Теория Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 17:59, контрольная работа

Краткое описание

Поэтому целью работы, помимо уяснения основных положений теории конституции, является рассмотрение конституционного статуса личности и системы органов государственной власти.
Задачами работы являются:
Исследование теории конституции
Анализ конституционного статуса личности
Подробное рассмотрение системы органов государственной власти
Для закрепления материала решение практического задания

Содержание

Введение……………………………………………………………....3
1. Теория Конституции РФ…………………………………………………4
2. Конституционный статус личности в РФ………………………………6
3. Система органов государственной власти в РФ………………………10
4. Практическое задание…………………………………………………..15
Заключение…………...……………………………………………………17
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КР правоведение.docx

— 39.00 Кб (Скачать файл)

  

Содержание

Введение……………………………………………………………....3

1. Теория Конституции РФ…………………………………………………4

2. Конституционный статус личности в РФ………………………………6

3. Система органов государственной  власти в РФ………………………10

4. Практическое задание…………………………………………………..15

Заключение…………...……………………………………………………17

Список литературы…………………………………………………..……18

 

Введение

Россия в своем социально-экономическом и политическом развитии, почти всегда, отставала от передовых стран Запада. «Окидывая взором, исторический путь России, приходится констатировать, что слишком часто власть опаздывала с реформами». В России действует Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Поэтому целью работы, помимо уяснения основных положений теории конституции, является рассмотрение конституционного статуса личности и системы органов государственной власти.

Задачами работы являются:

    • Исследование теории конституции
    • Анализ конституционного статуса личности
    • Подробное рассмотрение системы органов государственной власти
    • Для закрепления материала решение практического задания

Объектом работы являются теоретические аспекты формирования конституции, а предметом – отдельные аспекты Конституции РФ

Структура работы. Исследование состоит из введения, основной части, практического решения задачи, заключения.

 

 

  1. Теория Конституции РФ.

Конституция в любом государстве это правовой акт высшей юридической силы, основной закон, своеобразный признак государственности и, в известном смысле, общества в целом. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти.

Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов власти, управления, суда основные права, свободы и обязанности граждан.

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Форма Конституции имеет внешнюю и внутреннюю стороны, т.е. систему и структуру.

Система Конституции – это обусловленная содержанием объекта конституционного регулирования субъективная организация норм, создаваемая законодателем с учетом требований законодательной техники и национальных традиций в праве.

 Структура Конституции  – это логическая связанность  различных институтов независимо  от места расположения норм  в тексте Конституции. Нормы, составляющие  один институт, могут быть размещены в разных главах Конституции.

В Конституции РФ с формальной точки зрения преамбулы нет, но содержится введение, состоящее из нескольких принципиальных положений. Они объясняют причины и цели принятия основного закона. Среди них: утверждение прав и свобод человека и гражданина, гражданского мира и согласия; сохранение единства, которое сложилось в государстве исторически; возрождение суверенной государственности; утверждение незыблемости ее демократических основ; обеспечение благополучия и процветания РФ. В заключительных разделах конституций обязательно содержатся нормы о порядке изменения основного закона и некоторые другие переходные положения.

К РФ состоит из 3 частей: преамбула (введение, где говорится о целях принятия конституции, её принципах); основная часть; заключительные и переходные положения.Основная часть состоит из 9 глав, главы делятся на статьи (137 статей). Заключительные положения включают в себя 9 пунктов, при этом 7,8,9 не действуют.

  1. По данной главе следует сделать вывод являясь гарантом соблюдения прав человека и гражданина, Конституция играет чрезвычайно важную роль в объединении общества, поскольку права, провозглашаемые Конституцией, имеют всеобщий, не зависящий от социального положения индивидуума характер.  
    Конституционный статус личности

Согласно Конституции РФ, государство должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку и гражданину, устанавливающие его правовое положение.

Прямое действие Конституции РФ очень важно для защиты прав и свобод человека и гражданина. В РФ о непосредственном действии прав и свобод человека и гражданина говорится в ст. 18, а о прямом действии Конституции - в ч.1 ст. 15.

К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы (гражданские, политические, экономические, социальные и культурные), конституционные обязанности. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение; их содержание составляют положения гл. 2 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина", которая включает 48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам и свободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логические основания, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфер жизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются.

В действующей Конституции личные (гражданские) права и свободы (ст. 20-29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы  являются по своей сущности  правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую  с принадлежностью к гражданству  государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы  неотчуждаемы и принадлежат каждому  от рождения;

3) это такие права и  свободы, которые необходимы для  охраны жизни, свободы, достоинства  человека как личности, и другие  естественные права, связанные с  его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь, закрепляющее в юридической форме эту высшую ценность. Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20). Никого нельзя произвольно лишить жизни. Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся, прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия, наркотиков и прочее.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т. д. Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.

Понятие "достоинство личности" имеет специфическое по сравнению с другими личными правами содержание. Впервые оно было применено во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней понятие "достоинство" выделяется как особая категория наряду с правами и трактуется как присущее всем членам человеческой семьи. "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах".

В Конституции РФ закреплено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может без добровольного согласия подвергаться медицинским, научным и иным опытам (ч. 2 ст. 21).

Понятие "достоинство личности" применимо ко всем людям. Достоинством обладает как человеческий зародыш, так и осужденный к пожизненному заключению. Содержание понятия "достоинство личности" в теории прав человека пока не определено, но в практике защиты достоинства оно используется широко.

Весьма важное значение имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), обеспечивающее государственную охрану и защиту от противоправных посягательств на жизнь, здоровье, личную свободу человека. Это право означает свободу человека, право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой, своим временем.

Конституция фиксирует право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23).

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Каждому человеку предоставляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важной дополнительной правовой гарантией равноправия независимо от национальности является конституционная норма о том, что никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (ч. 1 ст. 26). В официальных анкетах не допускается вопрос о национальности.

В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. (в ред. от 23 января 2004 г.), к числу сведений, вносимых в паспорт, не отнесено указание на национальность. При этом оговаривается запрещение вносить в паспорт сведения, не предусмотренные Положением.

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27).

Таким образом, для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового.

 

  1. Система органов государственной власти в РФ.

Система Российского государства основана на принципах демократии, республиканской формы правления, конституционной законности, федерализма, единства системы государственной власти. Принцип демократии означает, что органы государственной власти в Российской Федерации формируются народом, путем прямых и свободных выборов.

Государственные органы - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.

Органы государственной власти характеризуются следующими чертами:

- наделены государственно-властными полномочиями;

- образуются и действуют  в установленном государством  порядке;

- уполномочены государством  осуществлять его задачи и  функции;

- являются составной частью  единой системы органов государственной  власти Российской Федерации.

По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ.

Федеральные органы включают: Президента РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы исполнительной власти и федеральные суды РФ.

В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые Федеральными законами, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ. Согласно Конституции РФ система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти.

Президент РФ является главой государства (ст.80 Конституции РФ). Президент РФ занимает в системе федеральных органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти, избирается всеобщим голосованием, располагает собственными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо.

Информация о работе Теория Конституции РФ