Типология государства:характеристика формационного и цивилизационного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество разнообразных типов государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

В многовековой истории  человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество разнообразных  типов государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной  классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Актуальность данной работы заключается в необходимости  изучения исторических типов государств, с целью оценить типы государств с современной точки зрения. Изучение данной темы также дает возможность сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государства.

Под историческим типом  государства понимаются взятые в  единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства и базис исторического типа общества.

Объектом исследования представленной работы является процесс  формирования и становления исторических типов государства согласно формационному подходу к типологии государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое), а также изучить теории классификации государств на типы согласно цивилизационному подходу. Предметом изучения является смена исторического типа государства (из рабовладельческого в феодальный, из феодального в буржуазный и т.д.).

Хронологические рамки  изучаемой темы очень широки –  начало рассматриваемого периода –  около 5 тыс. лет назад, когда произошло  формирование рабовладельческих государств - до нашего времени, когда современные государства сочетают в себе черты различных исторических типов.

Изучение данной темы предполагает достижение следующей  цели – рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных  подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государств.

Сформулированная цель предполагает решение следующих  задач:

    1. Дать характеристику историческому типу государства.
    2. Определить предпосылки формирования того или иного типа государства в историческом аспекте.
    3. Рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
    4. Проанализировать полученные знания по выбранной теме, обобщить их в работе и сделать выводы.

 

          В книгах перечисленных авторов рассматриваются государства с точки зрения разделения их на исторические типы и анализируются данные типы государств. Следует сказать, что оценка происходивших событий (формирования типов государства) у авторов разносторонняя (существует несколько подходов). В данной работе будет предпринята попытка, комплексно подойти к изучению данной проблемы и объективно оценить все представленные суждения о разделении государств на типы.

Структура работы следующая. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 29 страницах.

 

 

 

 

I Понятие типологии государства и ее необходимость.

 

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков. Типология государства - это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология является одним из важнейших приемов или средств раскрытия сути исторического процесса развития государства и права.

Что такое исторический процесс, история? - спрашивал в связи  с этим известный русский историк  В.О. Ключевский, живший на рубеже XIX-XX вв., и отвечал: "На научном языке слово история употребляется в двояком смысле: 1) Как движение во времени, процесс, и 2) Как познание процесса". Человеческое общежитие - "такой же факт мирового бытия, как и жизнь окружающей нас природы, и научное познание этого факта - такая же неустранимая потребность человеческого ума, как и изучение жизни этой природы. Человеческое общежитие выражается в разнообразных людских союзах, которые могут быть названы историческими телами и которые возникают, растут и размножаются, переходя один в другой, и, наконец, разрушаются, - словом, рождаются, живут и умирают подобно органическим телам природы. Возникновение, рост и смена этих союзов со всеми условиями и последствиями их жизни и есть то, что мы называем историческим процессом"1.

Развитие государства и права является важнейшей составной частью всего процесса развития человеческого общежития. Познание этого процесса, в том числе и через государственно-правовые системы, является в силу этого составной частью познания всего исторического процесса.

  При рассмотрении проблем типизации государств и правовых систем необходимо обратить внимание также на социальный смысл и назначение данного процесса. В общетеоретическом и политико-практическом плане значение процесса типологии заключается в следующем. Во-первых, в том, что вырабатываемые при этом идеи о типах государства и права дают ключ для правильного понимания процесса естественно-исторического развития рассматриваемых явлений и последовательного перехода их от одной качественной ступени к другой, от одного типа к другому. Смена исторических типов государства и права является одним из наиболее важных исторических моментов, без учета которых невозможно правильно понять ни развитие их сущности, ни социально-политическое содержание и назначение, ни изменение их форм, функций, места и роли в структуре политической системы общества.

Во-вторых, в том, что  типология облегчает понимание  внутренней логики и закономерностей  процесса исторического развития государства  и права, выступает как основа научного предвидения будущности государства и права России, равно как и многих других стран.

В-третьих, в том, что  процесс типизации государств и  правовых систем позволяет органически  сочетать исследование общих закономерностей  развития государственно-правовых явлений, свойственных всем без исключения типам государства и права, с их особенностями, присущими лишь отдельным типам, изучение всего процесса естественно-исторического развития государства и права в целом с процессом развития его отдельных составных частей, конкретных исторических ступеней.

В-четвертых, в том, что  в процессе типизации государств и правовых систем создаются все  необходимые предпосылки и возможности  для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права, их последовательного перехода от одной ступени к другой.

И, наконец, в-пятых, в  том, что процесс типологии государства  и права создает объективную  основу для научного изучения процесса естественно-исторического развития государства и права, позволяет проводить четкое различие между научными и псевдонаучными государственно-правовыми теориями, дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство в разных странах на строго научной основе.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.   Хактеристика формационного подхода.

     

Формационный  подход -  исследование  состояния и развития  общества, закономерностей  смены  исторических  типов  государств  с  точки   зрения качественных   изменений    в    экономическом    базисе    общества,    его производственных отношениях и классовой структуре.

      Как объясняет данное научное направление, любое общество  находится  в рамках  определенной  общественно-экономической  формации  и  включает   два основных и неравнозначных по характеру компонента.  Первый  -  экономический базис, состоящий из системы  производственных  отношений  и,  прежде  всего, отношений собственности. Второй -надстройка,  куда  относятся  общественное сознание, мораль,  право,  государство,  религия  и  наука.  В  общественно-экономической  формации  действуют  законы  определяющей  роли   базиса   по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

      В формационной теории большое значение  имеет  типология  государства, т.к.   природа   государств   различных   исторических    эпох    отличается принципиальными  особенностями.  Понятие  «тип  государства»   очень   точно выражает изменяющуюся исторически природу государства, позволяет  достаточно точно определить характер государства разных эпох истории.  Тип  государства – это система его важнейших сторон и  свойств,  порождаемых  соответствующей исторической эпохи свойственны одни и те же сущностные черты.

      С позиций формационной теории,  как  она  традиционно  трактовалась  в

отечественной  марскистско-ленинской  теории  государства,  тип  государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому  экономическому базису. То есть тип государства  – это тесно взаимосвязанные его   черты государства,  соответствующие  определенной  классовой  структуре  общества, которая обусловлена экономическим базисом.

III.    Типы государств согласно формационной теории

        

3.1. Рабовладельческое государство

 

Первым типом государства  в теории формационного подхода  является рабовладельческое государство. Это один из типов эксплуататорского  государства, которое является орудием класса рабовладельцев, и предназначение которого состоит в защите их интересов и прав.

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII—VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.).

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов. Главные создатели материальных благ — рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Они были обязаны работать, не имея права на жизнь. Их труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением2.

Основные классы рабовладельческого общества - рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений - восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н. э., восстание Спартака в 1 в. до н.э., др).

По марксистской теории право государства определяется его социальным предназначением и классовой сущностью. Право рабовладельческого государства защищает интересы исключительно класса рабовладельцев и их частной собственности.

Рабовладельческое государство  было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях.

К внутренним функциям относились:

1) охрана частной собственности  рабовладельцев и создание условий  для эксплуатации рабов и неимущих  свободных; 

2) подавление сопротивления  рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения и профилактики;

3) идеологическое воздействие  в целях поддержания порядка3.

Общесоциальные функции  государство осуществляло в той  мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Во внешней сфере  рабовладельческое государство  выполняло функции обороны своей  территории и мирных связей с другими  государствами, функцию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии4.

Пройдя период становления  и развития, рабовладельческое государство  вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.

                               

3.2. Феодальное государство

 

Естественное историческое развитие и последующая смена формы эксплуататорских отношений превращало рабовладельческое государство в феодальное. По классификации Маркса феодальное государство- это вторая ступень развития общества. В таком государстве уже признаются естественные права человека. К человеку, пусть даже и весьма зависимому, относятся именно как к человеку, а не как к говорящему орудию труда. Крепостные крестьяне если и независимы лично, то полностью привязаны к земле, которая принадлежит феодалам. Основной признак крепостного права тот, что крестьянство считалось прикрепленным к земле, - отсюда произошло понятие крепостного права.5

Информация о работе Типология государства:характеристика формационного и цивилизационного подхода