Теории и истории государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2015 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Задачи, решаемые в ходе работы:
- изучить основные задачи, принципы деятельности Конституционного Суда;
- изучить состав Конституционного Суда Республики Беларусь, а также правовой статус судей;
- наиболее полно рассмотреть компетенцию Конституционного Суда.

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
1 Понятие и принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь………………………………………………………………………............6
2 Порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь…………………………………...................…………………………….....8
3 Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь…………..…...12
4 Статус судей Конституционного Суда Республики Беларусь и требования к кандидатам ……………………………………………………………...………….18
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованных источников…………………

Вложенные файлы: 1 файл

КС курсовая.docx

— 63.69 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Учреждение образования

“Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины”

 

Юридический факультет

 

Кафедра

Теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционный Суд Республики Беларусь

 

Курсовая работа

 

 

Исполнитель

студент группы П-24              Овезов А. К.

 

 

Научный руководитель    . Тимошенко М. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2015

 

 

Реферат

 

Курсовая работа 24 страницы, 20 источников.

 

Ключевые слова: Конституционный Суд, состав суда, компетенция суда, статус судей, акты Конституционного Суда.

Предмет исследования: деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь.

Методы исследования: общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д.) и специальные методы познания (исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический).

Цель курсовой работы: раскрыть понятие, порядок и принципы деятельности Конституционного Суда, его компетенцию, а также статус его судей, требования к ним, изучить акты Конституционного Суда.

Задачами курсовой работы являются: изучить основные задачи, принципы деятельности Конституционного Суда; изучить состав Конституционного Суда Республики Беларусь, а также назначение судей, их правовой статус; наиболее полно рассмотреть компетенцию Конституционного Суда; изучить акты Конституционного Суда Республики Беларусь.

Выводы: Конституционный Суд Республики Беларусь - это судебный орган, осуществляющий контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь, который создан для обеспечения верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных законодательством; основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон. Также Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону; Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей, шесть из которых назначаются Президентом Республики Беларусь, а остальные шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь. Также из числа судей Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь назначается Председатель Конституционного Суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституционного Суда. Срок полномочий судей - 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда - 70 лет.  
Содержание

 

Введение.......................................................................................................................4

1 Понятие и принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь………………………………………………………………………............6

2 Порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь…………………………………...................…………………………….....8

3 Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь…………..…...12

4 Статус судей Конституционного  Суда Республики Беларусь и требования  к кандидатам ……………………………………………………………...………….18

Заключение………………………………………………………………………….20

Список использованных источников……………………………………………...23

 

Введение

 

 

Конституционный Суд - это неотъемлемый атрибут правового государства.

Специализированные органы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являются важнейшими (опорными) элементами всей системы сдержек и противовесов, удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задача стоит и перед Конституционным Судом Республики Беларусь. Именно для этих целей он наделен правом вынесения заключений не только о конституционности нормативных актов, но и относительно систематического или грубого нарушения Парламентом Конституции.

Созданный в 1994 году Конституционный Суд Республики Беларусь является специальным органом конституционного контроля и входит в судебную систему Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь включен в главу «Суд» Конституции Республики Беларусь, чем подчеркивается принадлежность Конституционного Суда к судебной власти - самостоятельной ветви государственной власти.

Институт конституционного правосудия (конституционного контроля) широко известен в мировой практике государственного строительства. На сегодняшний день он существует в абсолютном большинстве демократических государств. Конституционный контроль необходимо рассматривать как одно из самых действенных проявлений системы сдержек и противовесов в механизме обеспечения принципа разделения властей.

С момента основания Конституционным Судом принято более 600 решений, касающихся различных аспектов функционирования правовой системы Республики Беларусь. Решения Конституционного Суда можно рассматривать в качестве одного из источников права Беларуси. Правовые позиции Конституционного Суда, которые формулируются в его решениях, являются основой для совершенствования законодательства и практики его применения, содержат доктринальные положения концептуального характера. В результате деятельности Конституционного Суда сфера конституционных прав и свобод получила дополнительный импульс для дальнейшего развития.

Конституционный контроль в Республике Беларусь развивается, не только основываясь на опыте политико-правового развития Беларуси, но и активно воспринимая европейскую гуманитарную традицию. Интенсификация конституционного контроля в Беларуси идет по пути сочетания форм предварительного и последующего конституционного контроля.

Актуальность данной темы заключается в том, что обеспечение и соблюдение прав и свобод человека в последние десятилетия рассматривается в качестве важнейшей задачи деятельности Конституционного Суда. Более того, сущность его основной функции состоит в том, чтобы проверка конституционности нормативных актов шла всегда под призмой защиты прав и свобод каждого человека, обеспечения оптимального взаимоотношения между государством и личностью.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- изучить основные задачи, принципы  деятельности Конституционного  Суда;

- изучить состав Конституционного  Суда Республики Беларусь, а также  правовой статус судей;

- наиболее полно рассмотреть  компетенцию Конституционного Суда.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция и т.д.) и специальные методы познания (исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический).

Для написания работы использовались нормативные акты Республики Беларусь и учебные пособия по судоустройству и конституционному праву. 
1 Понятие и принципы деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь

 

 

Опираясь на принципы народного суверенитета, разделения властей, верховенства права, Конституция Республики Беларусь провозглашает широкий перечень личных, политических, социально-экономических и культурных прав граждан, закрепляет механизмы их правовой защиты. Одним из таких механизмов является конституционное правосудие, которое в Республике Беларусь обеспечивается деятельностью Конституционного Суда [14, c. 15].

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г. № 2914-XІІ (далее – Закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь»), Конституционный Суд осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь.

Задачами Конституционного Суда Республики Беларусь являются обеспечение верховенства Конституции Республики Беларусь и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия нормативных актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, разрешения других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», основными принципами деятельности Конституционного Суда являются такие принципы, как законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон [11].

Теперь более подробно рассмотрим каждый принцип.

Принцип законности. Данный принцип означает, что Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами.

При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.

Принцип независимости. Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

Коллегиальность, как принцип, означает, что рассмотрение дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально. Решения принимаются только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.

Принцип гласности свидетельствует о том, что дела разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Также решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов [15, c. 240]

Принцип устности означает, что разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы.

Принцип равноправия и состязательности сторон, как принцип, означает, что при рассмотрении дел Конституционным Судом стороны пользуются равными правами. Также конституционное судопроизводство строится на началах состязательности сторон [11].

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

- основными принципами деятельности Конституционного Суда являются законность, независимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состязательность сторон;

- Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд или на его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Порядок формирования Конституционного Суда Республики Беларусь

 

 

В действующей в Республике Беларусь Конституции установлен такой порядок формирования Конституционного Суда, который присущ большинству государств.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2009г № 139-З (далее – Кодекс), Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей [3].

В соответствии с Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в следующем порядке:

а) шесть судей назначаются Президентом Республики Беларусь;

б) шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь [11].

Входящие ныне в состав Конституционного Суда судьи обладают необходимым стажем работы в юридических службах законодательной и исполнительной ветвей власти, в министерстве юстиции, органах прокуратуры республики, судах общей юрисдикции. Их опыт практической деятельности сочетается с теоретической подготовкой, работой в высших юридических учебных заведениях и научных учреждениях [7, c. 504].

Конституционный Суд Республики Беларусь приступает к работе и правомочен принимать решения, когда в его состав назначено (избрано) не менее восьми судей Конституционного Суда Республики Беларусь.

В соответствии с Регламентом Конституционного Суда дело рассматривается Конституционным Судом, как правило, в одном и том же составе судей. После начала слушания дела другие судьи могут принять участие в дальнейшем рассмотрении дела по решению Конституционного Суда.

Невозможность продолжать участие в заседании Конституционного Суда кого-либо из судей, если при этом не нарушается установленный кворум, не препятствует дальнейшему рассмотрению вопроса [10].

В случае, если временное, не более пятнадцати дней, отсутствие в процессе заседания Конституционного Суда кого-либо из судей повлекло за собой нарушение установленного кворума, в слушании дела объявляется перерыв. Если судья выбыл из судебного заседания в связи с длительным заболеванием или другими обстоятельствами, препятствующими его дальнейшему участию в заседании Конституционного Суда, на срок более пятнадцати дней, а равно в связи с самоотводом, который удовлетворен Конституционным Судом, и его отсутствие повлекло нарушение кворума, слушание дела откладывается.

Информация о работе Теории и истории государства и права