Типология государства:характеристика формационного и цивилизационного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество разнообразных типов государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности, в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.

В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями переходные к социалистическому  типу. Сегодня китайские теоретики  более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности.

 

 

3.5. Переходное государство.

     

Говоря об основных исторических типах государств, формационная  теория утверждает, что в рамках одного и того же  исторического  типа  государства, как правило, существуют его разновидности. Их возникновение  при  одинаковой экономической и классовой базе  и  классовой  природе  обусловлено  наличием специфических  условий  –  это   соотношение   классовых   сил   в   стране, климатические условия, внешние условия и др.

     Такие разновидности государств в рамках одного и того же исторического типа носят обычно промежуточный характер. В переходных  государствах  власть принадлежит не одному, а коалиции двух  или  нескольких  классов.  Пример  – государства, возникавшие  в  период  перерастания  буржуазно-демократической революции в социалистическую. В такие периоды возникали и хотя  недолго,  но все же функционировали  государства  революционно-демократической  диктатуры пролетариата и крестьянства.  В  первые  годы  после  второй  мировой  войны переходную   природу   имели   восточно-европейские   государства   народной

демократии,  которые  позже   мирно   эволюционировали   в   ту   или   иную

разновидность социалистического  государства.

      Необходимость  ввести  в  формационную  теорию  понятие «разновидность государства» вытекает из того обстоятельства,  что  в  рамках  формационного подхода оказывается  затруднительно  описать,  объяснить  и  спрогнозировать развитие конкретной государственности у конкретного народа.

 

 

 

 

 

 

IV. Характеристика цивилизационного подхода.

   

 Иначе решается  вопрос о типе  государства   в  рамках  цивилизационного подхода:   социальная   природа   государства   определяется   духовными   икультурными факторами. Тойнби пишет: «культурный элемент представляет  собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации; в сравнении с ним экономический  и тем более политический планы кажутся искусственными,  заурядными  созданиями природы и движущих сил цивилизации.20»

Цивилизационный подход - исследование состояния и развития  общества,

закономерностей  смены  исторических  типов государств   с   точки   зрения

качественных  изменений  в  социокультурной  среде  общества,   в   духовной культуре народа, его религии и нравах.

      Цивилизационный подход выделяет  три принципа соотношения государства  и духовно-культурной жизни общества.

     1. Природа государства определяется  не  только  реальным  соотношением

        сил,   но   и   накопленными   в   ходе   исторического    процесса

        представлениями   о   мире,   ценностями,   образцами    поведения.

        Рассматривая  государство,  надо  учитывать не  только  социальные

        интересы и действующие силы, но и устойчивые,  нормативные   образцы

        поведения, весь исторический  опыт прошлого.

     2. Государственная власть как центральное  явление мира политики  может

        рассматриваться  в  то  же  время  как  часть  мира  культуры.  Это

        позволяет избежать схематизации  государства и  особенно  проводимой

        им политики  как  результата  отвлеченной  игры  сил  и,  наоборот,

        раскрыть связь государственной власти и престижа, морали и др.

     3. Разнородность культур –  во  времени  и  пространстве  –  позволяет

        понять, почему некоторые  типы  государств,  соответствующие   одним

        условиям, останавливались в развитии в  других  условиях.  В  сфере

        государственной  жизни   особое   значение   придается   различиям,

        вытекающим из своеобразия национальных  культур и черт   

        национального характера.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  4.1.Типология государств при цивилизационном подходе

 

Цивилизация - это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Выделяются следующие  типы цивилизаций (Дмитрук В. Н.): 21

1. древние государства; 

2. средневековые государства; 

3. современные государства. 

В отличие от формационного  подхода, цивилизационный подход содержит большое количество различных теорий. Здесь и теории экономического роста, и так называемые теории вызова, теории сближения капиталистических и социалистических систем.

Теории экономического роста чем-то напоминают марксистский подход, однако рассматривают государство не просто, как экономическую формацию, а как сложную развивающуюся систему, включающую в себя много различных факторов в той или иной мере действующих на нее (религия, уровень техники, науки, и т.д.). Эту теорию поддерживал У. Ростоу. Он выделял пять стадий экономического развития, и каждое существующее и существовавшее общество можно отнести к одной из них. Первой ступенью развития является традиционное – первобытное общество, за тем следует переходное общество, далее общество, находящееся в процессе сдвига, созревающее общество и общество, достигшее высокого уровня потребления. Каждое из этих обществ имеет свои свойства и характеристики, отличающиеся друг от друга.

   

К теориям экономического роста тесно примыкают теории менеджеризма и теории единого индустриального общества. Согласно им научная революция несет все необходимые социальные преобразования, не затрагивая при этом основы государственного строя (это противопоставление марксистскому  учению.) Вообще многие теории цивилизационного подхода «призваны бросить вызов марксизму и вытеснить его как метод рассмотрения современной истории».

Существует так же теория сближения социалистической и капиталистической систем. Так А.Д. Сахаров считал, что эти две системы должны слиться во едино, перенимая друг у друга все лучшее.

Другой подход в рамках цивилизационного заключается в  том, что каждое общество представляет собой замкнутое образование со своими особенностями экономики, культуры, религии, психологии и т.д. Эти теории разрабатывали А. Тойнби, Л. Н. Гумилев.

Вопрос о классификации  государств был глубоко исследован Л.Н. Гумилевым. Он разработал оригинальную теорию, по которой каждый народ (этнос) в своем развитии проходит определенные стадии, в каждой из которых имеет свои особенности культуры и особенности народного характера.

Суть его теории в  том, что люди объединяются по принципу комплиментарности. Комплиментарность- это неосознанная симпатия к одним людям и антипатия к другим, т.е. положительная и отрицательная комплиментарность. Когда создается первоначальный этнос, то инициаторы этого возникающего движения выбирают себе подходящих людей именно по этому комплиментарному признаку - выбирают тех, кто им просто симпатичен. Симпатия и антипатия играют очень большие роли в формировании этнических групп и создаваемых ими государств. 22

Этнос у человека –  это то же, что прайды у львов, стаи у волков, стада у копытных животных и т.д. Это форма существования  вида Homo sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, так и от чисто биологических характеристик, какими являются расы.23

По теории предложенной Гумилевым этносы в своем развитии проходят определенные ступени, на каждой из которых свои особенности культуры, науки, общественного уклада, социальных и правовых институтов данного этноса. Прохождение и само наличие этих ступеней развития связано с открытым Гумилевым явлением пассионарности, уровень которой и определяет фазу (ступень) развития этноса. Гумилев выделяет шесть таких ступеней:

1. Вспышка пассионарности и период подъема - характеризуется тем, что общество говорит человеку одно: «Будь тем, кем ты должен быть. Если ты король – будь королем, если ты слуга – будь слугой»24. Во время вспышки пассионарности происходит большое количество войн, конфликтов.

2. Акматическая фаза - люди теперь уже не хотят  занимать свое место. Они перестают  работать на общее дело и  начинают бороться каждый сам  за себя. Поэтому императив меняет  свое значение - «Будь самим собой». В таких случаях может возникнуть анархия за счет сильно пассионарных особей.

3. Фаза надлома - в  истории Европы фаза надлома  совпала по времени с реформацией.  В силу вступил новый императив  общественного сознания: «Мы устали  от великих, дайте пожить» Выживут,  правда, далеко не все (в те  времена в Германии осталось лишь 25% населения).

4. Инерционная фаза - возникает  общепризнанный идеал новой фазы (чаще – это отвлеченный идеал  человека). Это время, когда не  случается широкомасштабных войн, революций и других бедствий, присущих общественной жизни. Именно сейчас человек начинает покорять природу.

5. Фаза обскурции - это время когда сам по себе  императив поведения меняется  мало. Они говорят: «Мы на все  согласны, только вы нас кормите…». Всякий рост становиться явлением одиозным. Трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуальные радости вызывают ярость.

6. Гомеостаз - это все  что осталось после фазы обскурции,  Гумилев назвал это «Реликтовый этнос». Время гармоничных отношений человека и природы, недостижимый идеал современного хозяйства. Человек этнического гомеостаза – хороший человек, с гармоничным складом психики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив теоретические  аспекты данной проблемы, можно сказать, что типология представляет собой  метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления. Типология государств - это их специфическая классификация, осуществляется она в основном с позиции двух подходов, а именно - формационного и цивилизационного.

Еще не так давно формационный подход к исследованию типологии  государства считался в нашей  стране единственно верным. Признавался  только анализ общественной жизни, ее политической и правовой стороны, только как составной части классовой общественно-экономической формации. К.Маркс и Ф.Энгельс говорили, что ими создана совершенно новая наука об обществе.

Учения цивилизационного подхода напротив, больше опираются  на своеобразие культуры, религии, этническое самосознание, экономику, но, не возводя ее в ранг единственно возможного подхода к данному вопросу.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития

Цивилизационный подход к изучению типов государств тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном

сочетании они, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Типология государства:характеристика формационного и цивилизационного подхода