Теорія ідеальної держави Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 20:09, реферат

Краткое описание

Вопрос о тысячелетней значимости Платона возникает у каждого, кто соприкоснулся с его мировоззрением и с художественным стилем его произведений. Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий.

Содержание

Вступление
1. Биография Платона
2. Творчество Платона
3. Концепция идеального государства Платона.
4. Диалог «Государство» и типология государств по Платону
4.1. Тимократия
4.2. Олигархия
4.3. Демократия
4.4. Тирания
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государство Платона.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)


Харківський Національний Університет імені В. Н. Каразіна

 

 

Юридичний факультет

Кафедра державно-правових дисциплін

 

 

 

 

Реферат

 

За дисципліною: Історія вчень про державу і право

На тему: «Теорія ідеальної держави Платона»

 

 

 

 

 

                                                                         Виконала:

    Студентка 2 – го курсу

                                                                                  Групи ЮП – 24

П'ятидверна Катерина

 

 

                                                                            Перевірив:

                                                                                                Слинько Д. В.

 

 

 

Харків – 2008

План:

Вступление

1.      Биография Платона

2.      Творчество Платона

3.      Концепция идеального государства Платона.

4.      Диалог «Государство» и типология государств по Платону

4.1.          Тимократия

4.2.          Олигархия

4.3.          Демократия

4.4.          Тирания

Заключение

Список использованной литературы


Вступление

Вопрос о тысячелетней значимости Платона возникает у каждого, кто соприкоснулся с его мировоззрением и с художественным стилем его произведений. Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий.

Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде.[1]

Именно это и обусловило актуальность данной работы. Раскрытие данной темы заинтересовало меня как будущего юриста, которому необходимо  знать  политико-правовые учения прошлого, которые являются историей развития юридической мысли.

В работе я  ставила  задачу  осветить  существующие исторические материалы, их актуальность на сегодняшний  день.  При  этом  я  преследовала цель, во-первых, глубже ознакомиться с некоторыми аспектами  данной  темы, и, во-вторых, попыталась в данной работе проследить  роль  мировоззрений Платона, сравнить взгляды ученых прошлого с взглядами ученых современности на  данную тему.


1. Биография Платона

В 428 г. до н.э. в Афинах у Аристона, афинского гражданина, и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии Платон. (428 – 348 до н.э.). По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии, знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода. И, конечно же, был своим человеком в Сократовском кружке. В 408 г. до н.э. произошла встреча Сократа и Платона. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования. В молодости был слушателем кружка сторонника учения Гераклита – Кратила, где познакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму. В 20 лет он готовился участвовать в соревновании как автор трагедии и случайно перед театром Дионисия услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа. Было это примерно в то время, когда афинский флот одержал последнюю значительную победу в Перепелонской войне.

Платон разделял со всем кружком отвращение к афинской демократии. После осуждения и смерти Сократа, в период, когда демократы снова вернулись к власти, Платон отправляется к одному из старших учеников Сократа – Евклиду – в Мегару. Однако вскоре он снова возвращается в город и принимает активное участие в ее общественной жизни. После возвращения в Афины он предпринял первое путешествию в Южную Италию и на Сицилию. Он пытается реализовать свои идеи и принял участие в политической жизни на стороне местной аристократии, возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего. Дион был последователем пифагорейской философии и в своей общине представлял крайне реакционное крыло. Политическая деятельность Платона не была, успешной. Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке рабов его выкупили друзья, и он возвращается в Афины.

В Афинах Платон интенсивно работает в области философии. Во время своих странствий он познакомился с Пифагорейской философией, которая в дальнейшем повлияла на него. Диоген Лаэртский считает, что учение Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же период Платон в саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственную философскую школу – Академию, которая становится центром античного идеализма.

В период правления в Сиракузах тирана Дионисия Младшего Платон вновь пытается включиться в политическую борьбу. И на этот раз его стремление провести свои мысли в жизнь не находят ожидаемого понимания. Подавленный политическими неудачами он возвращается в Афины, где и умирает в возрасте 80 лет, по преданию, в день своего рождения, в день рождения Аполлона в 348 г. до н.э.[2]

Жизнь Платона, по крайней мере, на главных этапах, оказалась весьма трагической. Одно разочарование неизменно следовало за другим. Уже осуждение на смерть Сократа, по существу разрушило в нем веру в силу разумного убеждения, а между тем Платон всю жизнь старался убедить людей силой слова. [3]

 


2. Творчество Платона

Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы - вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего его творческого пути.

Творчество античного философа Платона представляет интерес ещё и потому, что он имел редкую возможность практически реализовывать свои философские системы. Платон приложил немало усилий в просвещении сиракузского тирана Дионисия Младшего. Если подробно изучить биографию Платона, можно только удивляться, как последовательно и естественно совпадали у него его философская теория и жизненная практика.

Мы являемся обладателями 23 подлинных диалогов Платона, одной речи под названием «Апология Сократа», 22 приписываемых Платону диалогов, 13 писем, многие из которых считаются подлинными.

Его творчество имеет приблизительно три периода:

Первый начинается после смерти Сократа и заканчивается первой поездкой Платона в Сицилию, то есть с 399 года до 389-387 годов до н.э..

Он создает защитительную речь Сократа на суде, так называемую «Апологию Сократа», «Критона», «Протагора», 1-ю книгу «Государства», «Лахета», «Лисия», «Парменида». Форма всех диалогов этого периода сходна в них всегда выступает Сократ, который говорит с кем-то из видных афинских или других граждан. Сократ задает вопросы тому, кто считается знатоком предмета. Искусно подобранными вопросами Сократ заставляет оппонента точнее формулировать свои ответы, и результат выявляется целый ряд «противоречий» и нелепостей. Сократ же последовательно, взвешивая все «за» и «против» делает определенные выводы.

Второй период совпадает с первым путешествием в Италию. Он отходит от собственно сократического «этического идеализма» и закладывает основы объективного идеализма. В этот период в мышлении Платона несколько усиливается влияние философии Гераклита и пифагорейского подхода к миру. Во второй половине этого периода, который приблизительно можно ограничить первым и вторым путешествием в Сиракузы, Платон дает цельное позитивное изложение своей системы. Большое внимание в этот период Платон уделяет вопросам метода познания идеи. Он использует для его определения термин «диалектика» и приравнивает этот метод к трению дерева о дерево, которое, в конце концов, приводит к возникновению искры познания. К переходному периоду, относят, написанные в 80-е годы, диалоги: «Ион», «Гиппий больший», «Гиппий меньший», «Горгий», «Менон», «Кратил», «Евтидем», «Менексен».

Начало третьего периода считают диалог «Парменид». Он переоценивает свое прежнее понимание идеи, рационализирует его, придавая ему характер общности. Понимание идеи приобретает определенную косность (застылость). В нем, диалектика идей определена конфликтом бытия и небытия, который происходит прямо в царстве идей. Тем самым в царство идей вводится движение и развитие. Диалектика идей была призвана поддержать идеалистический монизм Платона, в котором заключается вершина его рационализма. В последующих трудах все больше проявляется влияние пифагорейской философии, усиливающей его мистицизм и иррационализм. К зрелому периоду творчества, то есть к 70-60 годам IV века до н.э., диалоги: «Федон», «Пир», «Федр», «Теэтет», «Тимей», «Критий», «Парменид», «Софист», «Политик», «Филеб», «Государство» (2-10 книги).

Наконец к 50-ым годам относятся, написанные только в черновом виде и переписанные набело одним из ближайших учеников Платона, Филиппом Опунтским, - «Законы».

Социально-политическим вопросам посвящены несколько произведений Платона:

1.      Трактат «Государство»

2.      Диалоги «Законы», «Политик».

Написаны в виде диалога между Сократом и другими философами. В них он говорит о модели «идеального», лучшего государства. Модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы. Напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию.

Наиболее значимым для нас стал труд Платона, посвященный государственному строю. По его теории государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей.[4]

 

 


3. Концепция идеального государства Платона

Платон знаменит и как ученик Сократа, донесший до нас содержание высказываний учителя, и как первый греческий мыслитель, основавший собственную философскую школу - знаменитую Академию (она просуществовала более 900 лет), и как крупнейшая фигура в истории европейской философской мысли.

Учение об обществе и государстве сформулировано им главным образом в диалогах «Государство» и «законы».

В истории общественного и культурного развития он выделял три основных стадии:

1.      «Династия», такая форма общества, когда люди жили, довольствуясь необходимым, когда не было ни бедных, ни богатых и тогда поэтому царили добрые нравы. Писаных законов не существовало, власть принадлежала старейшинам родов и была как бы царской,

2.      «Аристократия» т.е. эпоха, когда создаются большие поселения, зарождаются законодательство, появляется выборная власть. В эту эпоху и складывается государство как таковое,

3.      такое состояние государства и общества, которое может быть названо «Идеальным».

Исходя из сказанного, понятно, что Платон, в сущности, определял государство как особую форму поселения людей, возникающую из необходимости взаимопомощи, удовлетворения потребностей в пище и жилье, защиты населения и его территории, поддержания порядка внутри поселения. Государство и общество, таким образом, у Платона пока еще не различаются. Государство есть особая форма поселения людей.

Ключевое место в его концепции занимает учение об идеальном государстве. Что же он понимал под “идеальным” государством, а что относил к отрицательному типу государства?

Идеальное государство - то, которое удовлетворяет требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание всего государства и учитывают естественное неравенство людей в их природных задатках. Основной закон состоит в том, что каждый член общества обязан выполнять только то дело, к которому он пригоден. Всех жителей «идеального» государства автор разделяет на три класса: высший класс составляют люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности. Второму, среднему классу свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержание порядка и спокойствия. Второй и высший класс - классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется не по профессиональным, а по нравственным критериям. Нравственные качества этих людей Платон ставит гораздо выше нравственных качеств низшего класса. Третьи лишены всех этих качеств, низший класс - объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому; в него входят самые разные люди, связанные с ремеслом, земледелием, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей - это земледельцы, ремесленники, торговцы. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.

По убеждению Платона, грань между этими группами населения непроходима, как непроходима грань между кастами. Идеальное общество строго иерархизировано по принципу природных наклонностей и задатков людей. Так формулируется у Платона идея разделения общественных функции между разными социальными группами. Из всего этого можно сделать вывод, что Платон создает тоталитарную систему разделения людей на разряды, которая немного смягчается возможностью перехода из класса в класс (это достигается путем длительного воспитания и самосовершенствования). Переход этот осуществляется под руководством правителей. Характерно, что если даже среди правителей появится человек, больше подходящий для низшего класса, то его необходимо «понизить». Таким образом, Платон считает, что для благосостояния государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он приспособлен наилучшим образом. Если человек будет заниматься не своим делом, но внутри своего класса, то это еще не гибельно для «идеального» государства. Когда же человек незаслуженно из сапожника (первый класс) становится воином (второй класс), или же воин незаслуженно становится правителем (третий класс), то это грозит крахом всему государству, поэтому такой «перескок» считается «высшим преступлением» против системы, ведь для блага всего государства в целом человек должен делать только то дело, к которому он наилучшим образом приспособлен.

Информация о работе Теорія ідеальної держави Платона