Теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 11:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теорий происхождения государства во всех временных рамках.
Задачи:
1. Рассмотреть причины многообразия теорий происхождения государства;
2. Изучить теории происхождения государства во всех временных рамках.

Содержание

Введение 3
1. Античные теории возникновения государства 5
1.1. Теологическая теория 5
1.2. Древнегреческая теория 7
1.3. Древнекитайская теория 9
2.Средневековые теории возникновения государства 12
2.1.Договорная теория происхождения государства 12
2. 2. Теория насилия 15
2.3. Патриархальная теория 17
2.4. Патерналистская теория 18
3. Современные теории возникновения государства 21
3.1.Расовая теория 21
3.2. Психологическая теория 22
3.3. Органическая теория 24
3.4. Патримониальная теория 26
3.5. Ирригационная теория 28
3.6. Кризисная теория 29
3.7. Волюнтаристские теории 32
3.8. Теория инцеста 34
3.9. Марксистская теория 37
Заключение 39
Библиографический список 41

Вложенные файлы: 1 файл

Теории происхождения государства.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

 

 План

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Экономическая  и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности  деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм.

В первобытном  обществе это были обычаи, слитые с  религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора.

Качественно новые  социально-экономические условия  требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные  внешние влияния. Поэтому общетеоретическое  схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер.

Оно позволяет  глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.

Позволяет четче  определять все свойственные ему  функции - основные направления его  деятельности, точнее установить его  место и роль в жизни общества и политической системы.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и становления государства и права.

Зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить  к наукам общественными, в частности, основываясь на тех или иных достижениях по-новому взглянуть на процесс происхождения государства.

Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияние других факторов на развитие общества. Одним словом, мыслили односторонне.

Нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские и идеологические пристрастия. Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Цель: является изучение теорий происхождения государства  во всех временных рамках.

Задачи:

1.  Рассмотреть  причины многообразия теорий  происхождения государства;

2.  Изучить  теории происхождения государства  во всех временных рамках.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Античные теории возникновения  государства

1.1. Теологическая теория

Одной из самых древних была теологическая теория (от греч. theos — Бог, logos — понятие, учение). Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.1

Первоначальные религиозно-мифические представления о божественном происхождении государства отличались широким многообразием. Это объясняется особыми историческими условиями существования религий и ранних государственных образований. Впоследствии эти воззрения были переработаны на почве различных течений христианства в относительно цельную теологическую доктрину, выделились доктрины иудаизма, мусульманства (ислама), буддизма и других.

В сохранившихся  литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория. Так, в законах царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: «боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу». В древнем Китае император именовался сыном неба.

В Древней Греции ученик Сократа (469-399 до н.э.), потомок  знаменитого законодателя Солона, —  Платон (427-347 до н.э.) основал в пригороде  Афин школу, где учил, что источником происхождения государства и права является божество. Ученик Платона и воспитатель Александра Македонского — Аристотель (384-322 до н.э.) – также был сторонником божественного происхождения государства.

Идеи богоустановленности  государственной власти активно  развивались в христианстве. Уже на заре христианства апостол Павел говорил в своем послании к римлянам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Однако окончательно теологическая теория сформировалась в средние века. Это во многом было связано со стремлением обосновать и утвердить верховенство церковной власти над светской (государством).

Начиная с IХ  — Х вв. формулируется так называемая теория «двух мечей», согласно которой  для защиты христианства Богом были даны два меча — церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от Бога.

В учении известного ученого-богослова Фомы Аквинского (1225- 1274), процесс возникновения государства  рассматривался аналогично сотворению мира Богом. Религия, согласно учению Ф. Аквинского, должна обосновывать необходимость  возникновения и существования  государства от Бога. В свою очередь государство обязано защищать религию. Освящение государственной власти божественным ореолом (монарх — помазанник божий) придавало такой власти и авторитет, и безусловную обязательность неограниченной власти монарха.

Согласно теологической теории творцом государства, как и всего сущего на Земле, Бог. Проникнуть в тайну божественного замысла невозможно, следовательно, невозможно постичь природу и сущность государства. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этого божественного замысла. Верность этой теории нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой.

1.2. Древнегреческая теория

О соответствующих  воззрениях египтян греческий историк Геродот (V в. до н.э.) рассказывает, что во время его посещения Египта жрецы сообщили ему о том, что всего в Египте был 341 фараон, и все они были людьми. «Правда, – сообщает Геродот со слов жрецов, – до этих людей в Египте царствовали боги, которые жили совместно с людьми и один из них всегда был самым могущественным. Последним из этих царей был Ор, сын Осириса, которого эллины зовут Аполлоном. Низложив Тифона, он стал подлинным царем-богом в Египте».

 

Несколько иную версию мифа о первоначальном правлении и законодательстве богов, учреждении ими государств и научении людей основам совместной государственной жизни приводит Платон (V– IV вв. до н.э.), тоже ссылающийся на информацию египетских жрецов. По этой версии мифа, государство появилось в эпоху Зевса и олимпийских богов, а до этого, при Кроносе, государства не было, и люди непосредственно управлялись богами и жили счастливо. «Под управлением бога, – пишет Платон о временах Кроноса, – не существовало государств; не было также в собственности женщин и детей» .

Появление государства  в эпоху Зевса Платон со ссылкой  на древние мифы освещает следующим  образом. После Кроноса боги вновь  поделили между собой по жребию все  страны земли. При этом, в частности, Аттика (территория древних Афин) досталась Афине и Гефесту, а большой остров Атлантида – Посейдону.

Афина и Гефест, согласно мифу, населили Аттику «благородными  мужами, порожденными землей, и вложили  в их умы понятие о государственном  устройстве. Эти «божественные мужи», по словам Платона, организовали Афины того мифического времени (около 9 тысяч лет до Платона) как «государство с общественным управлением». Тогдашние афиняне, по словам Платона, «справедливо управляли своей страной и Элладой».

Посейдон же установил на Атлантиде государство в форме наследственного царского правления. Он разделил остров на десять частей и сделал их царями десять своих сыновей (потомков Посейдона и земной женщины). Царем лучшей части острова он сделал своего старшего сына Атланта, а архонтами других частей (царями в своей области, но под главенством верховного царя) он назначил остальных своих сыновей.

Основы этого  государственного устройства были закреплены в установленных Посейдоном законах. Согласно мифу, дело обстояло следующим  образом: «Каждый из десяти царей в своей области и в своем государстве имел власть над людьми и над большей частью законов, так что мог карать и казнить любого, кого пожелает; но их отношения друг к другу в деле правления устоялись сообразно с Посейдоновыми предписаниями, как велел закон, записанный первыми царями на орихалковой стеле, которая стояла в средоточии острова – внутри храма Посейдона».

Благодаря такому правлению (на основе божественных установлений) Атлантида стала богатой и  мощной страной. Это процветание  продолжалось до тех пор, пока в потомках правителей сохранялась их божественная природа. Когда же в них возобладал человеческий нрав, ими овладели жадность и сила, и прежняя форма царского правления стала постепенно портиться и вырождаться в тимократию и олигархию. Зевс решил покарать развратившихся жителей Атлантиды и устроил землетрясение и потоп, в результате чего Атлантида утонула.

        Содержание приведенного мифа сам Платон интерпретировал в своей политической философии в том смысле, что для организации правильных форм земной жизни,(в том числе идеального государства и законодательства) необходимо в максимально возможной мере подражать мифическим космически-божественным первообразцам (философски говоря – идее) правления людьми, имевшим уже место до космических перемен и закрепленным в мифах.

Эти представления  нашли свое воплощение в разработанном  Платоном в диалоге «Государство»  проекте идеального строя, во многом сходного с устройством древних  Афин мифического времени. А мифологические мотивы правления Атлантидой на основе Посейдоновых предписаний (т.е. божественно разумных и справедливых законов) Платон использовал в своем диалоге «Законы» для обоснования своего проекта «второго по достоинству» государственного строя, где правят уже не философы, а законы.

В древнегреческом  государстве мифологические представления  людей о происхождении власти и об отправлении правосудия как  о проявлении божественной воли на земле связаны с ранним периодом развития древнегреческой политико–правовой  мысли. Этот период называют еще «гомеровским» (IX – VI века до нашей эры). Объясняется это наличием поэм Гомера и Гесиода, где восхваляется власть богов–олимпийцев во главе с верховным богом – Зевсом.

Описываемые в  «Илиаде» и "Одиссее" события, на которых воспитывалась в дальнейшем вся Эллада, Зевс в нравственной плоскости выступает как верховный заступник всеобщей справедливости, сурово карающий тех, кто творит насилие и неправый суд. Согласно поэме Гесиода "Теогония", от брака Зевса (олицетворения всего совершенного) и Фемиды (олицетворения вечного естественного порядка) рождаются две дочери–богини: Дике (справедливость) и Эвномия (благозаконие). Дике охраняет естественно–божественную справедливость и карает неправду. Эвномия обозначает божественный характер начал законности в общественном устройстве, глубинную внутреннюю связь законности и полисного устройства.

1.3. Древнекитайская теория

Древнекитайская теория становления государства  звучит следующим образом: «Волей божественного  Неба в Поднебесной появился порядок, организация власти, правила поведения и т. д. Император (носитель власти) при этом — сын Неба.».

На формирование этой теории оказала сильное влияние  философия древнегокитая. Разделим древнекитайскую философию на 2 этапа  и рассмотрим каждый из них.

Предыстория китайской философии (до VI века до н. э.)

В древней китайской  философии (до VII века до н. э.) господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что  всё в мире зависит от предопределения  Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания.

Шан-ди («верховный владыка», «высший предок», «высшее божество»; в древнейших текстах часто просто Ди), в древнекитайской мифологии и народной религии верховное божество. Представление о Шан-ди, по-видимому, зародилось в недрах шан-иньского общества во. 2-м тыс. до н. э. Как полагают некоторые учёные (Дж. М. Мензис), «ди», первоначально означавшее жертвоприношение (сожжение жертвы), позднее стало названием божества, которому приносили жертву («ди», по-видимому, служил также обозначением умерших предков царствующего дома, включая мифических, являвшихся его тотемом). В поздний период правления династии Шан-Инь (ок. 13—11 вв. до н. э.) наряду с «ди» появился термин «Шан-ди» для обозначения верховного божества, а также, вероятно, первого из шан-иньских предков. Постепенно «ди» превратилось в бога — покровителя всего шан-иньского государственного образования. После покорения Инь чжоусцами произошла контаминация их культа неба с представлением о Шан-ди. В текстах 1-го тыс. до н. э. Шан-ди выступает как синоним понятий Тянъ и Тянъ-ди. Термин «Шан-ди» был воспринят даосской философией и религией, где он фигурирует как великий предок Дао — пути («Хуайнань-цзы», 2 в. до н. э.), в средние века титул Шан-ди был пожалован императором Хуэй-цзуном (начало 12 в.) верховному владыке даосского и народного пантеона Нефритовому государю Юй-ди. После появления в Китае европейских миссионеров в их проповедях и в переводах библии на китайский язык термин «Шан-ди» стал использоваться для обозначения христианского понятия «бог».

Информация о работе Теории происхождения государства