Теории происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2013 в 13:48, контрольная работа

Краткое описание

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

Вложенные файлы: 1 файл

Теории возникновения государства.docx

— 33.96 Кб (Скачать файл)

«Теории происхождения  государства»

 

1. Основные теории (концепции) происхождения  государства и права

 

     За время существования  юридической, философской и политической  наук были созданы десятки  самых разных теорий и доктрин.  Их разнообразие связано с  одной стороны, многогранностью  таких явлений, как государство  и право, с другой – с  тем, что каждая теорий отражает  субъективизм ученых или различные  взгляды и суждения тех или  иных классов, других социальных  общностей, или взгляды на разные  аспекты процесса происхождения  и развития государства и права.  В основе таких взглядов и  суждений всегда находились и  находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

 

     К основным теориям  возникновения государства принято  относить:

 

1. теологическую (религиозная, божественная);

2. патриархальную (отеческая);

3. договорную (естественно-правовая);

4. органическую;

5. психологическую;

6. ирригационную;

7. насилия (внутреннего и внешнего);

8. экономическую (классовую).

 

Теологическая теория возникновения  государства

 

     Теологическая  (религиозная)  теория  господствовала в средние  века. В настоящее время она  наравне с другими теориями  распространена в Европе и  на других континентах, а в  ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в.,  Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).

 

      Во всех религиях  отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".

 

     Теократическая теория  имела под собой реальные факты:  первые государства имели религиозные  формы, поскольку представляли  собой правление жрецов. Божественное  право придавало государственной  власти авторитет, а решениям  государства - обязательность. Так,  в Законах древневавилонского  царя Хаммурапи говорилось о  божественном происхождении власти  царя: "Боги поставили Хаммурапи  править "черноголовыми".

     Суть теологической  теории в том, что, по мнению  ее авторов, государство возникло  по воле Бога. Следовательно, государство,  его институты, власть:

 

   = вечны, незыблемы и святы;

 

   = их возникновение и упразднение  не зависит от человека;

 

   = являются выразителями  воли Бога на земле.

 

     Теологическая теория  призывает:

 

   • принять государство  и власть как данность, полученную  свыше;

 

   • признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель  Бога на Земле, монархи - представители  Папы и через него Бога в  своих государствах);

 

   • полностью и во всем  подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей  небесной на Земле, - то есть  монархам и государству;  не  пытаться изменить установленный  Богом порядок.

 

     Достоинства данной теории:

 

   - способствует укреплению  гражданского согласия в обществе, усилению духовности;

 

   - препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским  войнам, переделу власти и собственности.

 

     Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

 

     Современным инвариантом  теократической теории является  христианско-демократическая концепция  государства, основанная на подчеркивании  уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.

 

Патриархальная теория возникновения государства

 

     Основоположником патриархальной  теории считается древнегреческий  философ Аристотель (384-322 до н. э.).

     Аристотель считал, что  люди как коллективные существа  стремятся к общению и образованию  семей, а развитие семей ведет  к образованию государства. Аристотель  трактовал государство как продукт  размножения семей, их расселения  и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть  продолжение и развитие отцовской  власти. Он отождествлял государственную  власть с патриархальной властью  главы семьи.

 

     В Китае эту теорию  государства как большой семьи  развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.

 

     В более современную  эпоху ее развили Филмер и Михайловский.

 

     Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.

 

     Суть  патриархальной  теории  в том, что, по мнению  ее авторов, государство возникает  по модели семьи (то есть, государство  - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных  семей). Государство возникает из  разрастающейся из поколения  в поколение семьи.

     Следовательно,  власть  правителя  (короля)  является  продолжением отцовской власти  в семье, Согласно патриархальной  теории:

 

   - монарх является отцом всего народа;

 

   - благосостояние общества  невозможно без королевской (отцовской)  заботы;

 

   - король действует во  благо подданных, охраняет и  защищает их (как отец членов  семьи);

 

   - власть короля (отца) ничем  не ограничена и незыблема;

 

   - подданные обязаны чтить  короля и подчиняться ему, как  члены семьи отцу.

 

     К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она:

 

   * способствует сплочению  общества; уважению, почитанию государственной  власти;

 

   * культивирует дух родства,  братства, взаимосвязанности членов  общества (как членов семьи).

 

     Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:

 

   = в семье существуют действительные  родственные связи, в то время  как весь народ (несмотря на  наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять  родственниками;

 

   = монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществ­ляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);

 

   = вряд ли можно считать  государство прямым продолжением  семьи еще и потому, что оба  эти института зарождались постепенно  и почти в одно и то же  время в процессе разложения  первобытнообщинного строя.

 

Договорная теория возникновения  государства

 

     Теория общественного  договора или естественно-правовая  была сформулирована в работах  раннебуржуаз-ных мыслителей и получила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами  и сторонниками в разное время являлись:

 

   Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;

 

   Джон Локк (1632 - 1704), Томас  Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;

 

   Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;

 

   А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.

 

     Теория, выдвинутая данными  авторами, получила также название  естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.

 

     Характерно, что в  работах многих представителей  указанной школы обосновывалось  право народа на насильственное, революционное изменение строя,  который нарушает естественные  права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение  и в Декларации независимости  США.

 

     Суть естественно-правовой  теории в том, что, по мнению  ее авторов, в основе государства  лежит так называемый "общественный  договор", который состоит в  следующем:

   - первоначально люди находились  в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);

   - каждый преследовал только  свои интересы и не считался  с интересами других, что приводило  к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное  общество могло уничтожить само  себя;

- чтобы этого не случилось,  люди заключили "общественный  договор", в силу которого каждый  отказывался от части своих  интересов ради взаимного выживания; 

   - в результате был создан  институт согласования интересов,  совместной жизни, взаимной защиты - государство.

 

     Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:

 

   = были разрушены теологические  и патриархальные представления  о возникновении государства,  а вместе с ними идеалы святости  и непогрешимости власти, полного  подчинения ей, отсутствия у народа  возможности повлиять на власть;

 

   = сделан шаг к созданию  гражданского общества;

 

   = фактически выдвинут принцип  народного суверенитета ~ власть  производна от народа и принадлежит  народу;

 

   = государственные структуры,  власть существуют не сами  по себе, а должны выражать  интересы народа, быть у него  на службе;

 

   = теория,  демократичная   по  своей  сути, подготовила  почву возникновению республик  - как альтернативы реакционным  монархиям XVII - XVIII вв.;

 

   = согласно теории государство  и народ имеют взаимные обязательства  - народ соблюдает законы, платит  налоги, выполняет воинскую и другие повинности;  государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;

 

   = в случае нарушения государством  своих обязанностей народ может  разорвать общественный договор  и найти других правителей; обосновано  прогрессивное для того времени  право народа на восстание,  говоря современным языком - право  менять власть, если она перестала  выражать интересы народа.

 

     Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:

 

   - "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная  действительность; зачастую государства  возникали другими путями - войнами,  насилием и при наличии иных  условий;

 

   - ни одно государство  не возникло на основе договора  между гражданами (подданными) и  правителями;

 

   - сам по себе общественный  договор между всеми членами  общества маловероятен в силу  различия интересов и слишком  большого числа жителей государства,  физически неспособных знать  и учитывать интересы друг  друга;

 

   - общество воспринимается  одномерно, как единое целое,  в то время как в реальной  действительности оно разделено  на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие  разные интересы и враждебные  друг другу.

 

Органическая теория возникновения  государства

 

     Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с про­цессами человеческой психики.

     Появление дарвинизма  привело к тому, что многие  юристы, социологи стали распространять  биологические закономерности (межвидовая  и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на  социальные процессы.

Информация о работе Теории происхождения государства