония

0,13


 

 

Таблица 2.2 - Структура стран мира по размерам их территории

Территория, типы стран

Количество стран

Общая площадь

млн. км2

%

Крупные

(2,5 млн.км2 и более)

9

75,8

55,8

Большие

(350 тыс.- 2,5 млн.км2)

48

45,2

33,3

Средние (150-350 тыс.км2)

28

7,1

5,2

Малые (30-150 тыс. км2)

43

3,5

2,6

Мелкие (менее 30 тыс. км2)

66

1,8

1,3

Зависимые территории

-

2,3

1,7

Всего

194

135,8

100,0

Информация о работе Типология государства: понятие, критерии, подходы