Техника установления и реализации правового режима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:35, контрольная работа

Краткое описание

Будучи юридической по своей природе, категория «правовой режим», с точки зрения содержания основывается на принципах права (законности, целесообразности, научности; принципе приоритета прав и свобод человека, принципе сочетания убеждения и принуждения и т.п.), устанавливается только при определенных условиях (среде) и всегда преследует благоприятную цель.

Содержание

1 Техника установления и реализации правового режима 3
2 Оговорки в нормативно – правовых актах Российского государства 7
3 Приведите примеры использования оговорок в нормативно – правовых
актах, регламентирующих отношения, связанные с осуществлением вашей профессиональной деятельности (или близкой к ней) 13
Список использованных источников 15

Вложенные файлы: 1 файл

Юридическая техника.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание


1  Техника установления и реализации правового режима 3

2  Оговорки в нормативно – правовых актах Российского государства 7

3  Приведите примеры использования оговорок в нормативно – правовых

актах, регламентирующих отношения, связанные с осуществлением вашей профессиональной деятельности (или близкой к ней) 13

Список использованных источников 15

 

 

 

 

1. Техника установления  и реализации правового режима

 

Правовой режим в широком смысле определяется как особый порядок законодательного урегулирования деятельности, действий или поведения физических и юридических лиц в различных сферах общественных отношений либо на определенных объектах, включающий в себя установление механизма обеспечения фактической реализации системы дозволений, стимулов, нормативов, гарантий, запретов, ограничений, обязываний, а также их компетентное исполнение и применение мер принуждения и привлечения виновных к ответственности.

Правовой режим в узком смысле – это закрепленное в нормах права особое сочетание юридического инструментария (юридических средств), характеризующееся наличием определенных условий, конкретностью (определенностью) общественных отношений, относительностью к определенному объекту и преследующее благоприятную, полезную для общества и государства цель.

Будучи юридической по своей природе, категория «правовой режим», с точки зрения содержания основывается на принципах права (законности, целесообразности, научности; принципе приоритета прав и свобод человека, принципе сочетания убеждения и принуждения и т.п.), устанавливается только при определенных условиях (среде) и всегда преследует благоприятную цель. С точки зрения же сущностной в основе «правового режима» лежит сочетание способов правового регулирования (чаще всего это – общее дозволение и запрет или общий запрет и дозволение). Это обязательно парное сочетание или комбинация юридических средств, но всегда с определяющей доминантой. В таком состоянии юридические средства способны взаимообеспечивать друг друга в правовом регулировании и обозначать в своей совокупности специфический необходимый баланс. Сужение общего запрета выступает в качестве конкретного дозволения и, наоборот, «уменьшение» общего дозволения ведет к образованию определенного запрета1.

Правовой режим является обобщающей категорией, вбирающей основные юридические средства в сфере действия права. Законодатель, устанавливая тот или иной правовой режим, востребует лишь те юридические средства, которые соответствуют целям, задачам, характеру регулируемых отношений.

Выделяются формы законодательного выражения правового режима, где парносочетающиеся юридические средства:

  1. имеются непосредственно в статье нормативно – правового акта;
  2. воплощаются через свои разновидности (льготы, поощрения, запреты, наказания);
  3. используются в нормативно – правовом акте не прямо, а косвенно (путем оговорки);
  4. употребляются в преамбулах, наименованиях статей, глав, разделов, в названиях самих актов.

Правовые режимы классифицируются по ряду оснований. В зависимости от:

  1. предмета правового регулирования выделяют конституционный, гражданско – правовой, административный, земельный и т.п.;
  2. их юридической природы – правовой и процессуальный;
  3. функций права – режим особого регулирования и особой охраны;
  4. содержания – валютный, таможенный, пошлинный режимы и т.п.;
  5. от субъектов правотворчества – общефедеральные, субъектов федерации, ведомственные, муниципальные, локальные;
  6. от правового статуса субъектов – режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;
  7. формы выражения – законный и договорный;
  8. сфер использования – внутригосударственные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономических санкций и др.)2.

В различных отраслях российского законодательства термин «правовой режим» встречается далеко не равномерно. Одни отрасли используют его достаточно часто, для других его появление в тексте нормативного акта носит эпизодический характер, третьи вообще его не используют. Можно сказать, что правовой режим – основное (причем комплексное) составляющее звено правовой материи. Из всех явлений правовой действительности, из всего правового инструментария он один снабжен всеми необходимыми элементами самостоятельного существования и эффективного функционирования.

Режим в обществе наполняется реальным содержанием в зависимости от конкретной для каждой страны среды. Среда установленного порядка – это те меняющиеся во времени социальные, экономические, правовые, культурно – духовные, этнопсихологические, внутри – и внешнеполитические условия или сферы жизни, оказывающие большое воздействие на формирование и эволюцию режима. Она имеет два основных аспекта: внутренняя среда, представляющая собой весь комплекс факторов внутригосударственного характера; внешняя среда, связанная с влиянием внешних, международных факторов, тенденция, глобальных или региональных воздействий3.

Внутренняя и внешняя среды не только влияют на сущность и многообразие проявлений установленного порядка, но, в свою очередь, подвергаются с его стороны весьма активному обратному воздействию. Так, например, политический режим создает политическую среду деятельности государственных учреждений, партий, общественных организаций личностей, от него зависит проводимая страной внешняя политика. Он в немалой степени формирует правовое и политическое сознание и социальную психологию как многомиллионных масс народа в целом, так и каждого гражданина в отдельности. В данном случае установленный порядок связан с общим имиджем страны в мировом сообществе государств и его международным престижем.

Непрекращающиеся террористические акты способны вызвать установление режима чрезвычайного положения. Здесь правовые режимы, предполагают применение особых (чрезвычайных) мер, сочетая их одновременно с гарантированными правами, свободами граждан. Именно они являются адекватной формой деятельности государства в «нестандартных», экстраординарных ситуациях.

Четко выделить конкретный правовой режим или прямо указать на его присутствие можно в отраслях публичного права. К ним могут быть отнесены собственно административное, таможенное, финансовое, уголовно – исполни – тельное, а также налоговое право. Они в основном связаны с методом властного приказа, жесткими императивными традициями. Значительное распространение получили правовые режимы в морском праве, причем здесь сочетаются как «административные» тенденции, так и международно – правовые.

Детальная передача всех элементов правового режима в нормативном акте способна придать ему устойчивость, восприимчивость со стороны адресата, высокую эффективность, обеспечить бесперебойную работу механизма правового регулирования.

Отсутствие основных структурных элементов правового режима, соответствующих основным элементам механизма правового регулирования, само по себе превращает правовой режим в недостроенную, нерабочую конструкцию.

Правовой режим выходит далеко за пределы нормативно – правового акта, закрепляющего только его нормативную основу. Законы, указы, постановления являются лишь частью правового режима, его структурным элементом, а закрепленность в законодательстве – только одна из характеристик этой категории. Можно говорить о том, что правовой режим – это переходное, связующее звено между содержанием и формой права. Именно в этом заключается его уникальность, позволяющая ему выступать основным средством реализации правовой политики государства4.

Режим как установленный в обществе порядок имеет чрезвычайно большое значение в его развитии. Целостная концепция «правового режима» позволяет:

  1. науке – увидеть глубину и возможности, как правового регулирования, так и права в целом.
  2. законодателю, учитывая все обстоятельства, положив в основу принципы, необходимое сочетание юридических средств, создающих оптимальные условия относительно конкретного объекта (субъекта или деятельности), подвергнуть возникающие отношения особой, специфической регуляции.
  3. правоприменителю – применять законы и иные нормативно – правовые акты, четко зная, что положено в основу каждого сочетания юридических средств и достигаются ли цели специфического регулирования (как, например, один и тот же сотрудник МВД России, выполняя одни и те же функции будет по разному себя вести в Екатеринбурге и в Гудермесе).
  4. правоохранителю – обеспечить контроль и надзор законного и правильного (на основе принципов приоритета прав и свобод и т.п.) действия механизмов реализации.

Правовой режим призван: способствовать мобилизации социального потенциала страны на достижение стоящих перед ней стратегических целей; формировать управляемую и динамичную социальную структуру, стабилизирующую внутреннее положение государства; создавать оптимальные условия работы органов власти и управления, обслуживать их постоянное взаимодействие и обратную связь с населением, обеспечивать позитивную внешнеполитическую обстановку, а в конечном счете гарантировать эффективную управляемость и саморегуляцию всей общественно – политической системы.

 

 

2. Оговорки в  нормативно – правовых актах Российского государства

 

Качество отдельно – взятого закона (тем более законодательства в целом) зависит от множества самых разнообразных факторов. Число этих факторов столь велико, механизм их действия столь сложен и своеобразен, что подвергнуть их все классификации и одинаково глубокому анализу весьма затруднительно.

Нынешние перестроечные процессы находятся на той стадии развития, что посредством законодательства решаются в основном «глобальные» проблемы. Но качество и эффективность действия закона зависит в немалой степени и от некоторых, казалось бы, сугубо технико – юридических конструкций, использованных при оформлении их содержания. Эффективность закона определяется не только предметом регуляции, не только степенью его «сопротивляемости», но и от тех юридических приемов и способов, которые выбраны для «перевода» реалий жизни на правовой язык. В последние годы в отечественной юридической литературе немало внимания уделяется идее и практике действия права. К сожалению, в погоне за глобальными, методологическими проблемами действия права зачастую упускаются важные специально – юридические факторы, весьма существенно влияющие на уровни, пределы и механизм действия права. Конкретные приемы юридической техники тоже должны «входить» полноправным элементом в структуру обеспечения действия права, закона.

Точность и конкретность законодательных актов становится во многом определяющим фактором в развитии рыночных отношений, проведении в стране политических и социальных мероприятий.

Юридическая наука достаточно активно исследовала вопросы законодательной техники. Но далеко не все ее приемы и конструкции получили надлежащее освещение законодательные оговорки относятся к числу таких феноменов. Однако не только в этом дело. В последнее время образовался крупный разрыв между теорией юридической техники и практикой законотворчества. Законодателями в силу разных причин плохо воспринимаются рекомендации правовой науки о возможностях использования тех или иных технико – юридических средств. Недостаточность материала относительно природы законодательных оговорок, отсутствие практических рекомендаций по их использованию, послужили основанием того, что проблема правовых оговорок вплоть до настоящего времени представляет собой своеобразное «белое пятно»5.

Законодательная оговорка – социально – обусловленное, имеющее специальную нормативно – лексическую форму, условие (заявление, положе – ние), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает определенные юридические последствия.

Оговорки выступают и могут анализироваться в качестве:

  1. формы согласования противоречивых интересов;
  2. средства обеспечения прав и свобод граждан, компетенции организаций, суверенитета государств;
  3. метода ориентации для выбора юридически значимого поведения;
  4. средства обеспечения точности выражения мысли законодателя;
  5. метода достижения компромисса в среде законодательного корпуса;
  6. способа оптимизации правового регулирования;
  7. формы выражения и определения границ усмотрения правоприменителя6.

Классификация законодательных оговорок

По отраслевой принадлежности выделяются конституционные оговорки, оговорки уголовного, гражданского, административного, трудового, процессуального законодательства. Значительной спецификой отличаются оговорки, содержащиеся в Конституции Российской Федерации.

По структуре законодательные оговорки подразделяются на простые, сложные и альтернативные.

По методу правовой регуляции анализу подвергаются императивные, диапозитивные и рекомендательные законодательные оговорки.

Информация о работе Техника установления и реализации правового режима